Итоговая диагностическая контрольная работа по курсу: «Алалия»

1. Охарактеризуйте недоразвитие речи как отставание не только в формировании отдельных сторон речи, но и всей речевой системы.

2. Объясните термины «алалия», «аграмматизм», «коммуникация», «парафразия», «инфантилизм», «моторная речь», «сенсорная речь», «экспрессивная речь», «импрессивная речь»..

3. Изучив материал лекций и рекомендуемую литера­туру, ответьте на следующие вопросы:

— с какими причинами могут быть связаны у детей от­ставания в формировании словаря и грамматического строя речи;

— какие болезни могут вызвать недоразвитие речи;

— какие ошибки в воспитании ребенка могут привести к недоразвитию речи?

4. Раскройте содержание понятия «первый уровень не­доразвития речи». Приведите примеры, характеризующие первый уровень недоразвития речи.

5. Дайте психолого-педагогическую характеристику де­тей со вторым уровнем недоразвития речи. Приведите при­меры.

6. Раскройте содержание понятия «третий уровень недо­развития речи». Чем он отличается от предыдущих двух? Приведите примеры.

7. Раскройте содержание понятия «четвертый уровень недо­развития речи». Чем он отличается от предыдущих? Приведите примеры.

7. Раскройте ваше понимание комплексности в работе по преодолению недоразвития речи. Расскажите о взаимо­действии в работе логопеда, воспитателей, родителей.

8. Дайте определение алалии и афазии у детей. Сопо­ставьте эти нарушения (время возникновения, причины, локализация, механизм, основные формы нарушений).

9. Если ребенок «безречевой», какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии? Приведите примеры возможных анамнестических сведений для этих случаев.

10 . Назовите и кратко охарактеризуйте основные формы алалии.

10. Сопоставьте алалию и временную задержку речево­го развития у детей.

11. Расскажите, в каких специальных учреждениях де­ти с алалией и афазией получают медико-педагогическую помощь. В чем эта помощь выражается?

12. Кратко охарактеризуйте, используя материал лек­ций и пособий, основные направления логопедической рабо­ты с детьми, страдающими моторной алалией.

13. То же о детях с сенсорной алалией.

14. Принимая во внимание взаимосвязь речевого и умст­венного развития детей, охарактеризуйте особенности лич­ности ребенка с алалией.

15. Охарактеризуйте динамику речевого развития ребен­ка с алалией.

16. Сопоставьте алалию с другими формами речевых на­рушений. Назовите основные диагностические показатели (признаки).

17. Назовите основные внеречевые и речевые проявле­ния в структуре дефекта при алалии

18. Расскажите, в чем будут заключаться особенности обследования ребенка с алалией

19. Какие можно дать рекомендации родителям по вос­питанию ребенка с алалией и для работы над его речью?.

20. Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.

21. То же о работе при сенсорной алалии.

Примерный перечень вопросов к экзамену.

Вопросы к экзамену по логопедии «Алалия»

1. Алалия как системное недоразвитие речи.

2. Краткие сведения из истории изучения алалии.

3. Современные классификации алалии и характеристика основных форм.

4. Моторная алалия.

5. Речевые и неречевые симптомы моторной алалии

6. Нарушение процесса порождения речевого высказывания при моторной алалии.

7. Уровни недоразвития речи при моторной алалии.

8. Влияние недоразвития речи на развитие и деятельность ребенка.

9. Дифференциальная диагностика детей с моторной алалией от сходных состояний.

10. Обследование детей с алалией: принципы, приемы, содержание.

11. Социальная адаптация лиц с алалией, динамика речевых и личностных особенностей.

12. Содержание коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.

13. Принципы коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.

14. Особенности и значение начального этапа воздействия при моторной алалии.

15. Развитие речи на основе предметно-практической и других видов деятельности.

16. Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

17. Сенсорная алалия.

18. Причины, механизм и симптоматика сенсорной алалии.

19. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии от сходных состояний.

20. Особенности акустического внимания, восприятия и понимания речи при сенсорной алалии.

21. Речевые симптомы сенсорной алалии.

22. Работа по развитию навыков дифференциации неречевых звуков.

23. Система коррекционно-воспитательного воздействия при сенсорной алалии.

24. Динамика развития детей с сенсорной алалией.

25. Особенности организации коррекционной работы с детьми – алаликами в различных учреждениях.

26. Нарушения неречевого характера при сенсорной алалии.

Форма итогового контроля – экзамен.

Литература

1. БеккерК.-П.,СовакМ. Логопедия. — М., 1981. —Разд. 4.

2. Ковшиков ВЛ. Экспрессивная алалия. — Л., 2005.

3. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М., 1977.

4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.

5. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. — М.,1951

5. Мастюкова ЕМ. Онтогенетический подход к структуре де­фекта при моторной алалии // Дефектология. — 1981. — № 6,

6. Нарушение речи у школьников / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. Вып. 1— М., 1969. —; Вып. 2. — М., 1972.

7. Недоразвитие и утрата речи / Ред. Л.И. Белякова и др. — М.,1985.

8. Патология речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1971. —С. 30-40.

9.Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ля­пидевского. — М., 1969. — Гл. 7.

10.Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. — Киев, 1981.

12. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999

13. Н.С. Жукова, Е.М, Мастюкова, Филичева Т.Б. «Логопедия» - М., 2000 г.

14. Г. А. Волкова Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – С-Пб, 2003.

15. М.А. Поваляева Справочник логопеда. -Р-на Д., 2001.

Глоссарий

АКТ РЕЧИ — отдельный отрезок речи, имеющий в данных условиях определенную целевую направленность; данное артикуляционно-акустическое единство, которое говорящий и слушающий связывают с одинаковым значением в данной си­туации общения.

АЛАЛЙЯ [а- + греч. lalia речь] — отсутствие или недоразви­тие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение ре­чевых областей больших полушарий головного мозга при ро­дах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. вы­ражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются на­чатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

АЛАЛИЯ ИМПРЕССИВНАЯ [лат. impressio впечатление] — см. Алалия сенсорная.

АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ [лат. motor двигательный] — недораз­витие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в ов­ладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — пора­жение коркового конца речедвигателъного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей.

АЛАЛЙЯ СЕНСОРНАЯ [лат. sensus чувство, ощущение] — не­доразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв меж­ду смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого ана­лизатора (Вернике центр) и его проводящих путей.

АЛАЛИЯ ЭКСПРЕССИВНАЯ [лат. expressio выражение] — см. Алалия моторная.

БРОКА ЦЕНТР [Р. Р. Вгоса, фр. антрополог и хирург] — уча­сток коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обес­печивающий моторную организацию речи.

ВЁРНИКЕ ЦЕНТР — область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афа­зии.

дствие наличия у них определенных грамматичес­ких свойств.

КОНТАКТНЫЕ АНАЛИЗАТОРЫ — анализаторы, рецепторы ко­торых подвергаются непосредственному воздействию предме­тов (напр., кожный анализатор). КОНТАМИНАЦИЯ [лат. contaminatio смешение] — ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение эле­ментов двух или более слов (напр., звукосочетание «белток» образовано соединением слов «белок» и «желток»).

КОНТЕКСТ [лат. contextus тесная связь, соединение] — обла­дающий смысловой завершенностью отрывок устной или пись­менной речи, общий смысл которого позволяет уточнить зна­чение отдельных входящих в его состав фрагментов.

КОНТЕКСТНАЯ РЕЧЬ — законченный в смысловом отноше­нии отрывок устной речи, необходимый для определения смыс­ла отдельного входящего в него слова или фразы.

РЕЧЬ ВНЕШНЯЯ —речь, имеющая звуковое выражение.

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ — различные виды использования языко­вых значений вне процесса реальной коммуникации; Р. в. в он­тогенезе формируется в процессе интериоризации внешней речи; выделяют три основных типа Р. в. : а) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно Р. в., когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем,] предметный код, предметные значения) и имеет специфичес­кую структуру, отличную от структуры внешней речи; в) внут­реннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.

РЕЧЬ ВЫЧУРНАЯ — речь, характеризующаяся употреблени­ем не совсем адекватных ситуации слов, нарочитых интона­ционных подчеркиваний отдельных слов и выражений, иног­да указывающих на их необычный смысл, витиеватых оборо­тов; часто используются малоизвестные слова; Р. в. сопро­вождается необычной, чрезмерной мимикой; наблюдается npи шизофрении, иногда при истерии.

РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ — форма речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ог­раниченным непосредственной тематикой разговора; Р. д. ха­рактеризуется относительной краткостью отдельных высказы­ваний и относительной простотой их синтаксического пост­роения.

РЕЧЬ ЗЕРКАЛЬНАЯ — произношение и чтение слов и пред­ложений в обратном порядке, с конца; наблюдается при ши­зофрении, в структуре навязчивостей, при некоторых органи­ческих поражениях головного мозга.

РЕЧЬ ИМПРЕССЙВНАЯ — см. Импрессивная речь.

РЕЧЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ — речь, имеющая целью переда­чу интеллектуальной (логической) информации (в отличие от речи эмоциональной).

РЕЧЬ КИНЕТИЧЕСКАЯ — общение посредством языка жестов.

СЛОВАРЬ — 1) лексика, словарный состав языка, диалекта к.-л. социальной группы, словарный запас отдельного челове­ка; см. Лексикон; 2) справочное издание, содержащее собра­ние слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. п.), распо­ложенных и толкуемых по определенному принципу.

СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ — 1) часть словарного состава совр. языка,'которая свободно употребляется в живом повседнев­ном общении во всех сферах жизни человеческого общества; противопоставляется пассивному словарю- С. а. включает как слова общенародного употребления, так и те, которые огра­ничены в своем использовании (профессионализмы, эмоцио­нально-экспрессивная лексика и т. п.); слова С. а. лишены оттенков архаичности и новизны и образуют ядро лексичес­кой системы языка; 2) активный запас слов отдельного носи­теля языка — часть словарного состава языка, которая сво­бодно употребляется в повседневной жизни конкретным че­ловеком; зависит от возраста, психического развития, образо­вания, социальной среды и др.

СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ — 1) часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребля­емая в повседневном общении (книжная лексика, неологизмы, еще не ставшие привычными и др.); 2) пассивный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психичес­кого развития, образования, социальной среды и др

Хрестоматия

В хрестоматии представлены тексты и извлечения из работ известных ученых по вопросам наиболее тяжелой речевой патологии – алалии. Материалы представлены в делении по темам учебной программы, что является удобным в использовании и понимании материала.

Наши рекомендации