Укрепление артикуляционных мышц.

Работа над дыханием.

Начинать работу по коррекции дыхания, ввиду значительной утечки воздуха в процессе речи через нос, рекомендуется с вы­работки навыка направления воздушной струи через рот, чтобы обеспечить достаточное давление воздуха во рту для образования согласных звуков. В первые месяцы обучения прак­тикуют разнообразные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью. Цель упражнений – научить детей осуще­ствлять глубокий вдох с последующим достаточно сильным, дли­тельным выдохом. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок, выполняя перечисленные упражнения, не заменял направленное дутье рез­ким выдохом из глотки.

Упражнения на развитие навыка направлять выдыхаемую струю воздуха через рот:

1) поплевывание с зажатыми крылья­ми носа;

2) легкое дутье холодной струёй на ватку, полоску бумаги;

3) легкое поддувание холодной струёй плавающих в воде легких пластмассовых игрушек;

4) легкое поддувание бумажных фигурок, прикрепленных к деревян­ной стойке (бабочек, птиц, стрекоз, жучков, акробатов и т. д.);

5) легкое направленное сдувание или поддувание предметов че­рез соломенные или пластмассовые трубочки;

6) легкое дутье через пластмассовые трубочки в посуду с водой до разбрызги­вания воды;

7) пускание мыльных пузырей;

8) вращение струёй выдыхаемого воздуха игрушечных ветряных мельниц, двигате­лей и т. п.

Развитие диафрагмального (нижнереберного) дыхания

У детей с расщеплением губы и нёба значительно снижена жизненная емкость легких. Так, если у шестилетнего ребенка объем легких в норме составляет 1400 мл, то у его ровесника с расщеплением губы и нёба – 400 мл. Поэтому следующий этап работы – постановка диафрагмально-реберного дыхания для увеличения жизненной емкости легких и регулирования с помощью диафрагмы скорости и силы выдоха, использования при фонации грудного резонатора, удлиняющего выдох.

а) постановка диафрагмального (нижнереберного) дыхания.

Начинают постановку дыхания с упражнений лежа. Ребенок ложится на спину, взрослый объясняет, что при вдохе стенка живота и нижние отделы грудной клетки приподнимаются, при выдохе плавно втягиваются, затем следует пауза, в результате которой происходит расслабление мышечных групп. Обучение проводится с опорой на зрительную и тактильную стимуляцию: одну ладонь ребенок кладет на живот, другую – на грудь. На счет 1-2 ребенок делает вдох носом, на счет 3-4-5-6 – выдох ртом с усиленным дутьем, на счет 7 – пауза. На первом этапе работы на счет 1-2 сделать вдох носом и надуть живот, как мячик, в этот момент взрослый слегка надавливает на стенку живо­та, добиваясь глубокого выдоха. Затем эти движения ребенок проделывает самостоятельно. Упражнение выполняют 3-4 раза в день по 10 дыхательных циклов подряд.

Упражнение 1. “Надуй шарик”. Шарик – это живот. На вдохе шарик сдувается, на выдохе – надувается. Рот закрыт.

Упражнение 2. “Волна”. Одну ладонь кладут на грудь, другую – на живот. На вдохе ладонь на груди поднимается, ладонь на животе опускается. На выдохе – наоборот. Рот закрыт;

В дальнейшем диафрагмальное дыхание формируется в положении сидя, стоя и на ходу. При этом отрабатываются не только длитель­ность и плавность выдоха, но и сильное толчкообразное выдыха­ние, способствующее более ощутимым движениям стенки живота и диафрагмы. Так, ребенок надувает живот, как мячик, и произ­водит активные толчкообразные надавливания на стенку жи­вота, осуществляя выдох толчками. Затем диафрагмальное дыхание закрепляется на произнесении сохранных звуков, слогов. При этом особое вни­мание уделяется развитию длительного экономного выдоха. Тре­бования к длительности выдоха постепенно нарастают.

б) дифференциация вдоха и выдоха через рот и нос.

Рекомендации. Для исключения рассеивания воздушной струи через нос, можно использовать механическую помощь – зажать крылья носа пальцами.

Упражнение 1. “Фокус”. Ватку подвешивают на ниточку. При закрытом рте – вдох и выдох. Обратите внимание ребенка, что ватка начинает двигаться, а рот закрыт, значит выдох производится через нос.

Упражнение 2. То же, что и в упражнении 1, только с зажатыми крыльями носа.

Упражнение 3. “Понюхай цветок”. Вдох через нос, “А-А-А” – выдох через рот;

в) развитие продолжительного ротового выдоха.

Рекомендации. Упражнения на развитие силы и длительности выдыхаемой через рот воздушной струи проводятся сначала с закрытыми носовыми ходами, затем попеременно с открытыми и закрытыми и в заключение – с открытыми носовыми ходами. При этом широко используется зрительная, тактильно-вибрационная сти­муляция, сравнение с образцом. При выполнении этих упражнений нужно соблюдать осторожность. Нельзя допускать излишне напряженного выдоха, поскольку возникшее напряжение может распространиться на мышцы всех органов артикуляции. Заниматься дыхательными упражнениями рекомендуется не более 7-10 минут. Несоблюдение этого принципа может вызвать головокружение.

Предлагаются следующие упражнения и игры:

1) сдувание воздушной струёй легких предметов, затем более тяжелых;

2) задувание свечи на близком расстоянии, затем отдаленном;

3) приведение во вращение ветря­ной мельницы холодной струёй на близком расстоянии, затем на дальнем;

4) легкое дутье через пластмассовые трубочки в посуду с водой;

5) надувание резиновых игрушек. При этом следует обратить внимание детей на то, сколько раз им нужно вдохнуть, чтобы надуть игрушку: чем меньшее количество раз, тем совершеннее выдох;

6) игра на свистящих игрушках (свирели, дудочке, рожке и т. д.).

7) игра на губной гармошке. Это упражнение преследует как бы три цели: удлинение выдоха, массаж мышц гортани вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струёй, гимнастику губной мускула­туры.

Укрепление артикуляционных мышц.

При массаже верхней губы шов растирают, разминают сна­чала с внешней стороны, затем, обхватывая с двух сторон, – большой палец правой руки заводят под верхнюю губу в области шва, указательный палец кладут на нее, – производят разми­нающие, растирающие движения по линии послеоперационного шва. Для повышения тонуса мышц производят винтообразные, постукивающие движения по верхней и нижней губе. Продолжи­тельность массажа – от 3 до 5 минут.

а) пассивная артикуляционная гимнастика.

Упражнение 1. Пальцами соберите губы ребенка в трубочку.

Упражнение 2. Растяните губы в улыбку.

Упражнение 3. Поднимите верхнюю губу вверх, обнажая верхние десны.

Упражнение 4. Опустите нижнюю губу вниз, обнажая нижние десны.

Упражнение 5. Кончик языка шпателем прижмите ко дну рта.

Упражнение 6. Поднимите кончик языка шпателем вверх;

б) активная артикуляционная гимнастика.

Формируя активные движения губ, необходимо воспи­тывать у ребенка потребность зрительно контролировать каждое движение, ощущать его, оценивать.

Упражнения на стимуляцию движения губ:

1) удержание гу­бами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек;

2) смыкание губ (обычное, плотное, очень плотное);

3) смыка­ние и размыкание губ при закрытом и открытом рте;

4) “Хоботок”. Вытягивание сомкнутых губ вперед;

5) вращательные движения губ хо­ботком;

6) движения губ хоботком влево и вправо;

7) мгно­венное смыкание губ с разрывом типа “поцелуй”;

8) “Улыбка”. Удерживание губ в улыбке, зубы не видны;

9) “Заборчик”. Верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуты в улыбке;

10) “Трубочка”. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой;

11) “Бублик”. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны;

12) Чередование положения губ: “Заборчик” – “Бублик”; “Улыбка” – “Хоботок”;

13) “Кролик”. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние зубы;

Упражнения для языка.

“Чашечка”. Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

“Иголочка”. Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

“Горка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

“Трубочка”. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

“Грибок”. Рот открыт. Язык присосать к небу.

“Часики”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

“Змейка”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

“Качели”. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

“Футбол”. Рот открыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

“Почистить зубы”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

“Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперед и упирается вглубь рта.

“Лошадка”. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

“Гармошка”. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

“Маляр”. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

“Вкусное варенье”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

“Оближем губки”. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Каждое упражнение выполняется 6–8 раз, лучше перед зеркалом для зрительного контроля.

в) активизация мышц небно-глоточного кольца:

Упражнение 1. Покашливание.

Упражнение 2. Зевание.

Упражнение 3. Глотание мелкими глотками жидкости.

Упражнение 4. Полоскание горла. Для одновременного укрепления слизистой оболочки в раствор для полоскания можно добавить отвар коры дуба.

Наши рекомендации