Межгрупповая приспособляемость.
Согласно опросам общественного мнения, за последние 40 лет в США резкоснизилась предубежденность в отношении расовых меньшинств. Численность допускающих соседство в одном квартале чернокожих, имеющих равный с ними экономический статус, увеличилась с 35 до 84%, а белых, считающих, что чернокожие хуже них, стало меньше в 2 раза (соответственно 31 и 15%). Несмотря на то что это указывает на возрастание расовой терпимости, многие аналитики предостерегают от того, чтобы считать названные тенденции проявлением значительного уменьшения расизма. Фактически, сторонники "современного", или "символического", расизма утверждают, в Америке по-прежнему чувство антипатии в отношении чернокожих преобладает. Современный расизм с трудом поддается измерению, поскольку часто скрывается или не осознается. Более того, уменьшение предубежденности не означает резкого сокращения дискриминационных проявлений. Поскольку белые полагают, что черные добились значительного прогресса в достижении равенства, они воспринимают расовую дискриминацию как очень небольшую. А поскольку черные считают, что в этом направлении сделано немного, они говорят о высокой степени дискриминации. Так, по мнению 74% черных, они подвергаются дискриминации при устройстве на работу, где заняты "белые воротнички", но только 28% белых согласны с этим. На дискриминацию при получении приличного жилья указывают 58% черных, но только 23% белых думают так же. По этому поводу упоминают о дискриминации 45% испаноязычных американцев, но только 29% белых согласны с этим.
Межгрупповые конфликты.
Расовые столкновения в южных штатах происходят на почве неприятия таких явлений, как школьная десегрегация, равенство общественных возможностей, право голосования, тогда как межгрупповая враждебность в других областях страны сосредоточены вокруг таких вопросов, как жестокость полиции, дискриминация при устройстве на работу, открытое жилищное строительство, иммиграция и антисемитизм. На Юге движение за гражданские права сделало своим приоритетом отмену "законов Джима Кроу" 1890-х годов, которые требовали расового разделения почти во всех сферах жизни. Основными средствами, применявшимися для борьбы за отмену этого закона, были ненасильственные действия: судебный процесс, переговоры, бойкоты, сидячие забастовки, пикетирование, митинги и марши. Активное сопротивление, которым встретили белые граждане и официальные лица Юга декрет Верховного суда от 1954 г. о десегрегации школ, привело к малой эффективности расовой интеграции. Однако общенациональные демонстрации и протесты в защиту гражданских прав, проводившиеся во второй половине 60-х годов, оказали мощную поддержку усилиям законодательной и исполнительной власти. В результате доля темнокожих учащихся, посещающих школы вместе с белыми, за период с 1964 по 1968 г. возросла с 1 до 39%.
На Севере расовые столкновения с применением насилия происходили между полицией и расовыми меньшинствами. На протяжении 60-х годов несколько организаций борьбы за гражданские права, особенно Конгресс равенства рас, использовали ненасильственные способы борьбы против дискриминации при получении работы. В то же время демонстрации протеста белых граждан на Севере были направлены главным образом против общих школьных автобусов и различных видов открытого жилищного строительства. Например, белые в Ньюарке (штат Нью-Джерси) и Форест-Хиллз (штат Нью-Йорк) резко выступали против попыток разместить дома малообеспеченных из этнических меньшинств в своих общинах. А белые из пригорода Чикаго, заселенного только белыми, организовали демонстрации против маршей за гражданские права, проводившихся в их общине.
Испаноязычное население все чаще становилось объектом этнической враждебности из-за резкого роста своей численности, обусловленного высокими уровнями рождаемости и иммиграции, как легальной, так и нелегальной. Волна этих настроений была особенно сильна в течение 70-х годов, когда испаноязычных обвиняли в том, что они отбирают работу у "настоящих" американцев. Таким образом, помимо постоянного раздражения со стороны представителей Службы иммиграции и натурализации многие испаноязычные испытывали на себе различные формы враждебности и дискриминации со стороны соседей, на работе, в школе, в общественных местах.
Другим фактором, способствовавшим обострению межгрупповой конфликтности, было возрождение антисемитизма. Количество антисемитских проявлений (т. е. случаев словесного и физического насилия над евреями, их домами, бизнесом, организациями и синагогами) возросло с 49 в 1978 г. до 829 в 1982 г. Две трети этих инцидентов произошли на северо-востоке и в Калифорнии. Отчасти рост религиозного фанатизма может быть связан с распространением деятельности Ку-Клукс-Клана и неонацистских организаций. Во время экономических спадов они воспользовались страхом перед нищетой и социальными потрясениями экономически слабо защищенных американцев, назвав расовые и религиозные меньшинства виновниками всех бед.
Снижение межгрупповых конфликтов.
Большая часть усилий, направленных на снижение межгрупповой, конфликтности, была аккомодативной, принявшей форму уступок или компромиссов путем: 1) учреждения комиссий по изучению вопроса; 2) принятия законов при небольшой их практической реализации; 3) расширения программ образования и профессиональной подготовки; 4) расширения программ поддержания доходов; 5) символической уступчивости.
Учреждение авторитетных комиссий по изучению вопроса было типичной реакцией на большинство расовых беспорядков в США. Так, президент Л. Джонсон создал Комиссию Кернера для изучения беспорядков в гетто в 60-е годы. А вслед за убийствами Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди в 1968 г. он учредил Комиссию Эйзенхауэра для изучения политического насилия и убийств. Влияние таких исследовательских групп проблематично, поскольку в ряде случаев их рекомендации президентом игнорировались или отвергались. По существу, их главная функция — попытаться убедить общественность и пострадавшее меньшинство, что принимаются определенные меры, чтобы предотвратить возобновление беспорядков и насилия.
Другой формой уменьшения конфликтности стало принятие законов о борьбе с расовой и этнической дискриминацией и обеспечение минимальных ресурсов для подкрепления предусмотренных законодательством мер. На протяжении 70-х годов Комиссия США по гражданским правам тщательно изучала деятельность федеральных агентств, связанных с выполнением законов о гражданских правах. Она сделала вывод, что в деле обеспечения федеральных гражданских прав наблюдаются бездействие, равнодушие и отсутствие координации. Например, многие агентства недостаточно финансировались и часто не обладали тем статусом и авторитетом, которые необходимы для выполнения своих обязанностей.
Одним из путей снижения межгрупповых враждебности и конфликтности является расширение программ образования и профессиональной подготовки для меньшинств. Нередко такие программы призваны опровергнуть обвинения в том, что меньшинства лишаются различных возможностей в области работы или общественного положения из-за своей расы или этнической принадлежности, и показать, что это происходит из-за недостаточного уровня образования и профессионализма. Поэтому одной из главных особенностей программы "Война с бедностью" было расширение образовательных и профессиональных программ. Многие программы, ориентированные, на поступление в колледж, обеспечивали возможность получить базовое образование и сыграли свою роль в повышении вертикальной мобильности меньшинств, находившихся в невыгодном положении.
Расширение программ по поддержанию определенного уровня дохода было еще одним направлением, предназначенным для уменьшения межгрупповой враждебности и конфликтности. Некоторые аналитики утверждают, что причиной резкого увеличения числа желающих получить пособия в 60—70-х годах была попытка ослабить движение за гражданские права. Согласно их точке зрения, американское общество не готово к тому, чтобы предоставить расовым меньшинствам жизненно необходимые возможности профессиональной занятости, поэтому программы общественной помощи, включая продовольственные талоны и медицинские услуги, расширяются, чтобы удержать меньшинства в состоянии бедности. Стремление ослабить расовые волнения и межрасовую конфликтность, с одной стороны, мощное движение за выплату пособий — с другой, а также инфляция внесли свой вклад в увеличение числа получающих пособие.
Наконец, широко распространенной реакцией на межгрупповую враждебность является символическая уступчивость. Она заключалась в найме на работу, создании возможностей продвижения для немногих представителей меньшинств. Это еще называют "очковтирательством", поскольку немногие представители меньшинств могут занять видное положение, но именно они демонстрируют тесные общинные связи, например, перед телекамерами.
Реакция на требования меньшинств о расовом равенстве до 80-х годов была преимущественно пассивно—приспособленческой, пока федеральное правительство не приняло ряд энергичных мер для достижений расовой интеграции. Были не только введены в действие законы, направленные против неравенства в таких сферах, как занятость, право голоса, общественные услуги, жилищные условия и образование, но для претворения их в жизнь было обеспечено мощное подкрепление со стороны законодательной, судебной и исполнительной властей. Однако успеху мешала оппозиция со стороны администрации в отношении некоторых направлений десегрегации (например, президент Р. Никсон был против общих школьных автобусов).
В какой степени антидискриминационные меры правительства способствовали межгрупповой интеграции расовых меньшинств в американское общество? Увеличилось ли количество позитивных социальных контактов между белыми и представителями меньшинств? Для изучения степени интеграции расовых меньшинств сосредоточимся на двух ее аспектах:
культурном и институциональном.
Уровень культурной интеграции расовых меньшинств в сегодняшней Америке лучшe всего описывается понятием "культурный плюрализм", что означает умеренную степень культурной интеграции, сосуществующей с различиями в обычаях, языке и стиле жизни. Черные в Америке в условиях рабства утратили многие африканские традиции и усвоили больше культурных особенностей белых американцев, чем другие небелые меньшинства. Тем не менее в религии, музыке, искусстве, приготовлении пищи и семейной жизни у черных американцев сохранились и африканские обычаи. Более того, необходимо помнить, что культурная интеграция — это улица с двусторонним движением. Белые мериканцы тоже усвоили многие культурные особенности меньшинств, особенно в таких сферах, как музыка, искусство, приготовление пищи и речь.
Живя в резервациях в условиях тотальной расовой изоляции, американские индейцы сохранили большую часть своего культурною наследия. Но покинувшие резервации — а таких в настоящее время большинство — активно усваивали культуру белых американцев. Испаноязычным и уроженцам Азии, добровольным иммигрантам в Соединенные Штаты, присущ ряд собственных культурных особенностей. Первое поколение иммигрантов в большей мере, чем последующие, сохраняет первозданные культурные традиции. Однако из-за продолжающейся дискриминации и второе и третье поколения испаноязычных американцев и выходцев из Азии продолжают сохранять свои традиционные особенности.
Межгрупповая интеграция.
Степень институциональной интеграции расовых меньшинств лучше всего описывается понятием "институциональный плюарлизм" — это сосуществование параллельных институтов, многие из которых создаются в ответ на узаконенную сегрегацию. В то же время некоторые из структур прекратили свое существование и были интегрированы — прежде всего бизнес, колледжи и больницы для черных. Причем, например, слияние многих школ и колледжей для белых и черных привело к тому, что сотни чернокожих учителей и преподавателей потеряли работу.
Согласно анализу тенденций в области школьной интеграции в центральных городских районах ста самых крупных в США муниципальных округов, значительный ее рост происходит на Юге, тогда как на Севере сохроняется прежний уровень или наблюдается снижение. Например, если на Юге доля совместно обучающихся черных и белых американцев за период с 1967 по 1978 г. Возросла с 11 до 37 %, то на Севере сократилась с 37 до 36%. Главной причиной продолжающейся в центральных городских школах Севера расовой изоляции было движение белых, живущих в пригородах.
Анализ поселенческой сегрегации 25 главных городов с наибольшим количеством черного населения показал следующее. Соседская сегрегация с 1970 по 1980 г. резко снизилась в пяти городах (Хьюстон, Даллас, Окленд, Джексонвилл и Ричмонд), осталась практически неизменной также в пяти городах (Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон, Сент-Луис и Ньюарк) и выросла в двух городах (Филадельфия и Кливленд). Тем не менее на основе опроса белых и черных американцев делается предположение о некотором увеличении поселенческой интеграции на протяжении 70-х годов. Возрастает доля черных, имеющих белых коллег на работе. В течение 70-х годов отмечалось резкое увеличение количества черных менеджеров и мастеров, в подчинении которых находились белые. При этом свыше 90 % белых сообщали о приятных контактах с черными сослуживцами, соседями и друзьями, свыше 80% черных говорили о наличии приятных контактов с белыми в этих сферах. Несомненно, тесные социальные контакты внесли вклад в рост количества межрасовых браков. За период с 1970 по 1980 г. количество черно-белых супружеских пар возросло с 65 тыс. до 166 тыс., большая часть состояла из черных мужей и белых жен. Однако, несмотря на рост количества межрасовых браков, они составляют менее 5% всех браков, заключенных черными.
Что думают ученые об источниках и способах разрешения межгрупповых конфликтов? До 60-х годов большинство работ, где рассматривались расовые отношения, были по психологии, внимание в них было сосредоточено главным образом на предубежденности, характерной для индивидов и групп. Однако поздние исследования стали носить более социологический характер, все большее место в них уделялось дискриминационным действиям групп и институтов.
Популярными социально-психологическими теориями, объясняющими причины расовой враждебности, являются теории фрустрации — агрессии, замещения и проекции. Согласно фрустрационной теории, расовая предубежденность — результат невозможности представителей доминирующей группы удовлетворить важные личностные потребности из-за виновности в этом (конечно, по их мнению) расовых меньшинств. Замещение, или поиск козла отпущения, происходит, когда члены доминирующей группы переносят враждебность с истинного источника на меньшинства (например, объясняя безработицу наличием "незаконных" иностранцев). Проекция означает перенос враждебности с какой-либо ин-группы ("своей") на аут-группу ("чужую"). Поскольку это взаимовлияющие процессы, то и представители меньшинств замещают или проецируют свои фрустрации на членов доминирующей группы. Но у этих теорий множество недостатков: им не удается объяснить, почему одни меньшинства выделяются, а другие нет или почему в разном социальном контексте фрустрация часто не приводит к агрессии.
Сторонники теорий социальной группыобычно приписывают межгрупповую враждебность представителям определенных социально-экономических групп. И хотя в большинстве исследований обнаружено, что уровень образования обратно коррелирует с расовой предубежденностью, в некоторых работах, посвященных изучению религиозного фанатизма, показано, что антисемитизм растет с повышением уровня образования. Культурно-групповые теоретики сосредоточивают свое внимание на конфликте, возникшем из-за того, что люди принадлежат к различным этническим, религиозным или региональным группам. Интересно отметить, что вопреки распространенному мнению, будто "этнические белые" ирландцы, итальянцы и поляки — по преимуществу католики — проявляют большую предубежденность, чем белые протестанты, эмпирическими исследованиями обнаружена обратная закономерность.
Ситуационно-групповые теоретикиуделяют внимание тому, в какой мере варьируются сущность и степень межгрупповой враждебности в различных группах (например, дома, с соседями, в общественном месте, в частном клубе или на работе). В этих исследованиях обнаружено, что дискриминация, осуществляемая предубежденными людьми, широко варьируется в разных групповых ситуациях.
Институциональные теоретики доказывают,что главные детерминанты межгрупповой враждебности — общие социальные факторы, такие, как урбанизация, индустриализация, автоматизация, иммиграция, спады производства, инфляция, средства массовой информации и сексуальная революция. Однако с помощью таких подходов не удается объяснить широкие вариации межгрупповой враждебности у разных индивидов, подвергающихся воздействию одних и тех же общественных сил.
Большинство ученых сегодня понимают, что межгрупповые предубежденность и дискриминация не могут быть объяснены только на одном уровне — индивидуальном, групповом или институциональном.