Лекция Обследование детей с алалией.

Многоуровневое логопедическое заключение

Внастоящее время, пока проблема классификации да­лека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение , где необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций.

Медицинский аспект классификации предлагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвига-тельный или речеслуховой), в каком отделе имеется нару­шение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройст­во), время наступления нарушения (до начала формирова­ния речи, в процессе его или после того, как речь уже сфор­мирована).

Логопедический аспект предполагает учет того, какое зве­но речевой системы нарушено: нарушения голоса, ритма, темпа речи, фонетического, фонематического, лексическо­го, грамматического, семантического строя речи.

Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного разви-

тия расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.

На основе клинико-педагогической классификациилого­пед определяетследующее.

1. Механизм и форму речевого нарушения, т.е. характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений ре­чевой деятельности (например, дислалия функциональная: моторная, сенсорная, сенсо-моторная; дислалия органиче­ская (механическая); дизартрия: бульбарная, псевдобульбар-ная, корковая, подкорковая, мозжечковая, мезэнцефально-диэнцефальная; алалия: моторная афферентная, эфферент­ная, сенсорная, оптическая; дислексия (фонематичекая, оптическая и др.); дисграфия (артикуляторно-акустическая, акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); заикание (органическое или функциональное).

2. Структуру речевого дефекта, т. е. совокупность рече­вых и неречевых симптомов данного нарушения речи и ха­рактер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефек­ты, которые находятся в причинно-следственных отноше­ниях с первыми, а также системные последствия. Различ­ная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симп­томов, что во многом определяет специфику целенаправ­ленного логопедического воздействия.

3. Речевую симптоматику. Например, нарушения звуко-произношения по проявлению: сигматизм (отсутствие свистящих и шипящих звуков или их искажения: губно-зубной, призубный, межзубный, боковой, носовой, свистя­щий, шипящий); ламбдацизм (отсутствие звуков [Л], [Л'] или их искажения и другие.

4. Состояние неречевых психических функций: слухово­го восприятия, внимания и памяти; зрительного воспри­ятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико-про­странственных представлений, невербального интеллекта,

Алалия.Большие трудности вызывает формулировка многоуровневого логопедического заключения по данным обследования детей с алалией. При этом логопеду нужно по­мнить, что для детей с алалией типичны не только запазды­вание развития экспрессивной и импрессивной речи, но и патологический ход речевого развития. Может наблюдаться неравномерность нарушения языковой системы: с преимуще­ственным недоразвитием фонематического или грамматиче­ского уровня языковой системы или алалия с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем. В логопедическом заключении отражаются: механизм на­рушения; структура речевого дефекта: а) состояние речевой функциональной системы (уровни речевого развития: I, II, III),б) состояние неречевых психических функций (слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного восприятия, вни­мания, памяти; оптико-пространственных представлений; психомоторики; невербального интеллекта; эмоционально-волевой сферы; особенностей поведения; игровой активнос­ти); речевая активность; особенности поведения; состояние игровой деятельности. Например:

моторная (экспрессивная) афферентная алалия. ОНР: I уровень речевого развития. Патологическое развитие кинестетической основы речи. Несформи-рованность всех сторон речи. Нарушение просодии. Недоразвитие общей и тонкой произвольной психо­моторики, оптико-пространственных представлений. Стремление к контакту со взрослыми и сверстника­ми. Игровая активность снижена;

моторная (экспрессивная) афферентная алалия. Не-сформированность кинестетической основы речи. ОНР: I уровень речевого развития. Преимуществен­ное недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Нарушения психомоторики, произвольного вни­мания, слухового восприятия, оптико-пространствен­ных ориентировок, невербального интеллекта. Лабиль­ность эмоциональных реакций, упрямство, негативизм. Снижение речевой активности. В некоторых ситуа­циях речевой негативизм. Несоответствие игровой активности возрасту;

моторная (экспрессивная) эфферентная алалия. Не сформирована кинетическая основа речи. ОНР: I уро­вень речевого развития. Преимущественное недораз­витие лексико-грамматического строя речи. Нарушение просодии. Относительная сохранность импрессивной речи. Нарушены психомоторика, оптико-пространст­венные представления, вербальный интеллект. Речевая активность отсутствует. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство. Избирательный контакт со взрос­лыми. В отношениях со сверстниками — действия ря­дом. Повышенная истощаемость. Игровая активность снижена;

моторная (экспрессивная) алалия. Не сформирована кинетическая мелодия речи. ОНР: I уровень речевого развития. Фразовая речь отсутствует. Нарушения пси­хомоторики, слухового, зрительного восприятия, про­извольного внимания, повышенная истощаемость в общении и деятельности. Речевой негативизм. Игровая деятельность не сформирована;

моторная (экспрессивная) алалия. ОНР: II уровень речевого развития. Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно-двуслов-ная. Недостаточное развитие психомоторики: нару­шено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается сла­бость правой руки; слуховое внимание, функции ря-дообразования. В поведении симптомы негативизма,

контакт непостоянный, избирательный. Речевая ак­тивность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого;

сенсорная алалия. Первичное недоразвитие импрес-сивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхо-лалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторо­на речи.

Грубо нарушены слуховое восприятие и внимание. По­вышенная истощаемость в поведении и деятельности.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка__________________________

Дата рождения (число, месяц, год)_________________

Дата обследования (число, месяц, год)_____________

Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах

и месяцах, например, 4 года 5 мес.)____________________

Домашний адрес, телефон__________________________

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, рай­он) или из семьи__________ "" '-________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от

какого числа)_______________________________________

Диагноз районной медико-психолого-педагогической ко­миссии ____________________________________________

Сведения о родителях

Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, ра­ботает, нет_________________________________________

Отец: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, ра­ботает, нет_________________________________________

Другие члены семьи, живущие в данной семье _____

Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и ре­чевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребен­ка в логопедической группе___________________________

Речь родителей: отметить грамотность, правильность по­строения фразы, связность и логичность сообщения об их ре­бенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыс­лей, нарушение связности и логичности повествования ___

Наследственные заболевания_______________________

Общий анамнез

От какой беременности ребенок, возраст матери родов_

в период

Характер беременности: падения, травмы, психозы, хрониче­ские и инфекционные заболевания матери_____________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезво­женные ____________________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростиму­ляция

Крик: был, нет__________________________

Асфиксия: белая, синяя___________________

Резус-фактор: отрицательный, совместимость Вес и рост ребенка при рождении

Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью

Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утом­лялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до

Выписка из родильного дома на______день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины

Особенности раннего развития: держит голову с___мес.

(в норме с 2 мес. жизни), сидит с______мес. (в норме к

7 мес), стоит с ______ мес. (в норме 9—10 мес.), ходит

с______мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес).

Первые зубы с______мес, к 1 году зубов______

Перенесенные заболевания: до 1 года

после 1 года_ до 3 лет

Особое внимание обратить на заболевания нервной сис­темы.

Органические заболевания нервной системы: отметить ин­фекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо ви­русами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся кнейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энце-фалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной систе­мы: черепномозговые травмы, переносимые во внутриутроб­ном периоде, во время родов и в постнатальном периоде.

Уточнить, были (есть) после черепномозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликворо-динамические нарушения (гидроцефалия различной степени)

Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др.________________________________

Соматические болезни: простудные заболевания, пневмо­ния, воспалительные процессы уха и др._______________

Судороги при высокой температуре__________________

Гуление с

Данные о развитии речи

____ мес, характер гуления (длительность

звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).

Лепет с______мес, характер лепета: звуковой, слого­вой.

Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т.п., звукоподражания, количество слов_

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая ак­тивность, понимание речи окружающих ________________

Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его жела­ние, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, от­ветов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм)___________________________

Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не зани­мался

Логопедическое обследование

Наши рекомендации