Лекция Обследование детей с алалией.
Многоуровневое логопедическое заключение
Внастоящее время, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение , где необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций.
Медицинский аспект классификации предлагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвига-тельный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована).
Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: нарушения голоса, ритма, темпа речи, фонетического, фонематического, лексического, грамматического, семантического строя речи.
Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного разви-
тия расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.
На основе клинико-педагогической классификациилогопед определяетследующее.
1. Механизм и форму речевого нарушения, т.е. характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности (например, дислалия функциональная: моторная, сенсорная, сенсо-моторная; дислалия органическая (механическая); дизартрия: бульбарная, псевдобульбар-ная, корковая, подкорковая, мозжечковая, мезэнцефально-диэнцефальная; алалия: моторная афферентная, эфферентная, сенсорная, оптическая; дислексия (фонематичекая, оптическая и др.); дисграфия (артикуляторно-акустическая, акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); заикание (органическое или функциональное).
2. Структуру речевого дефекта, т. е. совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.
3. Речевую симптоматику. Например, нарушения звуко-произношения по проявлению: сигматизм (отсутствие свистящих и шипящих звуков или их искажения: губно-зубной, призубный, межзубный, боковой, носовой, свистящий, шипящий); ламбдацизм (отсутствие звуков [Л], [Л'] или их искажения и другие.
4. Состояние неречевых психических функций: слухового восприятия, внимания и памяти; зрительного восприятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико-пространственных представлений, невербального интеллекта,
Алалия.Большие трудности вызывает формулировка многоуровневого логопедического заключения по данным обследования детей с алалией. При этом логопеду нужно помнить, что для детей с алалией типичны не только запаздывание развития экспрессивной и импрессивной речи, но и патологический ход речевого развития. Может наблюдаться неравномерность нарушения языковой системы: с преимущественным недоразвитием фонематического или грамматического уровня языковой системы или алалия с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем. В логопедическом заключении отражаются: механизм нарушения; структура речевого дефекта: а) состояние речевой функциональной системы (уровни речевого развития: I, II, III),б) состояние неречевых психических функций (слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного восприятия, внимания, памяти; оптико-пространственных представлений; психомоторики; невербального интеллекта; эмоционально-волевой сферы; особенностей поведения; игровой активности); речевая активность; особенности поведения; состояние игровой деятельности. Например:
моторная (экспрессивная) афферентная алалия. ОНР: I уровень речевого развития. Патологическое развитие кинестетической основы речи. Несформи-рованность всех сторон речи. Нарушение просодии. Недоразвитие общей и тонкой произвольной психомоторики, оптико-пространственных представлений. Стремление к контакту со взрослыми и сверстниками. Игровая активность снижена;
моторная (экспрессивная) афферентная алалия. Не-сформированность кинестетической основы речи. ОНР: I уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Нарушения психомоторики, произвольного внимания, слухового восприятия, оптико-пространственных ориентировок, невербального интеллекта. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство, негативизм. Снижение речевой активности. В некоторых ситуациях речевой негативизм. Несоответствие игровой активности возрасту;
моторная (экспрессивная) эфферентная алалия. Не сформирована кинетическая основа речи. ОНР: I уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Нарушение просодии. Относительная сохранность импрессивной речи. Нарушены психомоторика, оптико-пространственные представления, вербальный интеллект. Речевая активность отсутствует. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство. Избирательный контакт со взрослыми. В отношениях со сверстниками — действия рядом. Повышенная истощаемость. Игровая активность снижена;
моторная (экспрессивная) алалия. Не сформирована кинетическая мелодия речи. ОНР: I уровень речевого развития. Фразовая речь отсутствует. Нарушения психомоторики, слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания, повышенная истощаемость в общении и деятельности. Речевой негативизм. Игровая деятельность не сформирована;
моторная (экспрессивная) алалия. ОНР: II уровень речевого развития. Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно-двуслов-ная. Недостаточное развитие психомоторики: нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функции ря-дообразования. В поведении симптомы негативизма,
контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого;
сенсорная алалия. Первичное недоразвитие импрес-сивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхо-лалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи.
Грубо нарушены слуховое восприятие и внимание. Повышенная истощаемость в поведении и деятельности.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка__________________________
Дата рождения (число, месяц, год)_________________
Дата обследования (число, месяц, год)_____________
Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах
и месяцах, например, 4 года 5 мес.)____________________
Домашний адрес, телефон__________________________
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) или из семьи__________ "" '-________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от
какого числа)_______________________________________
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии ____________________________________________
Сведения о родителях
Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет_________________________________________
Отец: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет_________________________________________
Другие члены семьи, живущие в данной семье _____
Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе___________________________
Речь родителей: отметить грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествования ___
Наследственные заболевания_______________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок, возраст матери родов_
в период
Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери_____________
Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные ____________________________________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Крик: был, нет__________________________
Асфиксия: белая, синяя___________________
Резус-фактор: отрицательный, совместимость Вес и рост ребенка при рождении
Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью
Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до
Выписка из родильного дома на______день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины
Особенности раннего развития: держит голову с___мес.
(в норме с 2 мес. жизни), сидит с______мес. (в норме к
7 мес), стоит с ______ мес. (в норме 9—10 мес.), ходит
с______мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес).
Первые зубы с______мес, к 1 году зубов______
Перенесенные заболевания: до 1 года
после 1 года_ до 3 лет
Особое внимание обратить на заболевания нервной системы.
Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся кнейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энце-фалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепномозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде.
Уточнить, были (есть) после черепномозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликворо-динамические нарушения (гидроцефалия различной степени)
Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др.________________________________
Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др._______________
Судороги при высокой температуре__________________
Гуление с
Данные о развитии речи
____ мес, характер гуления (длительность
звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).
Лепет с______мес, характер лепета: звуковой, слоговой.
Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т.п., звукоподражания, количество слов_
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ________________
Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм)___________________________
Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался
Логопедическое обследование