Проявление сексуального интереса

Проявление сексуальной любознательности начинается у ребенка в возрасте двух лет. Они начинают с удовольствием ласкать свои гениталии, и у маленького мальчика все это может даже закончиться эрекцией. В этих упражнениях нет ничего ненормального, и уж тем более пагубного. Они временны и вскоре закончатся сами по себе. Однако, если они становятся демонстративными, и вы считаете необходимым вмешаться, то лучше его просто пристыдить.

Возраст сравнений

С трех лет ребенок знает кто он, мальчик или девочка. В пять лет он начинает интересоваться сексуальными отличиями. В этом возрасте дети подолгу рассматривают друг друга, сравнивают и пытаются понять физиологические различия. Наступает период игр с сексуальной направленностью, например, «в доктора». Если вы оказались свидетелем подобных игр, не сердитесь и не бранитесь, а напротив постарайтесь объяснить им, в чем заключаются эти отличия. В пять лет ребенок начинает сравнивать свое тело с телом взрослого, которое ему представляется совершенным, и рядом с вами он чувствует себя ущербным. Вы должны успокоить его и объяснить ему, что и его тело со временем окрепнет и станет точно таким же. В это же время ребенок начинает испытывать по отношению к вам чувство стыда, так что, уважая тягу ребенка к обособленности в личной жизни, вы тем самым помогаете ему увериться в том, что его тело это его тело.

Поведение ребенка и его пол

С тех пор как будет опознан и понят свой пол, мальчики и девочки начинают вести себя по-разному. Психологи объясняют этот факт тем, что у мальчиков появляется чувство гордости от обладания пенисом, они боятся лишиться его, в частности потому, что при этом они могут потерять любовь матери. Это то, что профессионалы называют боязнью кастрации. Они любят доказывать свою силу, но не в состоянии провести различие между силой и агрессивностью. Так что, когда их упрекают в агрессивности, они могут воспринять это как обвинение в том, что они мужского пола. Тогда они реагируют двояко: либо доказывают себе самому собственную силу, грубят и выдумывают невесть что, либо напротив страшатся выглядеть злыми и не показывают свое мужское начало, стараются быть нежными и покорными.

Девочки нередко хотят быть похожими на мальчишек, которым завидуют и иногда копируют их. Но они кокетливы, уступчивы, стараются понравиться, в частности собственному отцу. Через любовь, на которую они обрекают своего отца, им достается удовольствие девичества, которое помогает им расстаться с желанием быть мальчишкой и усиливает тягу походить на собственную мать.

Очень важно, чтобы вы не умаляли достоинства одного из полов в отношениях с собственными детьми и со своим партнером по брачному союзу, и тогда ваш ребенок будет стремиться быть похожим на родителя одного с ним пола.

Отвечайте на все его вопросы

Дети проявляют невероятную любознательность к вопросам половой жизни. Подобный интерес усиливается рядом событий, таких, например, как появление в семье новорожденного. В этом нет ничего странного, и родители должны отвечать на поставленные ребенком вопросы простыми и понятными словами с тем, чтобы у ребенка не возникло ощущение неправды, неполной правды, что в свою очередь может вызвать неправильные умозаключения и желание во всем разобраться самому. Что бы там ни было, а в три года ребенок хочет знать «откуда берутся дети», в четыре он представляет себе возможным в будущем жениться или выйти замуж за одного из членов своей семьи… Когда вы услышите от него подобные заявления, важно объяснить ему о несбыточности его желания, поскольку он из той же семьи.

Хотелось бы узнать

Он желает знать, как делают детей. Могу ли я ему это объяснить?

• Начиная с возраста трех лет, ребенок расспрашивает взрослых о процессе рождения. Он уже в состоянии понять, что это результат полового акта, т. е. результат встречи двух «крупинок», одной мужской, второй женской, что ребенок растет и развивается в животике его мамы до тех пор, пока не появится на свет через отверстие, которое есть у любой женщины и которого нет у мужчин, и что это не рот, ни анус и не пупок.

Он мастурбирует. Нужно ли ему мешать?

• В этом возрасте такое случается довольно часто и не имеет последствий. Все закончится само собой к семи годам, так что вмешательство не обязательно. Не бранитесь, не пугайте его какими-то болезнями и уж тем более членовредительством. Если вам хочется с ним объясниться, скажите ему, чтобы он делал это наедине, потому что другим, дескать, может это и не понравиться.

Он спрашивает, почему мы (его родители) спим в одной кровати. Что ему ответить?

• В пятилетнем возрасте дети задаются вопросом о природе отношений, царящих в стане родителей: те обнимаются, целуются, желают уединения. В этом возрасте они могут понять назначение детородных органов. Важно сказать им о том удовольствии, которое испытывают во время полового акта любящие друг друга мужчина и женщина, и отделить сексуальные отношения от зачатия. Удовлетворенный вашим объяснением, ребенок очень скоро переключит свое внимание на что-нибудь более интересное.

Подготовка к разлуке

К трем годам ребенок обретает определенную независимость, что позволяет без особых проблем временно разлучать его с родителями: на вечер, на выходные, на время отпуска. И все же к этому ребенка нужно готовить заранее

Трехлетний ребенок может представить себе самому дорогих ему людей, пусть временно и отсутствующих. Он может упомянуть их словом и понимает, что они не исчезли навсегда. Разлука тем самым становится для него менее мучительной, он при этом не столь обеспокоен. Не следует преподносить ему это как сюрприз.

Не уходите, не сказав ему об этом

Настоятельно рекомендуется предупреждать ребенка о том, что вы уходите, и ему придется какое-то время побыть без вас. Объясните причину вашего отсутствия. Расскажите, кто вместо вас остается с ним и как долго. Перед уходом обязательно не забудьте с ним попрощаться, даже если он в это время плачет. Если вы уходите лишь на вечер, попрощайтесь с ним до того, как он уснул. Ни в коем случае не допускайте, чтобы он не знал о вашем отсутствии.

Если ему предстоит покинуть свой дом на несколько дней, пусть он возьмет с собой что-нибудь из привычных для него вещей — плюшевую игрушку ли, платок или дудочку, которые будут напоминать ему о доме, и которые могли бы ему быть все еще нужны во время укладывания в кроватку. Не давайте никаких обещаний (возвращение к определенному часу, телефонный звонок), вдруг вам не удастся его выполнить, в противном случае вы рискуете потерять его доверие и зародить в нем чувство неуверенности. Лучше расскажите ему, что вы будете делать без него. В случае отъезда одного из родителей на несколько дней, регулярно напоминайте ребенку об отсутствующем и сообщайте новости о нем.

Ребенку легче перенести разлуку даже в очень раннем возрасте, если он знает взрослого, с которым остается, хотя бы немного. При необходимости систематических отлучек правильнее оставлять ребенка с одним и тем же взрослым.

Не переживайте

Разлуку с вами ребенок может переносить весьма болезненно, капризничать, плохо спать, а то и вовсе обозначить «регрессию» развития: в питании, речи, соблюдении чистоплотности. Таким образом он протестует против вашего отсутствия. По возвращении вы можете столкнуться с его к вам равнодушием, а то и с протестом в ваш адрес, либо наоборот обнаружить крайнюю его к вам привязанность. Подобные осложнения, как правило, носят временный характер. Важно, чтобы вы отнеслись к ним сдержанно, переждали бы его недовольство и переживания, не ставя под сомнение причины, побудившие вас к этому. Потому что разлука является только проблемой ребенка. Но зачастую она воспринимается с тревогой и родителями, которые не доверяют взрослому, с которым остался ребенок, а иногда и вовсе ревнуют его.

В прочем, такие расставания крайне необходимы для воспитания у ребенка самостоятельности. Эту ношу нужно принимать на свои плечи безоглядно, без всякого даже малейшего чувства вины, но и стараясь при этом не допустить каких бы то ни было потрясений у ребенка.

Ребенок от 6 до 10 лет

Все в большей и большей степени жизнь вашего ребенка организуется вокруг школы, в которой его учат читать, писать, считать и еще множеству других вещей. Во время досуга, в том числе в каникулы, он много играет и участвует во всевозможных забавах со сверстниками. И несмотря на то, что становится все более и более независимым, он продолжает нуждаться в вашей помощи, чтобы стать «большим».

Ребенок в семь лет

Тело

Отныне он превосходно владеет своим телом. Оно послушное и ловкое. Он уже пишет, полностью и самостоятельно переодевается, приводит в порядок собственную комнату (иногда для видимости!). Ночью ребенок спит от девяти до десяти часов подряд, глубоким сном.

Интеллектуальное развитие

Как правило ребенок уже читает. Он в состоянии мыслить логически, но по отношению к вполне конкретным вещам, размышляет и делает выводы. Умение считать у него легче начинается с проверки наличия своих вещей. Начинает приводить доводы. Задает вопросы типа: «Что находится выше неба?», «Что происходит после смерти?». Собирает пазл из ста элементов.

Отношения с окружающими

Ребенок вступает в так называемый «сознательный возраст», он понимает, различает и принимает нормы морали. Он начинает проводить четкую границу между дозволенным и запретным, и приходит к понятиям, «что такое хорошо и что такое плохо». Среди одноклассников выбирает себе друзей, теперь уже на долгие годы.

Рост:

М — 120 см (110–130)

Д — 121 см (109–131)

Вес:

М — 22 кг (16–28)

Д — 20,5 кг (15,5–25,5)

Зубы: молочные зубы выпадают, вместо них вырастают постоянные. Прорезаются первые коренные зубы.

Ребенок в десять лет

Тело

У ребенка начинается переходный возраст — он уже не малыш, но и все же еще не подросток. Никаких заметных изменений к тому времени не произошло. Спит ребенок от восьми до десяти часов. У некоторых девочек проявляются первые признаки половой зрелости: пусть и весьма робко, но прорисовывается грудь, а на лобке появляется легкий пушок.

Отношения с окружающими

У ребенка появились друзья и подружки. Нередко обзаведение «лучшим другом» или «лучшей подругой». В школу он ходит самостоятельно и у него есть собственный ключ от квартиры (дома). Сам распоряжается карманными деньгами.

Интеллектуальное развитие

Ребенок в состоянии воспринять проблему или ситуацию в целом. Продолжает совершенствоваться его интеллект. Он начинает использовать абстрактные понятия. Вскоре он сможет следовать за приводимыми доводами, не имея при этом перед глазами реального образа. Растет его способность концентрировать внимание, также как и память.

Рост:

М — 136 см (125–147)

Д — 138,5 см (127–151)

Вес:

М — 30 кг (21,5–39)

Д — 29 кг (21–38)

Зубы: продолжается выпадение молочных зубов с заменой на постоянные. Растут и коренные, и к 12–13 годам у него уже порядка 28 постоянных зубов

Ваш ребенок подрастает

В шесть лет девочки и мальчики являются малышами, в десять они вплотную подступают к подростковому возрасту. За эти несколько лет они получают нужные навыки, необходимые для вступления в «школу для больших»

От шести до десяти лет ребенок в среднем подрастает на 6 см в год и ему нравится следить за метками, которые вы регулярно наносите стенку или ростовую линейку.

От 6 до 9 лет

Продолжает совершенствоваться его интеллект. Ребенок оценивает время, которое разделяет два события, может их анализировать и подвергать критике. К восприятию мира он подходит на основе логических умозаключений, которые в этом возрасте весьма конкретны: он прибегает лишь к понятиям, взятым из повседневной жизни (яблоко, монеты, зеркало, карандаши т. д.), его выводы опираются на наблюдения, которые он либо увидел, либо обнаружил в процессе опробования. Он лучше ориентируется в пространстве (знает собственный жилой квартал) и во времени. Он разбирается в неделях, месяцах, сезонах. Спрашивает, сколько месяцев или дней осталось до Нового года и т. п.

Начальная школа

Поступление в начальную школу («взрослой школы») ребенку представляется подтверждением того, что он стал большим. Здесь его ждет конструктивное принуждение к работе, состязательность в достижении успехов, но иногда также и переживания из-за случающихся неудач и поражений. Понемногу завязывается длительная дружба. Постепенно ребенок обучается принимать коллективные «правила игры», если не хочешь прослыть «чужаком», таких в коллективе не терпят. Теперь он готов к посещению кружков, может ездить в детские лагеря. Постепенно ребенок овладевает беглым чтением. Умение читать позволит ему понимать все, что написано и не только дома, но и за его пределами: надписи на пищевой упаковке, афиши, объявления и т. п., и при этом опять же получать новые знания.

Период «скрытности»

После того, как ребенок расстанется с эдиповым комплексом, который сделал свое дело и помог ребенку в осознании своей природы — мальчика или девочки, ему предстоит после достижения шестилетнего возраста погрузиться в другой период, в котором пол ребенка никак им не проявляется. Психологи называют его «периодом скрытности». При этом их любопытство не пропадает, и игры «в доктора» не прекращаются. Ребенок конкретнее ставит вопросы о зачатии. В это время хорошим подспорьем вам может оказаться какая-нибудь популярная книга по половому воспитанию, адаптированная к возрасту ребенка.

Даже в случае кажущегося отсутствия проблем преодоления вашим ребенком данного периода, не забудьте о связанных с ним проблемах. В школе он вроде бы охотно подчиняется определенным правилам поведения в классе, родители приятелей по школе, к которым он заглядывает в гости, рассыпаются в похвалах по поводу его вежливости. Однако при этом, находясь дома он нередко обидчив, вспыльчив, капризен, в общем тиран да и только, ну или маленький капризуля. Нужно отнестись ко всему с пониманием. Не перегружайте его дополнительными обязанностями, особенно по отношению к младшим сестренкам и братишкам.

На пути к отрочеству

В десять лет внешность ребенка столь непримечательна, что порой приводит в замешательство и его и вас. Это все же скорее ребенок, нежели подросток. Он не понимает, что с ним происходит, а думает при этом, что его не понимает ну просто никто.

Первые признаки половой зрелости

Впрочем, пристрастия его становятся более определенными, можно даже сказать устоявшимися, а тело начинает готовиться к невероятному и длительному приключению под названием отрочество и юность.

У девочек первые признаки полового созревания проявляются в возрасте 10 лет: увеличивается размер ореола вокруг сосков груди, а при надавливании на молочную железку сосок увлажняется. На лобке проступает легкий пушок. Спустя пару лет после этих первых сигналов могут начаться и месячные. Часто при этом они резко прибавляют в весе без видимого прибавления в росте. Не драматизируйте ситуацию. Выберете время, чтобы показать девочке приемы личной гигиены. При проявлении первых признаков половой зрелости девочки должны получить и первые сведения о функциональных особенностях их тела. Вам на помощь могут прийти врачи, а также популярные книги.

У мальчиков половая зрелость приходит не раньше одиннадцати, а то и двенадцати лет.

Пользование абстрактными мыслями

Ребенок начинает прибегать к абстрактным представлениям. У него отпадает необходимость в использовании при аргументации или описании чего-либо лишь конкретных понятий. Ему достаточно опираться лишь на общие правила и законы, которым подчиняются и побочные проявления событий. Он начинает разбираться в алгебре и физике. От этого нового для него удовольствия порой нелегко отказаться и ребенок становится «резонером».

Дети аккумулируют те знания, которые им интересны. Им также нравится еще и всяческие штучки собирать (шпильки для волос и марки, книги и кассеты, фото и т. д.), часто быстро оставляя это занятие. Нередко прибегают к помощи книги, а то и энциклопедии для поиска ответа на вопрос, который был задан вам и остался без удовлетворения. А иногда ему просто хочется во всем разобраться самому. Подобная самостоятельность в постижении нового весьма важна на пороге вступления в старшие классы.

Друзья и подруги

У большинства детей в этом возрасте есть лучший друг или лучшая подруга, которым доверяется и говорится все и обо всем. Они начинают сбиваться в банды, что им крайне необходимо в процессе их роста для обучения правилам социальных отношений.

Сексуальность находится на заднем плане. Если и говорят о чем-то таком, то лишь с представителями своего пола, но и тут как бы шутя, порой грубовато. Громкий смех детей в коллективе, особенно нарочитый, говорит о том, что они достигли так называемый «возраст дурачества».

Свобода под пристальным взглядом

Избегая рисков и соблюдая определенные правила, ребенок в состоянии самостоятельно вернуться из школа домой, если у него есть собственные ключи от квартиры или дома. Часто детей записывают в различные кружки, занятия в которых проходят после школьных уроков (спорт, музыка, информатика и т. п.). Карманные деньги как правило не задерживаются на долго даже у самых избалованных и состоятельных. С их помощью ребята учатся вести дела и узнают цену вещей.

В этом возрасте у них возникает желание переоборудования своей комнаты. Детские картинки уступают место постерам, куклы видеопроигрывателю. У некоторых детские игрушки еще долгое время уживаются рядом с более поздними, отроческими. Ребенку хочется иметь свой угол и свои личные вещи, к которым он относится весьма ревностно и за которыми он следит. Если площадь вашего жилища это позволяет, отделите мальчиков от девочек.

Понемногу меняется и поведение ребенка в ваш адрес, его стесняет проявление вашей нежности к нему на людях. Он перестает давать вам свою руку на улице. Ласки становятся редким явлением даже в том случае, если он их очень любит.

Роль родителей в этом возрасте нельзя назвать легкой. Вам предстоит вывести его на дорогу самостоятельности без попустительства. У него не должно возникнуть при этом чувства, что вы ему дозволяете все потому что он вам больше неинтересен. Требования и правила нуждаются теперь в пояснениях. Но вновь обретаемая свобода продолжает оставаться под вашей ответственностью и под вашим наблюдением. Ваше доверие ни в коем случае не должно стать слепым.

Школа

Поступление в школу является важнейшим, если не судьбоносным событием жизни ребенка. Родители должны его к этому готовить, пользуясь в том числе и «днями открытых дверей». Здесь и отныне, начиная с обучения читать, писать и считать ему в течение многих лет предстоит приобретать знания и расти

Даже в случае предварительного посещения детского сада с его начальным школьным курсом приход в настоящую начальную школу для вашего ребенка переполнен эмоциями. Поэтому ему столь необходима психологическая подготовка накануне. С этой целью в школах организуют «дни открытых дверей», как правило во время каникул. Не пренебрегайте такими возможностями. Сходите туда вместе с ребенком. Для него это возможность пообщаться со своим будущим пристанищем, приятелями, учителями.

Организация работы школы

По завершению начальных образовательных уроков в детском саду ребенок поступает в начальную школу. В отличие от тех прошлых занятий эта школа строго подчинена программе обучения, а учителя обеспечивают исполнение этой программы.

Организация времени

После вольницы детского сада «настоящая школа» нередко представляется разрывом с прошлым. В первые дни ребенок просто привыкает, и учитель это сознает. Он допускает некоторую свободу в классе и вне его пределов, требуя при этом необходимой сосредоточенности, формулируя требования и запреты.

Согласно существующим общим правилам школьные занятия делятся на две части по три часа каждая, между которыми существует двух часовой перерыв на обед. Точность во времени соблюдается строго. Между отдельными занятиями предусмотрены перемены по пятнадцать минут. Не позабудьте сунуть в сумку своему ребенку что-нибудь «на всякий случай», а вдруг ему захочется чего-то погрызть.

Основные предметы

Год за годом ребенку предстоит углублять и расширять собственные знания, причем соразмерно своим способностям. Задача учителя, пользуясь своими профессиональными навыками, помочь ученикам постепенно овладеть навыками во многих областях знаний.

• Язык . Одним из самых необходимых навыков, полученных в школе, является умение правильно говорить и писать. Этому посвящены первые два года обучения в начальной школе. Данные навыки являются определяющими для успешного обучения прочим предметам — редко встречаются дети преуспевающие в языке и не справляющиеся с математикой (чтобы решать задачу, нужно понять её условие). Наиболее часто встречающиеся трудности связаны с письменным языком (орфографией и соблюдение правил). При этом, заучивание стихов и считалок наизусть развивает память.

• Математика, естественно-научные и технические знания . Их назначением является овладение учеником методами научного познания: экспериментом, наблюдением, анализом и формулировке выводов. Школа дает ребенку математические навыки, такие как алгебра, геометрия, вычислительная техника, помогающие ему абстрактно мыслить, пользоваться методами дедукции и анализа, сопоставления и сравнения. В программе обучения есть место устному и письменному счету, ребенок изучает числа, операции над ними, необходимые для решения различных задач (сложение, вычитание, деление, умножение). Ему также преподают технические дисциплины и информатику, биологию и физику, и все это в доступном для его понимания виде.

• История, география, общегражданские дисциплины . События масштаба выборов или замужества останутся без знания этих предметов осознанными не до конца.

• Культурное образование . Уроки рисунка и живописи, музыки и пения направлены на пробуждение творческих начал личности ребенка, приобщению его к культурному наследию, развитию в нем чувства патриотизма.

• Физическое воспитание . Разносторонность развития ребенка будет нарушена без той работы, что касается развития его тела, отсюда и повышенный интерес к занятиям спортом, индивидуальным и коллективным, помогающим ему приобрести уверенность в собственных силах.

Переход из класса в класс

Легкость усвоения знаний у одного ребенка отличается от другого. Учитель внимательно и постоянно следит за успехами своих учеников. Ребенок, которому трудно поддается учеба, может тем не менее перейти в следующий класс, поскольку без согласия родителей его нельзя теперь держать в одном классе два года подряд. Ребенок с помощью учителя наверстает упущенное ранее. Любой ребенок, имеющий с точки зрения совета учителей достаточный уровень знаний, может в случае необходимости «перепрыгнуть» в следующий класс. Как бы это не нравилось родителям, преждевременный перевод ребенка в следующий класс не гарантирует ему ту же легкость обучения, что и ранее. Напротив, согласно статистике большинство таких детей позже резко снижают результаты успеваемости.

Государственные школы и частное образование

Наряду с государственным бесплатным образованием существуют частные учебные заведения, находящиеся в руках различных ассоциаций, религиозных конфессий и пр., которые в силу ряда причин тесно сотрудничают с государством. Зачастую и в том и в другом заведении можно получить государственный диплом. При этом в частном учебном заведении нередко преподавание по собственным программа, которые не подконтрольны государству.

Внешкольные занятия

В настоящее время в большинстве случаев оба из родителей работают. Таким образом, проблема обеда, свободное время ребенка и его каникулы становятся для них постоянной головной болью, если у них некому их в этом подменить. Являясь не простыми приютами, соответствующие структуры предоставляют детям возможность активной деятельности, следят за ними в лице опытных воспитателей, и стоимость пребывания ребенка в них вполне доступна любому нуждающемуся.

Школьный буфет

Платная услуга, предоставляемая на всех уровнях воспитания ребенка от яслей до средней школы. Прелагаемые там блюда отбираются с учетом критериев, обеспечивающих ребенка сбалансированным набором элементов, воспитывающих у него вкус к еде. Нередко дети, которые капризничают за столом дома, охотно едят в компании с товарищами. Вы можете познакомиться с предлагаемым меню, которое как правило публикуется, чтобы подобрать сбалансированный вариант ужина. Буфет воспитывает в ребенке и общительность. Развивает в нем самостоятельность и уважение к труду обслуживающего его персонала столовой.

Выездные занятия

В начальной школе вашему ребенку будет предоставлена возможность выезда вместе с классом под руководством своего учителя на несколько дней, а то и на несколько недель к морю, в горы или в деревню, где их будут ждать подходящие для этого условия.

Речь не идет о каникулах. Их дни будут заполнены необходимыми занятиями, чтобы они не отставали от программы, им предложат прогулки на свежем воздухе и спортивные занятия. Подобные мероприятия, способствующие развитию детей во всех отношениях, учат их дружно жить в коллективе без опеки родителей. При этом развивается самостоятельность каждого ребенка, раскрепощая даже самых застенчивых и стеснительных. Случается, что после этого ребенок показывает лучшие успехи в повседневной учебе.

Роль педагога при этом сводится к использованию новой обстановки для ознакомления детей с местной флорой и фауной, с экономикой региона на реальных примерах, которым дети будут свидетелями. А смена места пребывания необычайно расширяет их кругозор, дарит им массу находок и открытий. К тому же каждая поездка может быть тематической: археология и архитектура, музыка, морское дело, декламация, иностранный язык и т. п.

Школьные каникулы

Детям, которые никуда не уезжают на каникулы, предоставляется широкий выбор занятий и развлечений, под руководством опытных педагогов.

• Центры досуга . Они работают как в каникулы так и в обычные выходные дни, внутри школы и за ее пределами. Прелагаемые занятия весьма разнообразны: музыка, история, видео, живопись, лепка и т. п. Организуются различные походы, которые помогут ребятам и развлечься и чего-то узнать: зоосад, дендрарий, музей и т. д.

• Загородные поездки . Автобусная экскурсия с преподавателем с выездом на свежий воздух, где ребятам предоставляется возможность поиграть в подвижные игры, посетить музей, можно устроить пикник.

Читаем, пишем, считаем

Чтобы выучиться читать, писать и считать, ребенок должен достичь определенного уровня развития в интеллектуальном, физическом и эмоциональном плане

Как только ребенок начнет учиться в «настоящей» школе, ему нужно оставить в прошлом те случайные уроки чтения, которым он был научен родителями, или в детском саду. Понемногу он обучится постоянному чтению, и это откроет перед ним огромный мир. Если же он столкнется с трудностями, поддержите его и помогите ему вечером повторить то, что он узнал днем.

Обучение чтению

Учителя прибегают при обучении чтению к различным методикам. В детском саду ребенка учат отыскивать среди прочих свое собственное имя. Или обучают некоторым простым словам, привязанным к визуальным носителям их смысла. Затем, преподаватель дополняет данный визуальный метод таким же узнаванием букв и слогов какого-то слова. Это так называемые традиционные алфавитный и фонологический методы. Комбинация этих двух подходов дает неплохие результаты в обучении чтению.

Этапы

До того момента, когда ребенок начинает читать бегло, он проходит четыре этапа обучения. К концу первого года обучения в настоящей школе он постигает азы чтения, которые затем ему предстоит еще совершенствовать.

Параллельно ребенок учится и письму, и преподаватели пользуются при этом одними и теми же приемами. На этапе алфавитного и фонологического чтения ребенок и пишет фонетически. Потом его орфография начнет приспосабливаться к правилам языка.

• Первый этап — «псевдо чтение». Эта первая фаза обучения чтению называется так потому, что ребенок при этом не сразу понимает прочитанное слово, а догадывается о его значении по контексту. Так он выучивает некоторые слова, у которых есть привычное словесное окружение. Из подобного «псевдо чтения» ребенок не извлекает никакой пользы для обучения письму.

• Второй этап — логографическое чтение . Ребенок узнает некоторые слова по форме начертания. Он различает свое имя и слова типа «папа» и «мама». Но он все еще не различает буквы алфавита и не в состоянии прочесть незнакомое слово.

• Третий этап — алфавитное чтение . Ребенок учится разделять слово и пользуясь этим может прочесть неизвестное ему слово. Он идентифицирует буквы и слоги с соответствующими им звуками, т. е. он знает, что п+а=па и т. д.

• Последняя стадия — орфографическое чтение . Ребенок узнает слово в полном объеме его начертания, не по его графическому начертанию (как это было на стадии логографического чтения), но потому что довольно быстро прослеживает цепочку входящих в него букв. Теперь он может правильно читать по слогам (и писать) незнакомые ему слова.

Проблемы

Обучение чтению сопряжено для детей с рядом проблем. Один очень много работает над заданиями, но, что называется из-под палки, как на барщине. Он послушно делает задание, может наизусть пересказать прочитанное, но встает в тупик перед следующей страницей. Другой никак не может правильно прочесть текст, пугает буквы («б» и «д», «м» и «н»), переставляет их местами («он» и «но»), не может прочесть несколько согласных, стоящих в слове рядом друг с другом. Третий не понимает прочитанного.

• В чем проявляется неправильное произношение ? Вполне нормальный ребенок с нормальными умственными способностями и психомоторикой может тем не менее неправильно говорить, с искаженным произношением и ошибками в орфографии. Эти трудности случаются на самых разных стадиях обучения чтению. Например, ребенку не удается выйти из стадии логографического чтения и освоить алфавитное фонологическое чтение. Порой он постигает фонологическое чтение, но никак не может освоить чтение ортографическое. В некоторых случаях на втором году обучения возникает дизортографическое нарушение, при котором ребенок читает все правильно только медленно. У него происходит сбой при дешифровке, особенно в случае необходимости чтения длинной фразы, что и доказывает трудность понимания прочитанного.

Одновременно с этим у него наблюдаются проблемы с орфографией, которые показывают помимо проблем с запоминанием грамматических правил еще и сложности с распознаванием звуков. Многие из его ошибок проявляются при написании диктантов. Он пишет так же некорректно, как и слышит, а значит и произносит: В словах, начинающихся на звонкое согласное «б» ребенок пишет «п», а вместо «ж» произносит «ш». При этом ребенок может запутаться и не понять услышанного или прочитанного, а также написать фразу из неизвестных никому слов.

• В чем причина нарушений ? До конца этого никто так и не знает. Некоторые специалисты полагают, что дело в микроскопических нарушениях или аномалиях тех или иных областей мозга. Другие усматривают в этом влияние генетической наследственности. Можно услышать ссылки и на специфику психологической природы. Единого мнения на этот счет вы не найдете. Констатируется лишь тот факт, что подобные проблемы наблюдаются чаще у мальчиков, нежели у девочек, а также у детей с запаздыванием развития речи вообще, при наличии подобных проблем у кого-то из родителей ребенка.

Обучение письму

Обучение письму для ребенка не столь очевидная необходимость, как умение говорить, хотя и то и другое относится к естественной потребности общения. Зачастую ребенок не может оценить практическую значимость письменной грамотности, поскольку не находит подтверждения необходимости немедленного применения этому навыку — родители чаще говорят по телефону, нежели пишут. Помимо прочего, выражение эмоций голосом может сопровождаться жестами и интонационными нюансами. К тому же такая форма общения весьма абстрактна, поскольку ребенок не видит собеседника. Не следует также забывать о том, что в школе ребенок находится в неестественной для него атмосфере — преподаватель его заставляет делать письменные задания и ущемляет его в правах. Подобная схема общения может казаться ребенку абсурдной.

Трехэтапный процесс

Навыки письма с некоторыми вариациями от ребенка к ребенку приобретаются в основном в три этапа. На начальном этапе (в 6–7 лет) есть проблемы с подбором слов, фразы куцые, несвязные и, как правило, без пунктуации. Текст ограничивается несколькими (пять-шесть) предложениями, а выражаемые в них мысли беспорядочны. На протяжении следующих трех лет (т. е. до 10 лет) предложения становятся длиннее, постепенно усложняется их синтаксис, слова не путаются, появляются подчиненные и сложно подчиненные обороты. На третьем этапе (10–11 лет) ребенок обучается правилам синтаксиса и может выразить подобным образом самые различные соображения. Затем он осваивает аргументацию и приступает к выработке собственной манеры и стиля изложения.

Обучение письменным навыкам практикуется двумя методами: либо точным соблюдением всех правил написания как слов, так и предложений, либо вольным изложением нужных мыслей и соображений. Первый метод рассматривается как традиционный и архаичный, второй противопоставляется ему, как вроде бы более современный и либеральный. Без всякого сомнения истина как всегда заключается во взвешенном сочетании того и другого.

Проблемы индивидуальности

Сложности, связанные с каждым конкретным ребенком, чаще всего объясняются его семейными обстоятельствами. Если родители ребенка вовсе не читают и никогда не пишут, а лишь смотрят телевизор, то у него отсутствуют стимулы к письменному общению. Подобные же проблемы могут встретиться и в случае нарушений речи, причем до того вовсе незаметной. Некоторые дети преодолевают проблемы дешифрования текста в процессе обучения чтению, но могут затем столкнуться с этой трудностью при обучении письму.

Занятия спортом

Потребность в физической активности является для ребенка естественной. Она является для него залогом гармонического развития, умственного и физического. Позволяя одним выплеснуть переполняющую их энергию, придавая другим уверенности в собственных силах, она сп

Наши рекомендации