Упражнения на анализ терминов, образованных из греческих терминоэлементов.

Латинские названия травм.

Упражнения на перевод терминов, обозначающих травмы.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТОВ

Выучите указанные ниже терминоэлементы:

Корневые терминоэлементы

  Греческий ТЭ Значение терминоэлемента
cheil(o)- губа (хейлит)
chrom(at)- цвет, окраска (ахроматопсия)
dactyl(o)- палец (мегалодактилия)
derm(at)(o)- кожа (эритродермия)
dipl(o)- двойной, сдвоенный, парный (диплопия)
erythr(o)- красный, относящийся к эритроцитам (эритропсия)
galact(o)- молоко, молочный (галакторея)
kak(o)- плохой, неприятный, внушающий отвращение (какосмия)
phac(o)- (-phakia) хрусталик (факосклероз, афакия)
xanth(o)- жёлтый (ксантопсия)

Конечные терминоэлементы

Греческий ТЭ Значение терминоэлемента
-necrōsis омертвение клеток и тканей (остеонекроз)
-opia, -opsia, -optĭca зрение, глаза (анопия, эритропсия)
-osmia запах, обоняние (какосмия)
-phagia глотание, поедание (пищи) (дисфагия)
-phasia речь, произношение (дисфазия)
-phonia звук, голос (дисфония)
-sclerōsis уплотнение (факосклероз)
-spasmus спазм, непроизвольное сокращение (блефароспазм)
-stăsis застой (лимфостаз)
-stenōsis сужение (бронхостеноз)

Префиксы

Греческий ТЭ Значение терминоэлемента
pro- впереди, перед, предшествующий (прохейлия)

ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ НАРУШЕНИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ, РЕЧИ, ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

1. Терминоэлементы –opia, -opsia входят в состав офтальмологических терминов и обозначают патологию зрения. Рекомендуется запомнить два термина, значение которых трудно вывести по значению составляющих терминоэлементов: hypermetropia – дальнозоркость и myopia - близорукость.

2. Терминоэлемент -opsia входит в состав термина “biopsia”, что означает «прижизненное взятие небольшого объема ткани для микроскопического исследования с диагностической целью». В упражнениях его можно, для краткости, передавать как «биопсия».

3. Указанные ниже терминоэлементы могут употребляться и как терминоэлементы, и как самостоятельные термины:

Некроз (necrōsis, греч. nekrōsis омертвение) — омертвение клеток и тканей в живом организме, сопровождающееся необратимым прекращением их функций.

Стеноз (stenōsis; греч. stenōsis сужение) — сужение трубчатого органа или его наружного отверстия. Обратите внимание, что термин cardiostenōsis означает «сужение кардиального отверстия» (а не сердца).

Склероз (sclerōsis; греч. sklerōsis затвердение, уплотнение) — уплотнение органа, обусловленное заменой его погибших функциональных элементов соединительной (обычно фиброзной) тканью.

Стаз (греч. stăsis стояние) — застой в просвете сосуда или органа его физиологического содержимого.

Спазм (spasmus; от греч. spasmos или spasma) — непроизвольное сокращение поперечно-полосатых или гладких мышц, не сопровождающееся немедленным расслаблением.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1. Проанализируйте термины по составу, укажите значение терминов:

anopsia, hyperosmia, macrocheilia, agalactia, cheilōsis, osteonecrōsis, xerodermia, gastrobiopsia, proctospasmus, hypermetropia, micropsia, dermatosclerōsis, paraphasia, bradyphasia, diplomyelia, lymphostăsis, bradyphagia, hemiopia, adermia, phlebostenōsis, acrodermatītis, dysosmia, diplophonia, macrophonia, onychophagia, kakosmia, dyschromatopsia, xanthochromia, galactostăsis, xanthoerythrodermia, cardiostenōsis, duodenostăsis, hemispasmus

Упражнение 2. Образуйте термины с общим конечным терминоэлементом, укажите их значение:

1. –opia/-opsia (dipl-, my-, poly-, a-, hemi-, hypermetr-)

2. –phagia (dys-, a-, tachy-, brady-, onycho-, cheilo-, poly-, trich-)

3. –necrōsis (osteo-, micro-, nephro-, pancreo-, chondro-)

4. –stenōsis (broncho-, laryngo-, pyloro-, cardio-, tracheo-, phlebo-)

5. –sclerōsis (acro-, dermato-, cardio-, myo-, nephro-, phaco-, phlebo-)

Упражнение 3. Напишите термины на латинском языке, объясните значение терминов:

гипосмия, сиалостаз, дисфония, тахифагия, ангиоспазм, микрофония, ахейлия, полиопия, афазия, энтеробиопсия, паросмия, энтероспазм, ахроматопсия, хондронекроз, прогерия, галакторея, нефросклероз, онихохейлофагия, ксантопсия, холестаз, дерматоз, миопия, кардиосклероз, проктостаз, макропсия, афагия, прохейлия, олигофазия, ринофония, микронекроз, гастроспазм

Упражнение 4. Образуйте термины со следующим значением:

1) отсутствие обоняния;

2) воспаление губ;

3) нарушения речи;

4) отсутствие звучного голоса;

5) покраснение кожи;

6) омертвение ткани почки;

7) затрудненное глотание (нарушение функции);

8) уплотнение соединительной ткани в мышцах;

9) биопсия слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки;

10) спазм лицевой мускулатуры;

11) нарушение зрения: двоение изображения;

12) застой мочи в мочевых путях;

13) гнойничковые болезни кожи;

14) сниженная секреторная деятельность молочных желез;

15) навязчивый страх - боязнь какого-либо цвета или окрашенных предметов;

16) отсутствие хрусталика;

17) навязчивый страх — боязнь красного цвета;

18) сужение просвета трахеи.

6.4 Латинские названия ТРАВМ – LAESIōNES TRAUMATĭCAE

Выучите лексический минимум:

1. apertus, a, um открытый
2. carpus, i m запястье
3. combustio, ōnis f ожог (термический)
4. commotio, ōnis f сотрясение
5. congelatio, ōnis f отморожение
6. сonquasatio, ōnis f размозжение
7. contusio, ōnis f ушиб
8. cornea, ae f роговица
9. corpus aliēnum (aliēnus, a, um) инородное тело
10. corrosio, ōnis f ожог (химический)
11. distorsio, ōnis f растяжение
12. extremĭtas, ātis f конечность
13. fractūra, ae f перелом
14. hyperkinetĭcus, a, um гиперкинетический
15. laesio, ōnis f повреждение
16. laesio traumatĭca травма
17. luxatio, ōnis f вывих
18. mamma, ae f молочная железа
19. pollex, ĭcis m большой палец (руки)
20. ruptūra, ae f разрыв
21. secundus, a, um второй
22. tertius, a, um третий
23. traumatĭcus, a, um травматический
24. vulnus, ĕris n рана

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1. Переведите на русский язык многословные клинические термины:

laesio traumatĭca capĭtis superficiālis, ruptūra traumatĭca ligamenti carpi, сontusio mammae, luxatio mandibŭlae, fractūra extremitātis inferiōris, laesio traumatĭca labii et cavitātis oris superficiālis, fractūra atlantis, vulnus apertum nasi, fractūra scapŭlae, laesiones traumatĭcae capĭtis superficiāles multiplĭces, fractūra basis cranii, distorsio columnae vertebrālis cervicālis, congelatio extremitātis superiōris, laesio traumatĭca muscŭli flexōris pollĭcis longi, сonquasatio carpi et manus, commotio medullae spinālis, oedēma cerebri traumatĭcum, сorpus aliēnum corneae, combustio capĭtis et colli gradus primi, corrosio capĭtis et colli gradus secundi

Упражнение 2. Переведите на латинский язык многословные клинические термины:

травма уха, перелом второго шейного позвонка (axis), ушиб века, открытая рана передней стенки грудной клетки, вывих пальца кисти, перелом ключицы, поверхностная травма головы, открытая рана головы, термический ожог дыхательного тракта второй степени, перелом верхней конечности, растяжение нижней челюсти, вывих запястья, травматический разрыв барабанной перепонки, размозжение головы и шеи, сотрясение головного мозга, инородное тело трахеи, перелом пальцев кисти, химический ожог грудной клетки первой степени, поверхностное отморожение головы

Упражнение 3. Переведите на латинский язык названия диагнозов:

1) ушиб грудной клетки;

2) множественные поверхностные травмы головы и грудной клетки;

3) открытая рана туловища;

4) перелом черепа и лицевых костей;

5) вывих сустава плечевой кости;

6) растяжение мышцы спины;

7) разрыв связки и сухожилия мышцы–разгибателя;

8) размозжение грудной клетки и живота;

9) сотрясение головного мозга;

10) инородное тело носа;

11) термический ожог трахеи третьей степени;

12) отморожение пальцев стопы

ЛАТИНСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ

1. Dolor, rubor, calor, tumor et functio laesa. Боль, покраснение, жар, напухание и нарушенная функция (классические признаки воспаления)
2. Mortalĭtas alta. Высокая смертность
3. Restitutio ad integrum. Полное восстановление

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение понятия «биопсия».

2. Дайте определение понятия «некроз».

3. Дайте определение понятия «стеноз».

4. Дайте определение понятия «склероз».

5. Дайте определение понятия «стаз».

6. Дайте определение понятия «спазм».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитайте теоретическую часть занятия. Ответьте на вопросы для самоконтроля (раздел 6.6).

2. Выучите терминоэлементы (разделы 6.1 и 6.2).

3. Выполните упражнения раздела 6.3: 1 и 2 – устно, 3 и 4 – письменно.

4. Выучите лексический минимум (раздел 6.4).

5. Выполните упражнения раздела 6.5: 1 – устно, 2 и 3 – письменно.

6. Выучите латинские выражения.

Наши рекомендации