Стимулирующее («шипящее») дыхание

Дыхательные движения такие же, как в гармонично полном дыхании. Вдох делается через нос в естественном темпе, выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как при произношении звука «с». Язык располагается таким образом, что создается сопротивление выходящему воздуху.

Кроме пассивных дыхательных упражнений, рекомендуются упражнения, вызывающие активные дыхательные движения, с включением элемента подражательности: дутье на ватные шарики, в дудочку, на разноцветных бумажных бабочек и т. д.

Основу дыхательных упражнений составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах, ух, ох). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.). Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений составляет 2:1.

Нагрузка должна постепенно увеличиваться за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. В комплекс обязательно входят элементы надувания резиновых мячей, игрушек (в заключительной части занятия). Надувание мячей и игрушек начинается с 3-4 выдохов, постепенно их количество увеличивается на 2— 3 выдоха за каждое занятие и доводится до полного заполнения игрушки воздухом.

Необходим контроль, чтобы ребенок вдыхал только через нос. Для полного эффекта следует обучать родителей методике проведения дыхательной гимнастики, чтобы они могли продолжить занятия с детьми в домашних условиях.

4.3.3. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Стрельникова Александра Николаевна рекомендует делать ритмичные шумные вдохи через нос. Эти вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна людям любого возраста, особенно детям. Ученик А. Н. Стрельниковой Михаил Щетинин, 12 лет проработав бок о бок со своей учительницей, добивается практически 100%-ного успеха при лечении заикания у детей и подростков.

Правила выполнения дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой:

1. Думайте о вдохе носом, тренируйте его. Вдох резкий, короткий (как хлопок в ладоши).

2. Выдох уходит после вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и выталкивайте выдох. Вдох — предельно активный (носом), выдох абсолютно пассивный (через рот).

3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения без вдоха.

4. Все вдохи делаются в темпоритме строевого шага (все видели, как маршируют солдаты).

5. Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике идет не по 5 и 10, как в традиционной, а только по 8. Считать мысленно, не вслух.

Первое упражнение — «Ладошки». И. п.: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательные движения).

Следите за тем, чтобы в момент вдоха плечи не поднимались. Сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите, отдохните 3—4 секунды — пауза. Сделайте 4 коротких и шумных вдоха, снова — пауза. Помните! Активный вдох носом — пассивный выдох через рот. Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4.

Второе упражнение — «Погончики».И. п.: встаньте прямо. Кисти рук сожмите в кулачки и прижмите к по­ясу. В момент вдоха толкайте кулачки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвратите в исходное положение на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох ушел. Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений. Норма: «прошмыгайте» носом 12 раз по 8.

Третье упражнение — «Насос» (накачивание шины). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем ширина плеч. Сделайте легкий наклон вперед (руками тянитесь к полу, но не касайтесь его) и одновременно резкий и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь и снова наклонитесь с коротким шумным вдохом. Возьмите в руки свернутую газету (палочку), имитируйте накачивание шины автомобиля.

Наклоны делайте ритмично и легко, низко не кланяйтесь, вполне достаточно наклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Помните! «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. Делать подряд уже не 8 вдохов-движений, а 16. Затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов-движений. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот.

Упражнение «Насос» очень результативное, часто ос­танавливает приступ бронхиальной астмы, приступ сердца и печени. Норма: «прошмыгайте» носом 6 раз по 16.

Четвертое упражнение — «Кошка» (приседание с поворотом). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте легкое танцующее приседание и одновременно с приседанием — поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево, и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо-влево, вдох справа — вдох слева.

Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии. Сделайте подряд не 16 вдохов-движений, а 32. Затем отдых 3-4 секунды и снова 32 вдоха-движения. Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения (32 + 32 + 32 = 96 — стрельниковская «сотня»).

Пятое упражнение — «Обними плечи» (вдох при сжатии грудной клетки). И. п.: руки согните в локтях и поднимите на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае не меняйте их (все равно, какая рука сверху — правая или левая), широко в стороны не разводите и не напрягайте.

Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения. Отдых после каждой «тридцатки» (32 вдоха-движения) — 3—4 секунды.

Шестое упражнение — «Большой маятник» («На­сос» 4- «Обними плечи»). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперед — руки тянутся к полу (вдох). И сразу, без остановки (слегка прогнувшись в пояснице), наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед — откидывайтесь назад, вдох с пола — вдох с потолка. Выдох уходит в промежутке между вдохами сам (не задерживайте и не выталкивайте выдох).

Таким образом, дыхательная гимнастика — действенный метод кинезотерапии, она увеличивает объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с последующей вокализацией выдоха, тренирует его глубину, ритмичность, всемерно способствуя постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий.

КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ

4.4.1. Гимнастика для глаз

Молодые люди в очках.. Это уже стало привычным для нашего времени. Особая проблема — близорукость у детей. Иногда, прогрессируя, она приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения. Все это ставит борьбу с близорукостью на уровень государственной задачи и диктуется необходимостью активных мер по ее предупреждению.

Одна из причин близорукости — раннее обучение пись­му и чтение в плохих условиях, когда дети читают и пишут на более близком расстоянии, чем того требует еще не созревшая аккомодация (приспособление зрения к работе на близком расстоянии). Занятия необходимо проводить не провоцируя развитие близорукости.

Давно замечено, что дети, плохо развитые физически, часто и близоруки. А вот деревенские дети, много времени проводящие на свежем воздухе, активнее занимающиеся физическим трудом (и не меньше, кстати, читающие смотрящие телевизор), имеют лучшее зрение. Важно своевременно выявить детей с повышенным риском возникновения болезни. Выявив, начинайте комплексное лечение. И чем раньше, тем лучше. Особенно эффективен оздоровительный комплекс при начальной степени близорукости (1,0—2,0 диоптрии).

Да, близорукость можно уменьшить сложными хирургическими методами, но они еще не скоро станут массовыми. Особо хотелось бы подчеркнуть значение физического состояния для профилактики близорукости. Нет сомнения, что ослабление аккомодационной способности — го проявление общей гиподинамии. Доказано, что общее укрепление организма улучшает аккомодационные способности глаз. Разработаны общеразвивающие упражнения для тела и специальные упражнения для укрепления аккомодационной мышцы. Если нет высокой степени близорукости (по нашим представлениям, до 4,0) и противопоказаний со стороны глазного дна, мы активно призываем к занятиям физкультурой. Кроме этого, мы рекомендуем в плане профилактики уже апробированные специальные упражнения.

4.4.2. Профилактика близорукости

1. Исходное положение (и. п.) — сидя, откинувшись на спинку парты. Наклониться вперед к крышке парты — вдох. Повторить 5-6 раз.

2. И. п. — сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.

3. И. п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз.

4. И. п. — сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, затем сделать ими круговое движение против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

5. И. п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, руки вверх — вдох; следить глазами за руками, не поднимая головы, опустить — выдох. Повторить 4-5 раз.

6. И. п. — сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, перевести взор к кончику носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

7. И. п. — сидя, закрыть веки. 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

Основное направление профилактики близорукости — укрепление физического состояния. Большую роль имеет правильное обучение чтению и письму. Расстояние от глаз до книги должно быть 30—35 сантиметров; необходимо постоянное чередование зрительной фиксации близких (находя на парте) и далеких объектов. Нужны частые перерывы.

Большое значение имеет правильное и достаточное освещение рабочего места. Для помещений световой эффект (отношение застекленной площади окон к площади пола) должен составлять 1:5. Необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконники ветвистые цветы, наглядные пособия, большие аквариумы. Целесообразно через некоторое время пересаживать детей. Необходимо принимать меры к рациональному ограничению зрительной нагрузки. Зрительная нагрузка должна быть соразмерна с гигиеническими нормами и, самое главное, не должна быть очень ранней.

4.4.3. Коррекция зрения

В первой части мы уже рассказывали о пользе лекарственных растений при лечении заболеваний глаз. Эффект от лекарственных растений значительно выше, если параллельно с фитотерапевтическими процедурами проводится ряд специальных упражнений.

Техника расслабления глаз

1.Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света.

2. Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах.

3. Лицо и тело также пусть расслабляются. Это даст дополнительный отдых, но все внимание сосредоточено на расслаблении глаз. Чувство тепла и тяжести должны сменить легкость, невесомость, а в дальнейшем — полная потеря ощущения глаз.

4. Время расслабления не ограничено. В промежутках между упражнениями для глаз оно может составлять 20—40 секунд. Выполнение — 3-5 минут. Расслабление можно проводить в любое время.

Техника моргания

1. Принять любую устойчивую удобную позу.

2. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) (от 30 до 60 секунд).

3. Расслабить глаза.

Эффект. Упражнение дает хороший отдых глазам, уси­ливает их кровоснабжение. Может выполняться в любое время.

Техника вращенияглаз

1. Принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо.

2. Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными, без рывков. Голова неподвижна.

3. Сначала научиться совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков и потери концентрации. Потом 2-3 поворота по часовой стрелке, столько же против часовой стрелки.

4. Расслабить глаза и, если они не устали, переходить к следующему вращению.

Эффект. Упражнения повышают способность глаз к точной фокусировке на различных расстояниях. Улучшение зрения происходит благодаря усилению аккомодации (способности хрусталика изменять свою кривизну).

Техника массажа глаз

1.Сесть прямо за стол, поставить на него локти.

2. Не отрывая локти, соединить ребра ладоней и мизинцы, опустить голову, чтобы ладони легли на закрытые глаза, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы.

3. Расслабить мышцы шеи. Точкой опоры становится лоб.

4. Легко массировать ладонями глаза. Чередовать надавливание, вращение, поглаживание и вибрацию (от 1 до 2 минут).

Эффект. Массаж глаз вызывает активную циркуляцию крови, стимулирует нервные окончания и дает прекрасный отдых утомленному зрению.

Техника промыванияглаз

1.Наполнить широкую кастрюлю или таз холодной водой.

2. Опустить лицо в воду, не закрывая глаз. Несколько попыток — и это не будет вызывать никаких неприятных ощущений.

3. Держать лицо погруженным, задержав дыхание. Глаза широко открыты.

Если нет возможности погрузить лицо в воду, то наполните холодной водой ладони и плесните ее в широко открытые глаза, повторить несколько раз.

Эффект. Промывание отлично тонизирует глаза, улучшает их кровоснабжение, снимает усталость. Может применяться не только как последнее упражнение в ежедневных занятиях, но и самостоятельно при любом утомлении глаз. В этом случае продолжать работу можно сразу после промывания. Данная большая и серьезная программа упражнений рассчитана не на один день и требует длительных занятий.

Таким образом, используя профилактические и коррекционные технологии, соблюдая санитарно-гигиенические условия можно сохранить зрение.

Наши рекомендации