Итоговая диагностическая контрольная работа по курсу: «Алалия»
1. Охарактеризуйте недоразвитие речи как отставание не только в формировании отдельных сторон речи, но и всей речевой системы.
2. Объясните термины «алалия», «аграмматизм», «коммуникация», «парафразия», «инфантилизм», «моторная речь», «сенсорная речь», «экспрессивная речь», «импрессивная речь»..
3. Изучив материал лекций и рекомендуемую литературу, ответьте на следующие вопросы:
— с какими причинами могут быть связаны у детей отставания в формировании словаря и грамматического строя речи;
— какие болезни могут вызвать недоразвитие речи;
— какие ошибки в воспитании ребенка могут привести к недоразвитию речи?
4. Раскройте содержание понятия «первый уровень недоразвития речи». Приведите примеры, характеризующие первый уровень недоразвития речи.
5. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей со вторым уровнем недоразвития речи. Приведите примеры.
6. Раскройте содержание понятия «третий уровень недоразвития речи». Чем он отличается от предыдущих двух? Приведите примеры.
7. Раскройте содержание понятия «четвертый уровень недоразвития речи». Чем он отличается от предыдущих? Приведите примеры.
7. Раскройте ваше понимание комплексности в работе по преодолению недоразвития речи. Расскажите о взаимодействии в работе логопеда, воспитателей, родителей.
8. Дайте определение алалии и афазии у детей. Сопоставьте эти нарушения (время возникновения, причины, локализация, механизм, основные формы нарушений).
9. Если ребенок «безречевой», какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии? Приведите примеры возможных анамнестических сведений для этих случаев.
10 . Назовите и кратко охарактеризуйте основные формы алалии.
10. Сопоставьте алалию и временную задержку речевого развития у детей.
11. Расскажите, в каких специальных учреждениях дети с алалией и афазией получают медико-педагогическую помощь. В чем эта помощь выражается?
12. Кратко охарактеризуйте, используя материал лекций и пособий, основные направления логопедической работы с детьми, страдающими моторной алалией.
13. То же о детях с сенсорной алалией.
14. Принимая во внимание взаимосвязь речевого и умственного развития детей, охарактеризуйте особенности личности ребенка с алалией.
15. Охарактеризуйте динамику речевого развития ребенка с алалией.
16. Сопоставьте алалию с другими формами речевых нарушений. Назовите основные диагностические показатели (признаки).
17. Назовите основные внеречевые и речевые проявления в структуре дефекта при алалии
18. Расскажите, в чем будут заключаться особенности обследования ребенка с алалией
19. Какие можно дать рекомендации родителям по воспитанию ребенка с алалией и для работы над его речью?.
20. Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.
21. То же о работе при сенсорной алалии.
Примерный перечень вопросов к экзамену.
Вопросы к экзамену по логопедии «Алалия»
1. Алалия как системное недоразвитие речи.
2. Краткие сведения из истории изучения алалии.
3. Современные классификации алалии и характеристика основных форм.
4. Моторная алалия.
5. Речевые и неречевые симптомы моторной алалии
6. Нарушение процесса порождения речевого высказывания при моторной алалии.
7. Уровни недоразвития речи при моторной алалии.
8. Влияние недоразвития речи на развитие и деятельность ребенка.
9. Дифференциальная диагностика детей с моторной алалией от сходных состояний.
10. Обследование детей с алалией: принципы, приемы, содержание.
11. Социальная адаптация лиц с алалией, динамика речевых и личностных особенностей.
12. Содержание коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.
13. Принципы коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.
14. Особенности и значение начального этапа воздействия при моторной алалии.
15. Развитие речи на основе предметно-практической и других видов деятельности.
16. Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
17. Сенсорная алалия.
18. Причины, механизм и симптоматика сенсорной алалии.
19. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии от сходных состояний.
20. Особенности акустического внимания, восприятия и понимания речи при сенсорной алалии.
21. Речевые симптомы сенсорной алалии.
22. Работа по развитию навыков дифференциации неречевых звуков.
23. Система коррекционно-воспитательного воздействия при сенсорной алалии.
24. Динамика развития детей с сенсорной алалией.
25. Особенности организации коррекционной работы с детьми – алаликами в различных учреждениях.
26. Нарушения неречевого характера при сенсорной алалии.
Форма итогового контроля – экзамен.
Литература
1. БеккерК.-П.,СовакМ. Логопедия. — М., 1981. —Разд. 4.
2. Ковшиков ВЛ. Экспрессивная алалия. — Л., 2005.
3. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М., 1977.
4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
5. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. — М.,1951
5. Мастюкова ЕМ. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. — 1981. — № 6,
6. Нарушение речи у школьников / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. Вып. 1— М., 1969. —; Вып. 2. — М., 1972.
7. Недоразвитие и утрата речи / Ред. Л.И. Белякова и др. — М.,1985.
8. Патология речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1971. —С. 30-40.
9.Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969. — Гл. 7.
10.Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. — Киев, 1981.
12. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999
13. Н.С. Жукова, Е.М, Мастюкова, Филичева Т.Б. «Логопедия» - М., 2000 г.
14. Г. А. Волкова Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – С-Пб, 2003.
15. М.А. Поваляева Справочник логопеда. -Р-на Д., 2001.
Глоссарий
АКТ РЕЧИ — отдельный отрезок речи, имеющий в данных условиях определенную целевую направленность; данное артикуляционно-акустическое единство, которое говорящий и слушающий связывают с одинаковым значением в данной ситуации общения.
АЛАЛЙЯ [а- + греч. lalia речь] — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
АЛАЛИЯ ИМПРЕССИВНАЯ [лат. impressio впечатление] — см. Алалия сенсорная.
АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ [лат. motor двигательный] — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигателъного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей.
АЛАЛЙЯ СЕНСОРНАЯ [лат. sensus чувство, ощущение] — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей.
АЛАЛИЯ ЭКСПРЕССИВНАЯ [лат. expressio выражение] — см. Алалия моторная.
БРОКА ЦЕНТР [Р. Р. Вгоса, фр. антрополог и хирург] — участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи.
ВЁРНИКЕ ЦЕНТР — область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афазии.
дствие наличия у них определенных грамматических свойств.
КОНТАКТНЫЕ АНАЛИЗАТОРЫ — анализаторы, рецепторы которых подвергаются непосредственному воздействию предметов (напр., кожный анализатор). КОНТАМИНАЦИЯ [лат. contaminatio смешение] — ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух или более слов (напр., звукосочетание «белток» образовано соединением слов «белок» и «желток»).
КОНТЕКСТ [лат. contextus тесная связь, соединение] — обладающий смысловой завершенностью отрывок устной или письменной речи, общий смысл которого позволяет уточнить значение отдельных входящих в его состав фрагментов.
КОНТЕКСТНАЯ РЕЧЬ — законченный в смысловом отношении отрывок устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.
РЕЧЬ ВНЕШНЯЯ —речь, имеющая звуковое выражение.
РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ — различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации; Р. в. в онтогенезе формируется в процессе интериоризации внешней речи; выделяют три основных типа Р. в. : а) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно Р. в., когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем,] предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; в) внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
РЕЧЬ ВЫЧУРНАЯ — речь, характеризующаяся употреблением не совсем адекватных ситуации слов, нарочитых интонационных подчеркиваний отдельных слов и выражений, иногда указывающих на их необычный смысл, витиеватых оборотов; часто используются малоизвестные слова; Р. в. сопровождается необычной, чрезмерной мимикой; наблюдается npи шизофрении, иногда при истерии.
РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ — форма речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора; Р. д. характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения.
РЕЧЬ ЗЕРКАЛЬНАЯ — произношение и чтение слов и предложений в обратном порядке, с конца; наблюдается при шизофрении, в структуре навязчивостей, при некоторых органических поражениях головного мозга.
РЕЧЬ ИМПРЕССЙВНАЯ — см. Импрессивная речь.
РЕЧЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ — речь, имеющая целью передачу интеллектуальной (логической) информации (в отличие от речи эмоциональной).
РЕЧЬ КИНЕТИЧЕСКАЯ — общение посредством языка жестов.
СЛОВАРЬ — 1) лексика, словарный состав языка, диалекта к.-л. социальной группы, словарный запас отдельного человека; см. Лексикон; 2) справочное издание, содержащее собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. п.), расположенных и толкуемых по определенному принципу.
СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ — 1) часть словарного состава совр. языка,'которая свободно употребляется в живом повседневном общении во всех сферах жизни человеческого общества; противопоставляется пассивному словарю- С. а. включает как слова общенародного употребления, так и те, которые ограничены в своем использовании (профессионализмы, эмоционально-экспрессивная лексика и т. п.); слова С. а. лишены оттенков архаичности и новизны и образуют ядро лексической системы языка; 2) активный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и др.
СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ — 1) часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в повседневном общении (книжная лексика, неологизмы, еще не ставшие привычными и др.); 2) пассивный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и др
Хрестоматия
В хрестоматии представлены тексты и извлечения из работ известных ученых по вопросам наиболее тяжелой речевой патологии – алалии. Материалы представлены в делении по темам учебной программы, что является удобным в использовании и понимании материала.