Действия по условным знакам и сигналам
Прежде чем внезапно подать какой-либо сигнал или знак, нужно заблаговременно объяснить обучаемым его значение, а в некоторых случаях специально обучить этим условным знакам и сигналам.
Условные знаки подавать движением руки, обеих рук, посредством головного убора, лопаты и других небольших предметов. Сигналы подавать свистком, голосом, выстрелом (например, из пневматического оружия) и т.д., требовать быстрого выполнения поставленного задания.
1. Бесшумное построение группы по движению руки или рук:
- для построения отделения в шеренгу инструктору стать в положение «смирно», вытянуть ладонью вниз левую руку в сторону для указания фронта построения и сейчас же опустить её;
- для построения отделения в две шеренги также вытянуть левую руку в сторону, но ладонью вверх, и сейчас же опустить её;
- для построения взвода в две шеренги вытянуть левую руку в сторону и сейчас же опустить её;
- для построения отделения в колонну по одному стать в положение "смирно", лицом в сторону предстоящего движения, а для построения в колонну по два дополнительно поднять левую руку вверх;
- для построения взвода в колонну по два - так же, как и для отделения, для построения в колонну по три вытянуть левую руку вперёд;
- для развёртывания подразделения в цепь несколько раз развести обе руки в стороны.
2. Для того чтобы отделение (взвод) медленно и бесшумно разошлось, медленно согнуть руки в локтях и медленно развести их в стороны вниз с разжиганием пальцев обеих рук; для того чтобы подразделение быстро разбежалось, быстро развести руки в стороны вниз.
3. Ложись - поднять согнутую в локте руку до подбородка и быстро опустить её ладонью вниз.
4. Внимание - поднять руку вверх на высоту головы.
5. Ко мне - поднять руку вверх, совершать круговые движения над головой и энергично опустить ее вниз.
6. Для передвижения вперёд, назад, в стороны - поднять руку на высоту головы и опустить её до высоты плеча, указывая желаемое направление.
7. Вижу противника - вытянуть руку горизонтально в сторону и держать так до отзыва.
8. Вижу, слышу (отзыв) - поднять обе руки вверх на высоту головы и опустить их.
9. Бесшумно подползти к противнику - левой рукой указать направление, а ладонью правой сделать несколько зигзагообразных движений.
10. Оглушить противника и связать - обозначить ударом левым кулаком по челюсти или по голове, правой рукой произвести 2-3 раза круговое движение вокруг левой.
Условные знаки - уничтожить противника ножом, заглянуть в окно, окружить дом, пропустить противника, залезть на дерево и т.д., показывать резкими выразительными движениями руки или обеих рук. Такую тренировку проводить следующим методом: инструктор показывает действие жестом и опрашивает обучаемых, правильно ли они поняли этот жест. После усвоения нескольких знаков обучаемые исполняют нужные действия.
При ночных действиях бесшумные построения, перестроения, движения и действия производить по заранее изученным резким жестам, по легким или сильным прикосновениям руки к плечу, груди, спине, головному убору, а также по легким толчкам рукой о тело.
По сигналам выполнять следующие приемы и действия:
- при захвате курсанта курсантами, обозначавшими «противника», громко протяжно кричать «СТОЙ». На учебно-тренировочных занятиях бойцы по этому сигналу изготавливаются к бою и осторожно движутся в ту сторону, откуда послышался возглас;
- по свистку резкому и протяжному замаскироваться от авиации: по коротким порывистым свисткам уйти в укрытие и подготовить гранаты к бою для встречи танков;
- по выстрелу инструктора делать броски бегом в сторону, откуда послышался выстрел.
Задания на тренировочной дорожке
Тренировочная дорожка устраивается на тропинках в кустах, в лесу, в горах и т.п. По обеим сторонам тропинки укрываются курсанты, которым ставится задача создавать неожиданные препятствия и совершать нападения на курсантов, поочередно двигающихся по тропинке. Курсанту, передвигающемуся по тропинке, ставится задача двигаться шагом или бегом, преодолевать внезапно появляющиеся препятствия, избегать неожиданного нападения «противника», при этом он должен:
1. пройти и не зацепиться за провод, протянутый в нескольких местах в траве на высоте 10-20 см, не наступить на учебные мины;
2. преодолеть веревку (жердь), которая быстро поднимается двумя курсантами на уровень колен или груди: в первом случае необходимо перепрыгнуть через веревку, во втором случае - подлезть под нее;
3. остановиться или пробежать мимо падающего предмета; падающими предметами могут быть - доска, деревце, вязанка хвороста и т.п.; тяжелые предметы курсант держит, а потом отпускает; легкие же предметы подвешиваются к дереву на веревке и внезапно отпускаются курсантом, держащим веревку;
4. убежать или вырваться от двух курсантов, нападающих неожиданно из укрытия с плащ-палаткой с задачей набросить плащ-палатку на голову проходящего по тропинке и удержать его в течение 5-10 секунд;
5. не получить укола палкой с мягким наконечником; один курсант маскируется в кустах, на дереве, в траве, в канаве и при приближении проходящего тренировочную дорожку, неожиданно наносит ему укол в бок, спину, плечо; задача проходящего дорожку, отбить укол или уклониться от укола и избежать его; на тренировочной дорожке можно маскировать одного, двух, трех курсантов с палками.
Во время передвижения обучаемых по тренировочной дорожке 1-2 человека, замаскировавшись, периодически производят различного рода шум: копают землю, ударяют топором по дереву, забивают гвозди, открывают и закрывают затвор и т.п.
Лучшим считается тот курсант, который прошел больше препятствий, не задев их, избежал нападения и услышал как можно больше различных звуков.
По возможности на учебной дорожке рекомендуется устраивать волчьи ямы глубиной до 1,5 м, в которые боец проваливается медленно или быстро. На дне таких ям должен быть песок или сено, смягчающие падение.
При проведения занятий на тренировочной дорожке курсанты действуют поочередно. Половина группы создает препятствия и нападает, остальные обучаемые поочередно передвигаются; затем происходит смена ролей. Расположение препятствий и места расположения нападающих необходимо периодически разнообразить.
Задания в затемненном учебном помещении
Под учебное помещение может быть использована землянка, сарай, разрушенное строение и т.д., в котором можно устроить нужное затемнение. В помещении находятся 3-5 курсантов, которым инструктор ставит ряд задач: создавать препятствия, неожиданно нападать на испытуемого, изменять степень затемненности помещения и т.п.
Испытуемому ставится задача - войти в помещение, пройти через него возможно быстрее и выйти в противоположную полуоткрытую дверь. Шума не создавать, могут быть неожиданности – «ВПЕРЕД».
Примерные задания:
- в слабо освещенном помещении, а затем в полной темноте пройти через помещение ощупью, не создавая шума, и выйти в противоположную дверь;
- при входе бойца, когда за ним закрылась дверь, осветить его лицо фонарем на 1 секунду, нанести сзади легкий удар мешком с соломой по голове;
- при входе бойца, когда за ним закрылась дверь, нанести легкий укол палкой с мягким наконечником, преградить палкой дорогу (на уровне пояса);
- в конце помещения у немного приоткрытой двери набросить испытуемому на голову плащ-палатку и стремиться удержать его в течение 3-5 секунд, после чего отпустить;
- в конце помещения у немного приоткрытой двери нанести испытуемому легкий удар мешком с соломой по спине.
Задания необходимо разнообразить. Курсанты, действующие в помещении, должны менять места своего пребывания и двигаться в различных направлениях.
Испытуемый, входящий в затемненное учебное помещение, не должен иметь при себе оружие.