Массаж при артикуляционных расстройствах
Точки общего действия (рис. 8)
Точка 1. Располагается на лучевой стороне предплечья чуть выше шиловидного отростка, где пальпируется углубление, выше лучезапятной складки на 1,5 поперечного пальца.
Точка 2. Между I и II пястными костями, ближе к середине II пястной кости, в ямке.
Точка 3. На тыльной поверхности предплечья с лучевой стороны, ниже точки 4 на один поперечный палец.
Точка 4. На середине расстояния между латеральным подмыщелком и лучевым концом складки локтевого сгиба.
Точка 5. Ниже края латерального мыщелка больше-берцовой кости на 4 поперечных пальца у переднего края большеберцовой мышцы.
Точка 6. На тыльном сгибе стопы, на одной линии со 2-м пальцем.
Точка 7. Между II и III плюснефаланговым суставом, кпереди.
Точка 9. В углублении кзади от V плюсно-фалангового сустава с локтевой стороны кисти.
Точка 10. Во впадине между задним краем латеральной лодыжки и ахилловым сухожилием на уровне центра лодыжки.
Точка 11. Кзади и кнаружи от головки V плюсневой кости, во впадине на месте перехода тыльной поверхности стопы в подошвенную.
Точка 12. В углублении между I и II плюсневыми костями, выше плюснефаланговых суставов на 0,5 поперечного пальца.
Точка 13. На тыльной поверхности руки, выше запястья на три пальца, посередине между сухожилиями.
Точка 14. На ладонной поверхности руки, выше запястья на три пальца.
Точки локального действия (рис. 9)
Точка 15. На середине расстояния между крылом носа и краем верхней губы, кнаружи от средней линии на 0,5 см.
Точка 16. В боковой борозде крыла носа, перпендикулярно, ниже внутреннего угла глаза.
Точка 17. Кнаружи от угла рта на 1 см на вертикальной линии от зрачка.
Точка 18. Кпереди от угла нижней челюсти на 1,5 поперечного пальца, несколько кнаружи от места, где прощупывается пульсация артерии.
Точка 19. Кпереди и кверху от угла нижней челюсти, где пальпируется углубление.
Точка 20. Кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и выемкой нижней челюсти.
Точка 21. В углу лба в волосистой части головы на 1,5 см от угла лба в сторону височной впадины.
Точка 22. Кнаружи от нижнего края щитовидного хряща, у переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы.
Точка 23. Выше задней границы роста волос на 2 см в сторону от средней линии головы на 1,5 поперечного пальца.
Точка 24. Под затылочной костью выше задней границы роста волос на 1 поперечный палец, в ямке у наружного края трапециевидной мышцы, где пальпируется углубление.
Точка 25. Между остистыми отростками VII шейного и I грудного позвонков.
Точка 26. Между I и II шейными позвонками, выше задней границы роста волос на 0,5 поперечного пальца.
Точка 27. Между затылочной костью и I шейным позвонком, выше задней границы роста волос на один поперечный палец.
Точка 28. На 0,7 см выше середины верхнего края яремной выемки грудины.
Точка 29. На средней линии шеи, выше складки шеи на 0,5 см, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней выемкой щитовидного хряща.
Точка 30. В центре подбородочно-губной складки.
Точка 31. Точка на темени ближе к макушке, на прямом проборе, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху вертикально вверх через верхние точки ушных раковин.
Точка 32. Точка под носом в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе.
Точка 33. На нижней челюсти под нижечелюстными отверстиями на пересечении линий, проведенных через точки 17 и 30.
Точка 34. На середине наиболее выступающей части подбородка.
Точка 35. Посередине носогубной складки, кнаружи от точки 16.
Точка 36. Под точкой 20 на уровне нижнего края прикрепления мочки уха.
Точка 37. На середине линии шеи посередине верхнего края подъязычной кости на 1 поперечный палец выше точки 29 при запрокинутой голове.
Точка 38. На 1 сантиметр в сторону от точки 37.
Точка 39. В центре переносицы, между медиальными (внутренними) концами бровей.
Познакомившись с методикой проведения точечного массажа, широким спектром его использования в коррекционной работе, надеемся, вы убедились в его простоте, эффективности и доступности. Ученые рекомендуют освоить этот вид массажа и педагогам, и родителям, так как он достойно выдержал проверку временем. Старших дошкольников и школьников можно обучить элементам самомассажа. Пропаганда знаний по использованию нетрадиционных методов лечебной, коррекционной педагогики предоставляет возможность использовать их не только медикам, педагогам, но и родителям.
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА........................................... 3
ЖИВАЯ ПРИРОДА 6
1.1.Растительный мир.............................................. 6
1.1.1. Ароматерапия.............. !.............................. 6
1.1.2. Фитотерапия.............................................. 12
1.1.3. Комнатные растения................................. 63
1.1.4. Садотерапия — «трудотерапия»............. 74
1.2. Диетотерапия.................................................... 77
1.2.1.Овощетерапия........................................... 77
1.2.2.Фруктотерапия.......................................... 91
1.2.3.Ягоды — ваши лекари............................ 97
1.2.4.Лечение виноградом (ампелотерапия). 106
1.3. Животный мир (эманотерапия)..................... 108
1.3.1.Четвероногие друзья в доме.................. 108
1.3.2.«Терапевтическая» верховая езда (иппотерапия) 111
1.3.3.Медолечение (апитерапия)..................... 117
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА 132
2.1. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья 132
2.1.1.Климатотерапия...................................... 132
2.1.2.Лечение воздухом (аэротерапия).......... 134
2.1.3.Лечение светом (гелиотерапия)............ 136
2.1.4.Водолечение (гидротерапия)................. 141
2.1.5.Лечение морем (талассотерапия).......... 146
2.1.6.Лечение водорослями (альготерапия ). 148
2.2............................................................................ Богатства нашей земли 149
2.2.1.Глинотерапия.......................................... 149
2.2.2.Грязелечение (фанготерапия)................ 156
2.2.3.Лечение песком (псаммотерапия)......... 166
2.2.4.Лечение камнями (литотерапия)........... 168
2.2.5.Металлотерапия...................................... 174
3. ПСИХОТЕРАПИЯ............................................... 178
3.1.Психотерапия в лечебной педагогике 178
3.2.Сила словесных аффирмаций.............. 185
3.3.Речевое общение и совместимость...... 190
3.4.Куклотерапия в педагогике.................. 193
3.5.Сказкотерапия в жизни ребенка.......... 201
3.6.Смехотерапия. Юмор и барьеры общения 204