Тема 8. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение - (1) ч.
Занятие 1-е. Учебные вопросы.
1 Специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Показания для направления детей в специальные учреждения.
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями двигательной сферы.
3. Комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на адаптацию детей с нерезко выраженными нарушениями двигательной сферы к условиям пребывания в ДОУ и школе общего типа.
4. Особенности педагогического подхода к детям с нарушениями ОДА в образовательных учреждениях общего типа (на учебных занятиях, при проведении режимных моментов, культурно-массовых мероприятий и др.).
5. Практические задания студентам по проведению психолого-педагогического обследования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методические рекомендации к проведению занятия
Содержание первого учебного вопроса освещается преподавателем. В ходе изложения он в качестве примера более подробно останавливается на структуре (подразделения, состав сотрудников, контингент воспитанников) и основных направлениях работы одного из коррекционных учреждений (например, специальной школы 6-го вида или коррекционпого детского сада для Детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата). & рамках уточнения и дополнения материала лекционного курса рассматриваются вопросы: особенности и содержание лечебно-профилактической, коррекционно-развивающей, лечебно-оздоровителыюй работы с детьми, имеющими нарушения ОДА, роль специальных физических упражнений в коррекции двигательных расстройств, сопутствующих речевых нарушений, в формировании навыков предметно-практической деятельности. Преподаватель знакомит студентов с основными нормативными документами, регламентирующими порядок комплектования образовательных коррекционных учреждений данного профиля (Приложение 2, с.с. 281-282; с. 14, №5;с.47, №№3-5 и др.). '
По второму учебному вопросу предусматривается выступление одного-двух студентов с реферативными докладами (сообщениями), подготовленными на основе изучения специальной литературы (с. 47, №№ 1-4, 6, 7 и др.) и материалов лекционного курса. В обсуждении прослушанных сообщений принимают участие все студенты учебной группы.
Рассмотрение третьего и четвертого вопросов занятия также рекомендуется проводить в форме их коллективного обсуждения (выступления студентов по данной теме, дополняемые другими студентами группы). При подготовке рефератов-сообщений может быть использован методический материал, представленный в практической части пособия (с.с. 194-213). Задания по изучению и конспектированию литературных источников по разбираемым вопросам (с. 47, №№ 2-5, 8) даются всем студентам на предшествующем занятии.
В конце занятия несколько студентов получают задание по педагогическому изучению детей с нарушениями двигательной сферы и составлению психолого-педагогической характеристики. Преподаватель дает соответствующие указания по проведению обследования детей (выбор программы обследования с учетом характера отмечаемого нарушения, время проведения обследования и его длительность, методики обследования, рекомендуемые в специальной литературе [см. с. 47, №№ 4,7], и др.). Практические задания могут выполняться студентами как в специальных, так и общеобразовательных детских учреждениях.
Занятие 2-е. Учебные вопросы.
1. Особенности психолого-педагогического обследования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2 Анализ выявленных нарушений двигательной сферы у детей (характер и проявления общедвигательных нарушений, недоразвития тонкой ручной моторики и др.).
3 Психолого-педагогический анализ индивидуальных особенностей психического и познавательного развития ребенка с нарушением ОДА. Разбор выполненных студентами практических заданий по педагогическому изучению детей.
4 Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
Методические рекомендации к проведению занятия
В начале занятия преподаватель знакомит студентов с некоторыми особенностями психолого-педагогического обследования детей с расстройствами двигательной сферы, отмечая, что эти особенности в первую очередь определяются характером и спецификой отмечаемого основного дефекта, а также наиболее часто наблюдаемыми сопутствующими и вторичными отклонениями в развитии (отставание в познавательном и психическом развитии, в формировании речи, в овладении предметно-практической деятельностью, нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы, психопатические и психосоматические расстройства). Обосновывается необходимость углубленного предварительного обследования - знакомства с самим ребенком, наблюдения за ним в процессе различных видов детской деятельности, изучение особенностей его предшествующего развития. Внимание студентов обращается на задачи обследования, особенности его организации, на те методики и тестовые задания, которые в наибольшей степени позволяют выявить как характерные проявления двигательных нарушений, так и своеобразие и уровень психического развития ребенка. Подчеркивается особая важность учета данных клинического (ортопедического и неврологического) обследования при определении содержания и организации психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Методическая часть, с. 68; с.47, №№ 1,4,7,8; с-21,№№3,6идр.). При рассмотрении второго вопроса преподаватель обосновывает необходимость анализа наблюдаемых у ребенка нарушении двигательной сферы (при проведении психолого-педагогического обследования и педагогического изучения детей). При этом по возможности, исследуется характер и степень влияния двигательных расстройств на особенности и динамику познавательного и психического развития ребенка, возможность овладения различными видами предметной деятельности (изобразительной, конструкционной и др.), на формирование эмоционально-волевой сферы. Отмечаются характер и проявления общедвигательных расстройств (остаточные явления моно- и гемиплегии, геми- и монопареза и др.), недоразвития тонкой ручной моторики, ручного праксиса, нарушений артикуляционной моторики. (См. Терминологический словарь, с.231, а также методическую часть пособия, с. 190-194.) Преподаватель указывает, что для проведения такого анализа должны быть использованы данные комплексного (медицинского и психолого-педагогического) исследований.
Внимание студентов обращается на значение психолого-педагогического анализа индивидуальных особенностей психического и познавательного развития ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Такой анализ осуществляется на основе апробированных в специальной практической психологии методов (адаптированные варианты теста Д.Векслера, методики комплексного психолого-педагогического исследования И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Б.В. Зейгарник, Л.А. Венгера и др.). Подчеркивается значение подробного психолого-педагогического анализа индивидуальных особенностей психического развития ребенка и перспектив его обучения в данном (массовом или коррекционном) образовательном учреждении, а также прогноза последующего познавательного и личностного развития.
После обсуждения 1-3 вопросов занятия следует разбор выполненных студентами практических заданий по педагогическому изучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обсуждение представленных обучающимися материалов проводится под руководством преподавателя, который направляет ход собеседования, дает анализ и оценку выполненных студентами заданий, помогает им в составлении методических рекомендаций по осуществлению индивидуального психолого-педагогического подхода к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Основные меры профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата различного генеза (травматического, церебрально-органического) могут быть отдельно изложены преподавателем или даются им в виде дополнений в ходе выступлений обучающихся Обращается внимание па дифференцированный характер профилактических мероприятий в зависимости от этиологии нарушений опорно-двигательного аппарата. Подчеркивается, что меры профилактики двигательных расстройств охватывают весь период детского возраста.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
1 Братанов Б.Ц. Клиническая педиатрия. - София, 1987.
2 Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - М, 1977.
3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекци-онная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. - М., 2001. Раздел V. Гл.4.
4. Дети с отклонениями в развитии / Авт.-сост. Н Д.Шматко. - М., 2001.
5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — М., 2001.
6. Мамайчук И.И. Лечебно-педагогическая помощь дошкольникам с детским церебральным параличом. Методические рекомендации. - Л., 1989.
7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей е нарушением опорно-двигательного аппарата / Под ред. М.В.Ипполитовой. -М.,1985.
8. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Г.И. Турнера. - М., 1987.