Тема 9. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Дневное отделение - 2 (4) ч.; очно-заочное отделение -2ч.
Занятие 1-е. Учебные вопросы.
сновные виды нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей. Психолого-педагогическая характеристика детей с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с реактивными состояниями, переживаниями, дети с психастенией; с нарушениями поведения.
При рассмотрении двух следующих вопросов обращается внимание на то, что в связи с отсутствием в системе гособразова-ния широкой сети специальных учебно-воспитательных учреж-дений для детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы многие из них (при наличии нерезко выраженных нарушений) могут находиться в образовательных учреждениях общего типа В связи с этим практическое осуществление всех необходимых организационных и медико-педагогических мероприятий, проводимых с детьми этой группы в период их пребывания в ДОУ и школе, приобретает первостепенное значение. Основные мероприятия комплексного медико-педагогического воздействия и организация их проведения в образовательных учреждениях представлены в методической части пособия, с.с. 227-231).
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы находятся на диспансерном учете у врача-психоневролога и не менее .двух раз в течение года должны проходить психоневрологическое (или неврологическое) обследование. Постоянный медицинский контроль за ними осуществляется педиатром ДОУ или школьным врачом.
Педагогические мероприятия в отношении изучаемой группы детей (основные направления педагогического воздействия) разбираются на практическом занятии в плане повторения и углубления материала лекционного курса. Организационные формы работы: контрольный опрос студентов; заслушивание и анализ небольших докладов (рефератов), подготовленных студентами по соответствующим литературным источникам (с.54, №№ 2, 6, 9,10 и др.).
В конце занятия студенты получают практические задания по психолого-педагогическому обследованию детей с нерезко выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Занятие 2-е. Учебные вопросы.
1. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
2. Программа (задачи, основные разделы) психолого-педагогического обследования.
3. Специфика организации и приемов обследования. Учет лич-ностно-психологических особенностей ребенка в процессе про-ведения обследования.
4.Психолого-педагогический анализ особенностей личности и оведенческих реакций детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
5 Разбор практических заданий по обследованию детей с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы (стойкие конфликтные переживания, перенесенные реактивные состояния, психастения, психопатические формы поведения).
6 Практические задания по ознакомлению с особенностями и приемами педагогического подхода к детям дошкольного и школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы.*
Методические рекомендации к проведению занятия
При изложении первого вопроса используются рекомендации по проведению психолого-педагогического обследования и педагогического изучения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, содержащиеся в специальной литературе (с.54, №№ 4,7,9; Методическая часть пособия, с.с. 65-75 и др.). По этому вопросу рекомендуется подготовить к занятию выступление кого-либо из студентов.
Второй вопрос либо излагается самим преподавателем, либо обсуждается в вопросно-ответной форме беседы педагога со студентами по выполненным ими конспектам литературных источников (с.54, №№ 2. 4, 7, 10 или 1 1). Преподаватель останавливает внимание обучающихся на особенностях трактовки личностных, в том числе поведенческих реакций ребенка, а также на основных психологических и педагогических критериях анализа данных, выявляемых в ходе обследования детей (данные непосредственных наблюдений за ребенком, тестовых обследований, сведения, полученные от педагогов и родителей и др.). Подчеркивается роль сопоставительного анализа (сравнение с нормой, с другими видами нарушений психического развития), значение учета сопутствующих факторов (отношение ребенка к процедуре обследования, взаимоотношение с обследующим, поведенческие реакции и др.), характера взаимодействия ребенка с окружающим социумом, степени выраженности и особенностей аффективных Реакций и пр.
мозговую травму и др.). Подчеркивается определяющая таких факторов, как создание условий воспитания ребенка, необ, ходимых для полноценного психофизического развития, организация гигиенически обоснованного режима дня, закаливание ор, ганизма, установление правильных взаимоотношений между р0 I дителями, воспитателями и ребенком, предупреждение аффективных реакций у ребенка-невротика; необходимость комплексного подхода к профилактике эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей.
Вторая половина занятия отводится на контрольный опрос студентов по теме: «Дети с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы». Организационной формой может быть письменная контрольная работа. (Используются и специально разработанные тестовые задания.) Перечень примерных контрольных вопросов приводится в методической части пособия (с.257).
ЛИТЕРА Т УРА К ТЕМЕ
1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М., 1992.
2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. -М.. 1997.
3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1998.
4. Ковалев В.В. Психогигиена детей и подростков. - М., 1985.
5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.
6. Кононова М.П. Руководство по психологическому исследовании психически больных детей. - М.,1963.
7. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф> Кумариной. - М., 2001. Раздел V.
8. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баеиская Е.Р., Либлинг М.М Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. -1990.
9. Левченко И.К). Патопсихология: теория и практика. - М., 2004.
10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с пр° блемами развития. - СПб., 2003.
11. Психология детей с нарушениями и отклонениями психической развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб., 2002.
12. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.
Тема 10. ОТБОР ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение -1ч.
Занятие 1-е. Учебные вопросы.
1. Организация и содержание психолого-педагогического обследования детей в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях (ПМПК), консультационно-диагностических центрах (КДЦ).
2. Особенности проведения обследования в ПМПК при различных аномалиях детского развития (сенсорные нарушения, нарушения интеллектуального развития, дефекты речи, дисгармоничное и искаженное психическое развитие, нарушения функций опорно-двигательного аппарата).
3. Практические задания студентам по проведению обследования детей с отклонениями в развитии по программе, используемой в ПМПК.
Методические рекомендации к проведению занятия.
Вопрос об организации обследования детей в ПМПК излагается преподавателем; как дополнительный вариант работы рекомендуется коллективное обсуждение составленных студентами конспектов литературных источников по теме (с.57-58; №№ 2, 3, о, ^7). Содержание психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (КДЦ) студенты изучают с использованием программ исследования, разработанных И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной, а также группой сотрудников Института коррекционнои педагогики РАО под руководством Е.А. Стребелевой. (Практическая часть пособия, с. 101-116). Под руководством преподавателя проводится обсуждение содержания основных разделов программы психолого-педагогического обследования детей. По второму вопросу плана занятия преподаватель знакомит обучающихся с особенностями обследования в ПМПК детей с различными отклонениями в развитии (дети с нарушениями слуха, зрения, интеллектуального развития, недостатками речи и др.). Рассматриваются примеры варьирования как организационной, так и методической сторон программы обследования в зависимости от характера отмечаемого у ребенка нарушения и степени его тяжести. (Основные задачи и. разделы обследования, используемые методы и их место в общей программе обследования, объем и значение тестовых заданий, изучения продуктов практической деятельности детей: рисунки, аппликации и [С.57-58, №№ 1, 3, 4, 6 ,8, 9, 11; методическая часть пособия, 66-75].) В заключительной части занятия студенты получают практические задания по обследованию детей с отклонениями развитии (по программе психолого-педагогического обследования, используемой в ПМПК). Обследование детей, имеющих проблемы в развитии, может проводиться и в психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) при массовых общеобразовательных и коррекционных учреждениях.
Занятие 2-е.
Учебные вопросы.
1. Показания для направления детей с различными нарушениями развития на ПМПК (комиссию). Общие и специальные показания.
2. Порядок направления детей на психолого-медико-педаго гическую комиссию (сроки направления, необходимая документация, образцы практических, в том числе письменных, работ детей, представляемых в комиссию и др.).
3. Разбор и оценка выполнения практических заданий по программе обследования детей, используемой психолого-медико педагогическими комиссиями (ПМПК) и консилиумами.
Методические рекомендации к проведению занятия
Изучение первого и второго вопросов проводится на основ' обсуждения соответствующей научно-методической литератур' и нормативных документов (с.57-58, №№ 2, 3, 6, 9, 10). При рас смотрении второго вопроса обучающиеся знакомятся с образца ми документов, а также практических работ детей, представляв мых в ПМПК из детского общеобразовательного учреждения.
Организационные формы работы на занятии: объяснение преподавателя, выступления студентов с последующим коллек- тивным обсуждением; выполнение обучающимися практических контрольных заданий (с использованием индивидуальных карточек-заданий). Задания по первому вопросу включают описание симптомов, свидетельствующих о наличии у детей тех или иных нарушений развития, а также отклонении, типичных для временного отставания в развитии (при различной степени выраженности последнего). Задача студентов - проанализировать «исходные данные» и решить вопрос о необходимости направления ребенка на ПМПК и целях этого направления. Аналогичными по содержа-нию являются и задания по второму вопросу.
Разбор самостоятельных студенческих работ по обследованию детей (по программе ПМПК) проводится в выше указанной форме (отчет студента по выполненному заданию, обсуждение и анализ представленных материалов, оценка выполненной работы) При выполнении практического задания с участием студентов в работе ПМПК или ПМПк (консилиума) анализируется ход обследования ребенка при прохождении психолого-медико-педагогической комиссии.
В конце занятия подводятся итоги изучения темы. В заключительном выступлении преподаватель подчеркивает значение своевременного направления детей на ПМПК и определяющую роль этого учреждения в решении вопроса об оказании эффективной лечебной, психологической или психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, а также всесторонней помощи специалистам, работающим с данной категорией детей и подростков. Особо подчеркивается важнейшая роль ПМПК в комплектовании образовательных и лечебных учреждений коррекционного профиля.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
1. Венгер Л.А., Выгодская ГЛ., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.
2. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М., 1988.
3. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М., 2004.
4. Основы специальной психологии / Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. -М., 2002.
5. Основы управления специальным образованием /Под ред. Д.С. Шилова. - М., 2001.
6. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекцпопные
образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е.Грибова. – М.,
2001.
7. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2001.