Отдельные техники гештальта.

Предлагая более конкретный обзор для тех, кто никогда не занимался практикой Гештальта, следует кратко, в общих чертах описать несколько наиболее часто используемых в Гештальт-терапии техник.

отдельные техники гештальта. - student2.ru Техника "awareness", или целостное осознавание, постоянная внимательность к непрерывному потоку- физических ощущений, чувств, мыслей, к непрерывной смене "фигур", возникающих на переднем плане интересов человека, на "фоне", образованном множеством переживаемых человеком ситуаций и его личностью - одновременно в телесном, эмоциональном, рациональном планах, в его воображении и в его поведении. Терапевт постоянно находится в состоянии.внутреннего осознавания (awareness Interne) собственных ощущений и в состоянии внешнего осознавания (awareness externe) внимательно относится ко всему, что происходит в окружающей его среде и, в особенности, с его клиентом.

Техника "горячего стула" ("hot seat), которой Фриц Перлз отдавал особое предпочтение на своих демонстрационных терапевтических сеансах. С этой целью он оставлял на подиуме, рядом со своим стулом еще один, и желающий "работать" клиент сам выходил и садился на стул, выражая таким образом свою готовность. На пустом стуле, стоящем напротив, клиент мог вообразить сидящим любого человека, с которым ему хотелось бы вступить в коммуникацию. В случае необходимости вместо стульев могут быть подушки, используемые как своего рода "переходные объекты", способные символизировать поочередно людей, части тела и даже абстрактные сущности.

Такого рода символическое "проигрывание" (см. "Гештальт-лексикон") чувств, которые люди в повседневной жизни обычно подавляют или, наоборот, слишком быстро облекают в слова, вербализуют, словно стараясь избавиться от них, часто используется в Гештальте. В результате создаются условия, позволяющие клиенту сначала проявить свои чувства, освободиться от них, а затем и ликвидировать незавершенность тех "незакрытых ситуаций", которые порождают не соответствующее данному моменту стереотипное невротическое поведение или устаревшие сценарии.

Необходимо также подчеркнуть, что цель любой психотерапевтической интервенции состоит не в преобразовании внешней ситуации, не в изменении внешнего окружения, других людей или хода событий, а скорее в преобразовании внутреннего восприятия (которое в себе организует клиент) происходящих фактов, их взаимосвязей и всех их возможных значений (их полисемии, многозначности). Таким образом, психотерапевтическая работа нацелена на приобретение клиентом нового личностного опыта, перестройки своей индивидуальной системы восприятия и ментальных репрезентаций (смена "угла зрения").

Я хотел бы уточнить, что намеренное "проигрывание" воображаемых или реально случившихся ситуаций, - что широко используется в Гештальте - по своей природе противоположно импульсивному или оборонительному "переходу к действию" (см. "Гештальт-лексикон"), которое справедливо разоблачается в психоанализе: такого рода переход к действию представляет собой избегание, вызывающее нечто вроде "короткого замыкания" осознавания (с подменой живой деятельности вербальным анализом). Намеренное проигрывание, наоборот, способствует осознаванию через зримое и ощутимое ("воплощенное") действие, мобилизующее тело и эмоции и, таким образом, позволяющее клиенту прожить ситуацию более интенсивно, воспроизвести ее, поэкспериментировать и исследовать смутные подавленные и даже незнакомые чувства.

• Техника «монодрамы» - вариант психодрамы (практиковавшейся Морено)в котором протагонист сам играет одну за другой все разнообразные роли из возникшей в его памяти ситуации. Так, например, он может сначала изобразить самого себя, а затем свою жену или суровую, отвергающую его мать рядом с той же самой, но уже любящей и открытой матерью. Он может изобразить как заговорила бы его голова, находящаяся в, конфликте с его половым органом, и последовательно воплотить эти две части организма. Монодрама разными способами позволяет исследовать, осознавать и соединять полюса человеческих взаимоотношений. При этом все различия между такого рода "полярностями" не сводятся к искусственной, обманчивой и безжизненной "позолоченной" середине: ведь я могу в одно и то же время ощущать по отношению к другому человеку бешеную агрессию и страстную любовь. Каждое из этих двух чувств требует от клиента их максимального уяснения, а не их "нейтрализации" в бесцветной, относительной любви, или алгебраического суммирования двух бурных и противоречащих друг другу чувств, которые на самом деле скорее взаимодополняют, чем уничтожают друг друга.

Традиционному статическому и ограничивающему равновесию Гештальт предпочитает достижение динамического равновесия. Гештальт призывает нас расправить крылья во всю их ширь, подобно тому, как это делает канатоходец, укрепляющий свое равновесие, раскрывая оба веера-балансира.

• Техника амплификации. Одно из важнейших направлений работы в Гештальте состоит в преобразовании имплицитного в эксплицитное путем проекции на внешнюю сцену той игры, что происходит на внутренней сцене. В результате, человек получает возможность лучше осознать то, каким образом он действует здесь и теперь, на "границе-контакт" между ним и окружающей его средой.

С этой целью терапевт следит за течением процесса, внимательно наблюдая за «поверхностными явлениями» и не погружается в темные, неясные глубины бессознательного, которые могут быть исследованы только в искусственном свете интерпретаций.

Так, например, расширение кровеносных сосудов и покраснение лица и шеи является таким же ценным признаком глубинных эмоциональных реакций, как и сжатые челюсти, изменение ритма дыхания, слюноотделения и, конечно же, автоматические микрожесты кистей рук и стоп. Нередко терапевт предлагает клиенту усилить эти бессознательные жесты рассматривая их как нечто вроде незаметных для пациента «оговорок тела», указывающих на происходящий процесс.

Действия Гештальт-терапевта направлены с поверхности в глубину, но это вовсе не означает, что сам он все время остаетсяс на поверхности! Опыт показывает, что Гештальт легче, чем другие, главным образом вербальные подходы, достигает глубинных, архаических слоев личности, само формирование которых связано с довербальным периодом развития человека.

• Прямое обращение. В Гештальте избегают говорить о другом человеке (присутствующем или отсутствующем). К нему обращаются напрямую, что позволяет перейти от внутренней рефлексии интеллектуального характера к взаимному эмоциональному контакту.

Иногда участникам терапии предлагается сопоставить свои впечатления с впечатлениями заинтересованных наблюдателей. Такое сравнение выявляет скрытое воздействие проекций, которыми мы себя бессознательно окружаем. Подобного рода сопоставления позволяют избежать упреков соседу... за свои собственные проекции в его отношении!

Здесь я остановлюсь в своём перечислении. Ведь каждый сам может беспрерывно изобретать все новые и новые техники, искать их вариации и неизвестные комбинации, поскольку каждый гештальтист опирается не просто на знания, а, скорее, на весь свой внутренний опыт, работая в своем собственном стиле, в собственной творческой манере.

Гештальт вписывается в новую парадигму, опровергающую миф о всемогуществе ума и науки:

"Мысль об абсолютно рациональном человеке полностью иррациональна" (Эдгар Морено)6.

В действительности, интуитивный синтез предшествует рациональному анализу, выяснение искомой цели просветит нас больше, чем понимание давних причин происходящего, оптимистический финализм тезиса "для чего?" торжествует над пессимистическим казуализмом тезиса "почему?"; творческая "поэзия" жизни (от греч. "poien" - "творить") преодолевает математическую" шаблонную ригидность материи (от греч. "mathema" - "написанное ранее"). Поэтому в противоположность психоанализу Гештальт не претендует на статус науки, продолжая достойно оставаться искусством, развиваясь, в направлении современных исследований в областях физики, биологии и философии, стремящихся к постижению единства материи и энергии - тела и духа.

___________________________________________________________________________________________

6 Эдгар Морен (Edgar Morin) - один из самых крупных современных французских социологов и философов. Автор многих книг и исследований, среди которых выделяются "Methode de la 'Methode" ("Метод метода") и "Introduction a la Pensee Complexe" ("Введение в теорию сложного мышления"). — Прим. переводчика.

ДВАДЦАТЬ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ...
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ...

Двадцать базовых понятий Гешталът-терапии
двадцать лет спустя после смерти ее основателя7

14 марта 1970 года. В этот день в Чикаго умер Фриц Перлз - "отец-основатель" Гештальт-терапии. Что же стало с его наследием двадцать лет спустя, на пороге последних десяти лет второго тысячелетия?

Точнее, как в современной практике французских Гештальт-терапевтов, исповедующих различные взгляды, проявляется то характерное, что присуще Гештальт-подходу в целом?

Не кажется ли парадоксальным тот факт, что в период стремительного распространения Гештальта во Франции некоторые работы Перлза и, в частности, изданная после его смерти книга 'The Gestalt Approach" ("Гештальт-подход"), обобщающая весь его опыт все еще не переведены на французский язык и, следовательно, не стали более доступными широкому читателю?

Какие базовые принципы продолжают использоваться? Какие из них представляются устаревшими на фоне достижений теоретических и клинических исследований (в теории систем, невропатологии, сексологии и т. д.), более поздних, смежных методов (Школа Пало Альто, Н.Л.П., эриксоновский гипноз и т. д.) или же просто на фоне эволюции нравов ("сексуальная революция" и контрацептивы, "революция 1968 года , новейшие средства передачи информации и т. д.)? Несколько подобных вопросов мы и стремимся рассмотреть, сознательно оставаясь на субъективной точке зрения, опираясь на то, что представляется нам основами самой философии Гештальта, глубинно связанной с такими экзистенциальными ценностями, как свобода человека, вытекающая из самого факта его существования и свобода проявления себя в мире при уважении к глубинному своеобразию каждого человеческого существа.

Мы будем отталкиваться от традиционных источников: работ Перлза, Гудмана, записей интервью И. Фрома, сочинений Левицкого, Симкина, Зинкера, Польстеров, Латнера, Миллера, а также опираться на многочисленные статьи из "Гештальт-журнала", но прежде всего мы будем исходить из личного опыта, накопленного за 20 лет клинической практики в Гештальте и за 12 лет преподавания в Парижской Школе Гештальта (EPG).

А пока оставим техники, "игры и правила" (нередко заимствованные, в большей или меньшей мере сознательно, из других подходов) и попытаемся выделить несколько базовых понятий Гештальт-подхода. Особо рассмотрим то, как меняется и развивается смысл этих понятий в наше время, и определим систему их взаимосвязей, анализ которых позволяет отнести Гештальт-метод в русло единой философии Человека. Я перечислю эти базовые понятия в произвольном порядке, т. к. мне кажется, что между ними существует "круговая связь" (пункты пронумерованы для последующего их использования в работе.

  • Теперь и как (now and how)
  • Процесс
  • Awareness (осознавание)
  • Граница-контакт
  • Поле и система
  • Творческое приспособление
  • Цикл опыта
  • Незакрытый Гештальт
  • Механизмы сопротивления
  • Гомеостаз
  • Способность к ответственности
  • Экспериментирование
  • Право быть непохожим на других; своеобразие каждого человека
  • Отношение "симпатии"
  • Холистический подход к человеку
  • Взаимодополняющие полярности
  • Эмоциональное и телесное участие
  • Агрессивность
  • Креативность и воображение
  • Индивидуум в группе

____________________________________________________________________________________________

7 Статья, опубликованная в Журнале Французского общества Гештальта, № 1, осень 1994

1. "ТЕПЕРЬ И КАК" ("now and how")

Выражение "now and bow", ("теперь и, как"), созданное самим Перлзом, лучше передает суть Гештальт-подхода, чем классическая формула "здесь и теперь", характерная не только для Гештальт-подхода. Действительно, существует немало методов нацеленных на "здесь и теперь":
роджерианский подход, основные виды групповой психотерапии и даже психоанализ - ведь он работает с переносом, посредством которого здесь и теперь воссоздается детский невроз.

Само же понятие "теперь и как" подчеркивает специфически феноменологическую направленность Гештальт-терапии, которая опирается скорее на понятие "как", чем на понятие "почему", отдавая предпочтение описанию явлений, а не их объяснению: "Вернуться от разговоров о вещах к самим вещам, таковым, какими они являются в действительности, в фактах жизни, т. е. не искаженным разнообразными концептуальными построениями" (Гуссерль, 1907). Феноменология указывает на важность субъективных и иррациональных факторов, непосредственного сиюминутного жизненного опыта вместе с сопутствующими ему телесными ощущениями (см. пункт 17) уникальными для каждого человека (п. 13). Понятие "как" - это положение тела и бессознательные жесты или «микрожесты», дыхание, интонации голоса и т. д. Невыраженные, имплицитные оттенки поведения и речи частот главенствуют над эксплицитно выраженным содержанием: поэтому Перлз, а позднее и Лакан, подчеркивает более важное значение формы по сравнению с содержанием.

Совершенно ясно, что работа в режиме "сейчас" никоим образом не мешает клиенту воскрешать в памяти события, тревоги и планы, при условии, что все они, как осознанные, так и нет, возникают у него спонтанно: они присутствуют в его уме или сердце сейчас и питают его в настоящем. Впрочем, на них может накладывать свой отпечаток актуальный контекст внутренней жизни клиента или внешней ситуации, поэтому они никогда не становятся раз и навсегда установленными "историческими истинами".

Наивны те ревностные гештальтисты, которые стараются любой ценой удержать своего клиента в тесной темнице настоящего. Отличие Гештальта от традиционной аналитической стратегии состоит в том, что Гештальт-терапевт не побуждает клиента к внимательному исследованию воспоминаний о прошлом, или, по словам Перлза, к выполнению длительных "археологических раскопок". Лучше сначала комфортно устроиться на первом этаже собственного дома и обставить свою комнату, прежде чем браться за основательную расчистку подвала от накопившегося в нем мусора, что может занять долгие годы. Да и завершить ее можно потом, постепенно, если следы прошлого будут продолжать оставаться тягостными. Пока же мы восстановим те силы, которые дадут нам энергию в настоящий момент.

ПРОЦЕСС

Итак, процесс всегда остается на переднем плане: и терапевт и его клиент бдительны и внимательны ( см.п. 3 - "awareness") ко всем непредвиденным случайностям, возникающим в ходе коммуникации, которая разворачивается "здесь и теперь". Перлз (см. "The Gestalt Approach") любил задавать четыре основных вопроса, направленных на протекающий процесс:

- Что ты сейчас делаешь?

- Что ты ощущаешь в данный момент?

- Чего ты сейчас избегаешь?

- Что ты хочешь, чего ты ждешь от меня?

Постоянное внимание к возникающей в данный момент ситуации - такова специфическая черта Гештальт-подхода, который прежде всего исследует "явления, видимые на поверхности" и протекающие в данный момент времени. Ведь чаще всего с поверхности настоящего люди то и дело "ныряют" в глубины прошлого.

Точно также исследование мембраны клетки дает современному биохимику обширную информацию по общему функционированию всей клетки, а результаты анализа только что зарегистрированного излучения далекой звезды позволяют астрофизику судить о событиях весьма отдаленного прошлого. Таким образом, в действительности Гештальт-терапевт и его клиент оказываются вовлеченными в возвратное, "челночное" (термин самого Перлза) движение между настоящим и прошлым, между их внутренними (интра-психическими) фантазиями с одной стороны, и внешним поведением и интер-психическими отношениями - с другой, между невербальным общением и словом, между эмоцией и осознаванием, которые сменяют друг друга по мере последовательного возникновения "фигур" на "фоне" континуума сознания, построения и разрушения Гештальтов (или, если угодно, Gestalten). Мы вернемся к этой теме в связи с вопросом об изменении интенсивности self в процессе цикла опыта (пп. 7 и 8).

AWARENESS (ОПОЗНАВАНИЕ)

Свободно перемещающееся внимание, одновременно сознательная и , предсознательная бдительность интеллекта, эмоций и тела к актуальной внутренней, глубинной жизни субъекта и к окружающей его внешней среде (также воспринимаемой субъективно), непосредственное осознавание настоящего во всей его полноте - такова характеристика состояния, к которому стремятся и в дзен-буддизме ("Будда" означает "Пробужденный") и в Гештальте. Для обозначения этого состояния Гештальт-подход использует английское слово awareness, значение которого трудно передать на других языках8. Когда Перлза просили сформулировать суть Гештальта одним словом, то обычно он произносил именно это слово, хотя многие современные гештальтисты предпочитают ему термин "контакт".

ГРАНИЦА-КОНТАКТ

С этих двух слов начинается основополагающий труд по Гештальт-терапии, составленный Гудманом на основе разрозненных записей Перлза. Сам Перлз в книге Гешталът-подход" (опубликованной после его смерти, в 1973 году) отмечает: "Изучение способа функционирования человека в окружающей его среде есть изучение того, что происходит на границе-контакт (объяснение понятия "граница-контакт" см. в "Гештальт-лексиконе") между индивидуумом и окружающей его средой. Именно на границе-контакт протекают все психологические явления. Далее Гудман уточняет: "Эта граница, на которой стянут жизненный опыт, не отделяет организм от окружающей его среды; она обозначаете пределы, в которых заключен и которыми предохраняется организм; она соприкасается с окружающей средой... Так, например, кожа представляет из себя орган, посредством которого особым образом осуществляется связь между организмом и окружающей его средой". Итак граница "принадлежит" одновременно внутренней и внешней территориям, она является составной частью двух различных, но взаимосвязанных миров. "Психология, - продолжает Гудман, - изучает способы творческого приспособления (на границе-контакт). Патопсихология изучает обрывы, остановки или другие искажения процесса творческого приспособления" Нарушения контакта или "сопротивления" (п. 9) могут быть рассмотрены как проблемы, возникающие на границе-контакт, как отсутствие четкого разграничения в случае чрезмерной конфлуэнции, как "перетекание" внутреннего или внешнего миров за их границы (проекция или интроекция) и т. д. (см. схему - п. 9).

ПОЛЕ И СИСТЕМА.

В ходе терапевтического сеанса сам терапевт представляет для клиента одну из важных составных частей "окружающей клиента среды". Именно с ним устанавливается контакт и проходит процесс взаимодействия со всеми возникающими в его ходе заранее непредсказуемыми случайностями. Клиент и терапевт входят таким образом в одно и то же "поле" опыта, и поведение одного интерферирует с поведением другого. В этом случае речь, конечно же, идет не о "закрытой", а об "открытой системе", находящейся в постоянной связи с контекстом внешнего мира. В работе над книгой "Гештальт-терапия" Гудман использовал наблюдение Курта Левина, который незадолго до этого времени экстраполировал на социум теорию электромагнитного поля Максвелла, нашедшую свое обобщение в эйнштейновской физике. Левин основывался также на феноменологических концепциях Минковского о психологическом пространстве-времени. В настоящее время Теория Полей чаще всего рассматривается как раздел Общей Теории Систем, которая представляет из себя междисциплинарный подход со своим цельным понятийно-методологическим аппаратом. Ее необходимо отличать от холизма, в рамках которого несколько наивно высказываются представления о том, что познав целое, можно объяснить, как функционирует каждая отдельная часть этого целого. Эдгар Морен ("Метод Метода", 1977) справедливо подчеркивал, что холизм в своем стремлении преодолеть "редукционизм" - стремление к непременному сведению сложного процесса к более простому - на самом деле все "упрощенно свел к целому", отбросив само представление о внутренней сложности структуры. Гештальт-терапия занимается каждым человеком в контексте с окружающей его средой, не выделяя искусственным образом одно или другое и не смешивая их.

____________________________________________________________________________________________

8 По-русски чаще всего гештальтистский термин "awareness" переводится как "осознавание", что также неточно. — Прим. переводчика.

  1. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ.

Психическое и социальное "здоровье" выражается в непрерывном творческом приспособлении на "границе-контакт" (см. "Гештальт-лексикон ) между организмом и окружающей его средой. В частности, между субъектом, терапевтом и контекстом терапевтической ситуации (включая место, в котором происходит коммуникация, наличие свидетелей или группы людей и т. д.). Речь идет не просто об адаптивном "приспособлении", когда индивид, подчиняясь жесткому закону, царящему в окружающей его среде, принимает преобладающие в ней социальные нормы и то поведение, которое обычно рассматривается как "нормальное". Речь, однако, идет и не об индивидуальном творчестве без учета.контекста и обстоятельств, допускающем все возможные фантазии или крайности под тем простым предлогом, что на клиента они оказывают свое определенное действие. Речь идет о компромиссе или, точнее, о синтезе, позволяющем каждому человеку жить, придерживаясь собственных взглядов, учитывая при этом нормы, принятые в данное время в данном месте, и найти собственный путь в общем потоке. Становится очевидно, что Гештальт резко отличается от нацеленной на норму терапию поведения: следуя феноменологической перспективе, он придает особое значение субъективному бытию каждого человека, его личным
внутренним ощущениям и его внешнему поведению, которое можно наблюдать со стороны. Тем не менее, Гештальт не замыкается единственно на "внутрипсихической" жизни. Он побуждает к челночному движению между внутренним и внешним, стараясь соединить социальную адаптацию с и ,идивидуальным творчеством, саму ситуацию с ее "индивидуальным прочтением", таким образом выстраивая мост между наукой и искусством. Здесь же необходимо вспомнить и тот социополитический контекст, в котором создавался Гештальт: в 50-е годы Перлз, Гудман и несколько других первопроходцев хотели любой ценой отмежеваться от американского психоаналитического истеблишмента и проявили себя как нонконформисты крайне вызывающего толка. Они выражали резко анархистские взгляды, и так же "анархично" вели себя в социуме и в свовует здесь и ой жизни. В наши дни Гештальт-терапия творчески "приспособилась" к контексту периода времени, последовавшего за 1968 годом, и, став более "умудренной", полностью сохранила свой либеральный пафос.

  1. ЦИКЛ ОПЫТА ( ЦИКЛ КОНТАКТА ).

Любое индивидуальное действие и коммуникативное взаимодействие состоит из нескольких фаз, образующих "цикл опыта", который многочисленные авторы называют по-разному ("циклом контакта-отступления" или "циклом удовлетворения потребностей"). Перлз и Гудман выделяли в нем четыре основных фазы: форконтакт, контактинг, полный контакт и постконтакт (или отступление) (см. "Гештальт-лексикон"). За то время, что прошло после смерти Перлза многие авторы предложили новые схемы цикла контакта. Дробя привычную схему на более мелкие части, они стали выделять в цикле, каждый по-разному, от трех до семи фаз, например: появление ощущения или ощущение, появление осознавания или awareness, возбуждение или мобилизацию энергии, контакт или проигрывание, взаимодействие, завершение взаимодействия, отступление или ассимиляцию опыта (Катцев). Другие авторы предлагали следующую схему: форконтакт, вступление в контакт, контакт, выход из контакта, интеграция (Гингер). В специальных работах можно найти несколько детальных описаний схем цикла контакта (по Гудману, Зинкеру, Польстеру, Катцеву, Брауну, Салате, Гингеру). Пока же нас интересует сам принцип смены фаз цикла контакта на разных его этапах. Такой цикл не всегда протекает точно по своему лабораторному образцу. Мы уже отмечали (п. 4), что для Перлза и Гудмана патология подразумевает обрывы, остановки или другие искажения процесса "творческого приспособления". Перлз (в Гешталът-подходе) определяет невротика как "человека, который постоянно предается самопрерыванию". Нарушения функционирования self обычно называют "сопротивлениями" (см. п. 9). Они могут проявляться в виде механизмов защиты, свойственных данной ситуации ("адаптивные сопротивления" - по Польстерам) или, наоборот, как стойкие анахроничные блокировки, свидетельствующие о патологическом функционировании, т. е. избегании подлинного контакта.

На протяжении цикла контакта self функционирует в различных, последовательно сменяющих друг друга и поочередно преобладающих "режимах" (Id, Ego, средний режим5, режим "personality"). Мы не станем описывать в рамках такой короткой статьи все эти режимы функционирования, отметим только, что они могут быть нарушены и даже могут отсутствовать.

_________________________________________________________________________________

9 По аналогии со "средним залогом", существующем в греческой грамматике, который подобен возвратному залогу во французском языке.

  1. НЕЗАКРЫТЫЕ ГЕШТАЛЬТЫ.

Обычно, по завершении акта деятельности (психической или поведенческой) мы освобождаемся для нового действия: Гешталъты, образуясь, а затем распадаясь, сменяют друг друга в непрерывной, плавной последовательности, составляющей континуум сознания любого психически "здорового" человека.

Если цикл контакта полностью не завершен, то ситуация может продолжать оставаться незакрытой и превратится в подсознательный элемент, вызывающий внутреннее напряжение. Так, к примеру, прерванное дело (выполнение уроков, уборки по дому, оставленный недоеденным из-за телефонного звонка бутерброд, запланированная прогулка, не состоявшаяся из-за грозы) может сохранять свою актуальность и завершится при первой же возможности. В основе этого явления лежит эффект Зейгарник (названный по имени психолога-гештальтиста Блюмы Зейгарник, изучавшей этот эффект под руководством Курта Левина). Но в некоторых ситуациях такое давление может трансформироваться в навязчивое и изнурительное состояние психического напряжения и, со временем, стать причиной невроза: траур или тяжело переживаемый разрыв, длительная безработица, хроническая сексуальная неудовлетворенность, повторяющийся провал на экзаменах и т. д.

Работа с незакрытыми Гештальтами (unachieved business) – типичный пример, говорящий о том, с каким вниманием в Гештальт-терапии работают со следами прошлого, продолжающими паразитировать на актуальной жизни клиента. Однако, речь идет не о "магическом" избавлении от внутреннего обременительного груза путем проигрывания по психодраматическому типу (enactment), а скорее об интегрировании тягостного жизненного элемента в какое-то значимое целое, в состав которого этот элемент войдет как один из полюсов жизненной экзистенции клиента (см. п. 16).

  1. ВИДЫ СОПРОТИВЛЕНИЙ.

Мы уже неоднократно упоминали о блокировках и обрывах, возникающих "нормальном" цикле контакта (с какой-то частью самого себя или с другим человеком). Следует подчеркнуть, что "подавление действия" ("inhibition de Taction", Henri Laborit (Лабори), 1979) не всегда является признаком нарушений процесса функционирования; наоборот, оно может возникать, как необходимый в данной ситуации механизм защиты. Так, влюбленному совершенно естественно находиться в слиянии (конфлуэнции) с дорогим ему человеком, а ретрофлексия, гнева против моего патрона может предотвратить мое увольнение с работы. О патологическом функционировании можно говорить тольков в том случае, когда такие механизмы носят анахроничный, ригидный или постоянный характер: они должны быть в первую очередь обнаружены, а затем смягчены и преобразованы в ходе психотерапии.

Однако, слово "сопротивление" в психоанализе используется в ином значении (бессознательное сопротивление лечению, связанное с самим характером психического функционирования), кроме того, оно часто сохраняет негативный оттенок; всё это заставило некоторых авторов искать другие термины. К тому же, пользуясь аналогией, отметим, что именно электрическое сопротивление преобразует ток в тепло и свет, именно сопротивление материалов позволяет мосту выполнять свою функцию, именно Движение Сопротивления позволило сохранить французское национальное самосознание.

Перлз выделял четыре основных "вида сопротивлений". В этом очерке, опуская детальные описания видов сопротивлений, мы дадим лишь их названия: конфлуэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия. Но за последние двадцать лет многочисленные авторы расширили эту гамму, добавив виды защит, представляющих различные сочетания основных механизмов, например, - дефлексию (Польстеры), профлексию (Сильвия Крокер) и т. д.

СОПРОТИВЛЕНИЯ

отдельные техники гештальта. - student2.ru

ГОМЕОСТАЗ

В работах Перлза отмечается оптимистическая руссоистская вера в устойчивую саморегуляцию организма. Общий принцип гомеостаза был сформулирован У. Кенноном в 1926 г. Известный современный исследователь Анри Лабори, выделяет генерализованный гомеостаз (между организмом в целом и окружающей его средой) и ограниченный гомеостаз (поддержание равновесия и постоянства среды внутри самого организма).

В эпоху пересадки органов и появления вируса СПИД представления о действии природных защитных сил организма были подвергнуты пересмотру, и для большинства современных Гештальт-терапевтов тема гомеостаза потеряла свое определяющее значение. При этом продолжает подспудно оказывать влияние постулат, широко развитый так называемой "гуманистической психологией", утверждающий, что каждый человек изначально обладает всем необходимым ему потенциалом. Сегодня на эту мысль опирается большая часть так называемых "параллельных" или "альтернативных" видов медицины: аккупунктура, гомеопатия, различные виды натуротерапии и т. д.

Некоторые гештальтисты сохраняют веру в игру энергетических балансов с "трансперсональным" оттенком, что дает им повод для оправданного оптимизма. Согласно этому взгляду, существуют не только "интраперсональный" или "интерперсональный" (возникающий между участниками определенной группы), но и общий гомеостаз, подчиняющийся космическим "трансперсональным" законам, находящимся за пределами индивидуального человеческого и общественного сознания.

Наши рекомендации