Общее знакомство с гештальтом.
Гештальт расположен на пересечении психоанализа, психотелесных видов терапии рейхианского толка, психодрамы, направлений, работающих с воображением и сновидениями (reve-eveille, waking dreams), феноменологического и экзистенциального подходов, восточных философий.
Он ставит акцент на осознавании актуального жизненного опыта "здесь и теперь" (что, конечно же, не исключает обращения к прошлому жизненному опыту) и полностью восстанавливает в своих правах эмоции и телесные ощущения, которые все еще часто запрещаются нашей культурой, так жестко регламентирующей публичное выражение не только гнева, грусти, тревоги, но и нежности, любви и радости!
Гештальт - целостный подход к человеческому существу, охватывающий одновременно его сенсорную, аффективную, интеллектуальную, социальную и духовную составляющие. Гештальт-подход благоприятствует установлению подлинного контакта между людьми, развитию творческого приспособления организма к окружающей его среде, а также осознаванию тех внутренних механизмов, которые слишком часто толкают нас на повторение избитых стереотипов в поведении. Он выявляет наши блокировки и процессы обрыва в нормальном протекании цикла удовлетворения наших потребностей. Гештальт снимает маски с наших защит, страхов, запретов и иллюзий. Гештальт-подход стремится не просто к объяснению причин наших трудностей, а к исследованию новых путей их разрешения.
Гештальт - это ответственность человека за собственные выборы и за собственные избегания. Каждый работает в своем ритме и решает свои задачи, отталкиваясь от возникающих непосредственно в данный момент ощущения, эмоции или актуальной потребности. Повторное переживание "незавершенной" или не до конца разрешенной ситуации из прошлого, а также неуверенность в будущем также могут служить отправной точкой для терапевтической сессии. Каждый терапевтический сеанс, даже если он проводится в присутствии всей группы, как правило, нацелен на одного, определенного человек. В этом случае группа используется для поддержки клиента или в качестве амплификатора "эха" (см. "Гештальт-лексикон").
В Гештальт-терапии оригинальным образом сочетаются и переплавляются множество различных, как вербальных, так и невербальных методов и техник: пробуждение сенсорики, работа с энергией, дыханием, телом или голосом, выражение эмоций, работа со сновидениями и воображением (waking dreams), психодрама, креативность (рисунок, лепка, музыка, танец и т. д.).
Итак, речь идет не о понимании, анализе или интерпретации событий, поступков или чувств, а скорее о поощрении глобального осознавания того, каким образом мы функционируем, как протекают процессы нашего приспособления к окружающей среде, интегрирования актуалъного опыта, как проявляются наши избегания и наши механизмы защит (или "сопротивления")5.
Гештальт-подход, в отличие от психоанализа с одной стороны, и от бихевиоризма с другой, представляет из себя оригинальный "третий путь". Он предлагает не понять, не научиться, а экспериментировать с целью максимального расширения нашего жизненного пространства и нашей свободы выбора. Парадигма Гештальта позволяет нам уйти от пораженческого детерминизма прошлого и окружающей среды, от "исторической" и "географической" обусловленностей нашим детством и окружающими нас людьми, и тогда мы оказываемся способными найти собственное пространство для проявления свободы и ответственности.
По словам Сартра: "Важно не то, что из меня сделали, а то, что я сам делаю с тем, что из меня сделали".
Конечно же, ни в коем случае не стоит наивно отрицать ни груза биологической наследственности, ни опыта, полученного в раннем детстве, как, впрочем, и преуменьшать значение культурного давления социального окружения. Однако Гештальт-подход нацеливает скорее на поиски внутренней гармонии моего "глобального бытия-в-мире" с целью развития моего собственного оригинального жизненного стиля.
Гештальт побуждает меня, прежде всего, лучше узнать и принять себя таким, какой я есть на самом деле, не принуждая к изменению в соответствии с некоей идеальной индивидуальной или социальной, внутренней или внешней, философской, моральной, политической или религиозной образцовой моделью. Прежде стать самим собой и только после стать другим - в этом заключается "парадоксальная теория изменения" (Бейсер, 1970).
На практике, все эти принципы проявляются в совершенно особой рабочей методике феноменологического толка, в которой используются определенные техники, иногда называемые "играми" или "упражнениями".
Очень часто эти техники (которые частично были заимствованы из психодрамы, а частично - из других подходов, например, из трансактного анализа) путают с самой Гештальт-терапией. Так, нередко люди, почти ничего не знающие о базовых принципах всего подхода, утверждают, что они занимаются Гештальтом под тем простым предлогом, что они используют "пустой стул" или заставляют других разговаривать с подушкой!... Как будто заниматься психодрамой означает просто ломать комедию, а лечь на диван достаточно для того, чтобы "провести психоанализ"!
Суть Гештальт-подхода состоит не в его техниках, а в его общем духе, который оправдывает существование этих техник. В Гештальте симптом рассматривается как "способ обращения" человека, "выбранный" им язык. Поэтому человека внимательно и с уважением выслушивают и поощряют к максимальному самовыражению, используя для этого технику амплификации. Такой симптом, в особенности телесный, часто становится "входной дверью", позволяющей осуществить более глубокий контакт с клиентом через мобилизацию глубинных слоев (подкорковых структур) его мозга. Терапевт таким образом станет побуждать клиента к исследованию возможностей перестройки его "бытия в мире", на "границе-контакт" между ним и окружающей его средой. В ходе этой работы Гештальт-терапевт остается предприимчив и активен, а вовсе не директивен. Действуя сам и заставляя действовать другого, он налаживает, таким образом, само взаимодействие, никак не влияя на выбор направления работы. Подобно проводнику в горах или спелеологу, терапевт находится в распоряжении клиента, внимательно сопровождая его на выбранном самим клиентом направлении. Терапевт не станет сам выбирать путь, но он и не будет пассивно принимать всё, что вздумается его клиенту. Роль терапевта состоит скорее в том, чтобы дать возможность и поощрить, чем пытаться понять, что происходит, и заставить клиента выполнять свои указания.
Таким образом, Гештальт-терапевт и его клиент остаются партнерами, участвующими в аутентичных отношениях, - такова основная характеристика Гештальт-подхода.
Гештальт-терапевт не стремится любой ценой как можно быстрее понять симптом и, по выражению Лакана, "наполнить его смыслом", ибо любое объяснение рискует закрепить этот симптом простым фактом его оправдания ("неудивительно, что я так поступаю... ведь какое у меня было, детство!").
* "Сопротивления", в сугубо гештальтистском понимании этого слова, - "механизмы защиты" или избегания, т. е. искажения или обрывы "цикла контакта". Чаще других встречаются конфлуэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия и дефлексия.
ПЕНТАГРАММА ГИНГЕРА.
Для иллюстрации многомерности Гештальт-подхода я часто прибегаю к символическому, изображению с использованием пятиконечной звезды - "пентаграммы", которая традиционно представляет человека - голову, две руки и две ноги.
Я рассматриваю пять концов звезды как пять основных измерений человеческой деятельности:
- Физическое измерение: тело, сенсорика, моторика, сексуальность, ...
- Аффективное измерение: "сердце , чувства, любовные отношения, другой человек, ...
- Рациональное измерение: "голова" и два полушария головного мозга - мысли и творческое воображение, ...
- Социальное измерение: другие люди, человеческое окружение, ..
- Духовное измерение: место и значение человека в космосе и в глобальной экосистеме, ...
Многомерность и эффективность Гештальта усиливаются благодаря полисемичному подходу, когда одновременно учитываются физическая, аффективная, социальная и духовная составляющие человека. Гештальт учитывает не только все эти аспекты, но и те системные межвзаимодействия, что возникают между одним из них и остальными четырьмя, и это одно из главнейших достоинств Гештальта. Если говорить образно, то Гештальт восстанавливает в своих правах обобщающие функции правого полушария головного мозга, тогда как западная культура, опирающаяся на наше левое, аналитическое и рациональное полушарие, слишком часто делает из нас "больных гемиплегией".
Очевидно, что при экстраполяции этого подхода с отдельного человека на пару, семью, учреждение или предприятие вся схема сохранит свое диагностическое и эвристическое значение для определения нарушений функционирования и для выработки соответствующей стратегии терапевтического вмешательства.
Что касается социо-Гештальта, то под этим термином я предлагаю понимать не использование Гештальт-подхода при работе внутри учреждения или предприятия, а приложение отдельных принципов Гештальта к учреждению, рассматривая его при этом как целостный организм, во взаимодействии с окружающей его средой.