Потенциальный ущерб общественным интересам.
Замысел и методика эксперимента, предмет и результаты изучения могут принести обществу не только благо, но и вред. При этом исследователи непоследовательно относят потенциальные положительные итоги своей работы ко всему обществу, а вероятный ущерб — только к отдельным участникам. Ложь, допущенная в исследованиях, подрывает доверие людей к тому, что им говорят другие. Исследования, использующие обман для того, чтобы изучать поведение людей, компрометируют готовность человека прийти на помощь своему ближнему. Этический баланс между приобретенным научным знанием и нанесенным в результате обмана ущербом лишь недавно сместился в пользу ограничений на применение методов, связанных с введением людей в заблуждение. Проводились эксперименты, в ходе которых подставное лицо падало на землю, имитируя кровотечение, чтобы проверить реакцию людей на чрезвычайные медицинские ситуации. От 19 до 44% работ по проблемам психологии проводилось с использованием прямого обмана участников исследований.
Социальные исследования могут поставить под сомнение легитимность некоторых институтов. Например, поднимался вопрос о вредных результатах опросов общественного мнения относительно правомочности выборов. Эти опросы задуманы как средство поддержки конкретного кандидата или политической платформы, а в результате могут подрывать веру в законность избирательного процесса и доверие к кандидатам.
Исследования могут нанести ущерб отдельным категориям людей, таким, как религиозные группы, расовые и этнические меньшинства, а также отдельным лицам. Сосредоточивая внимание на аномальных или ущербных личностях, исследователь публично высвечивает их проблемы.
Интерпретация полученных данных и выводы всегда должны быть связаны с теми, кто конкретно несет ответственность за сложившуюся ситуацию. В исследованиях легко обнаружить создаваемые стереотипы. Католики изображаются менее трудолюбивыми, чем протестанты, так как находятся в ущербном положении ввиду приверженности авторитарной церкви и, как правило, имеют многодетные семьи, что мешает им дать своим детям высшее образование, столь необходимое в современном обществе. Соответствующие группы могут протестовать, но, чем слабее группа, тем меньше вероятность, что она станет протестовать и даже просто узнает о существовании повода для протеста.
Сведение риска до минимума.
Специалисты, профессиональные объединения и правительство приняли меры для того, чтобы максимально сократить риск, связанный с проведением исследований. Их усилия сосредоточивались преимущественно на защите интересов участников. Устанавливается возможное соотношение между риском и ожидаемыми положительными результатами, действует требование, чтобы участники были информированы о факторах риска, замысел и методика эксперимента строятся таким образом, чтобы предельно снизить риск. Тщательно отбираются участники, проводятся диагностические проверки, отрабатывается методика выявления и устранения возможного ущерба, все предложения рассматриваются незаинтересованными сторонами. Каждая из этих предосторожностей сокращает риск, а вместе они создают ситуацию, когда негативные последствия могут быть только редкой случайностью.
Защита участников.
Оценка соотношения между риском и предполагаемыми положительными результатами является одним из методов, позволяющих определить, насколько исследование оправдано с этической точки зрения. Если ожидаемые выгоды превосходят возможный риск, ситуация считается этически оправданной. Принцип "риск — выгода" представляет собой современную версию утилитарной идеи, что цель оправдывает средства. При непосредственном применении этого принципа подвергающиеся риску участники исследования имеют право пользоваться положительными результатами работы.
Формула "риск — выгода" имеет ряд недостатков. Во-первых, до проведения исследования невозможно выявить все его аспекты: эксперимент потому и проводится, что результат его неизвестен. Во-вторых, вероятные риск и выгода трудно поддаются измерению, а их оценки субъективны. Те дискуссии, которые разворачиваются вокруг результатов исследований, показывают, сколь трудно дать количественную оценку полученных результатов и систематизировать их. В-третьих, затруднительно вычислять это соотношение, когда общество выигрывает от ущерба, причиняемого участникам эксперимента. В случаях, когда участники не получают непосредственной выгоды для себя, важно, чтобы они в полной мере осознали риск, на который идут. В-четвертых, в этих условиях имеет место конфликт интересов, поскольку соотношение определяется самим исследователем, который, естественно, не сомневается в ценности эксперимента. Резонно предположить, что он будет подчеркивать достоинства своего плана и умалять возможные недостатки. Но даже если формула "риск — выгода" не подтвердит целесообразности эксперимента, она может дать необходимую информацию, чтобы оправдать его отмену.
Другая предосторожность при проведении исследований заключается в требовании, чтобы участники давали согласие добровольно и сознательно, лишь имея полную информацию и отдавая себе отчет в том, что от них потребуется и какой риск с этим связан. Лица, соглашающиеся на участие в эксперименте, должны быть ознакомлены с его замысломи методами достаточно подробно, чтобы их решение было сознательным. При этом предполагается, что участие является добровольным и участники имеют право отказаться от него на любой стадии эксперимента. Чем опаснее исследование, тем важнее обеспечить выполнение этого принципа.
Еще одна предосторожность состоит в том, что замысел и методика экспсримента строятся так, чтобы достичь минимальных результатов при максимуме безопасности участников. Это предполагает оценку вероятности и тяжести потенциального вреда, продолжительности вредных последствий и степени их обратимости, возможности выявления вреда на ранней стадии и соотношения между этим вредом и риском, которому человек подвергается в повседневной жизни. Когда достижение целей исследования сопряжено с неизбежным риском, экспериментаторы могут обратиться к естественным полевым исследованиям. Например, социальный работник, который захотел бы изучать последствия недоедания, может заниматься этим в тех бедных районах, где люди страдают от этого явления.
Предварительная проверка лиц, собирающихся участвовать в исследовании, позволяет отобрать лишь тех, кто обладает достаточно высокой устойчивостью против возможных вредных последствий. Проводятся тесты, и к участию в экспериментах допускаются только лица, набравшие нужное число очков. Ученые считают, что эта мера предосторожности снижает уровень опасности в определенных исследованиях. При изучении проблем, связанных с чувством собственного достоинства, не следует привлекать подростков или людей с психическими отклонениями.
Когда потенциальный ущерб представляется неопределенным, бывает полезно провести пробное исследование с последующим диагностическим опросом, который позволит оценить последствия. Такое пробное исследование одновременно повышает и научную ценность работы, и защищенность ее участников. В любом случае, когда можно предвидеть вероятность вреда, следует иметь методику выявления и нейтрализации опасных последствий. Во многих случаях, особенно при экспериментах, проводятся собеседования с участниками с целью настроить их на оценку и преодоление любых негатиных результатов. Когда применяются методы терапии, которые могут иметь побочный эффект, обычно достигается договоренность с практиком-клиницистом о проведении консультаций.
Для снижения уровня риска полезно обращаться к незаинтересованным лицам с просьбой дать заключение о предлагаемых исследованиях. Люди, занимающие разные позиции и имеющие различные взгляды, могут выявить потенциальную опасность и предложить средства страховки от нее, которые либо остались вне поля зрения исследователя, либо вообще не были ему известны.
Профессиональные кодексы.
Им свойственны две черты, которые помогают понять, почему, опираясь на эти кодексы, можно свести риск до минимума. Во-первых, профессиональные кодексы основываются на опыте многих исследований, проводившихся в данной области. Поскольку этот опыт был весьма разнообразным и даже самые знающие люди придерживаются различных точек зрения на пути решения конкретных проблем, профессиональные этические кодексы содержат преимущественно абстрактные нормы, приложимые к определенным обстоятельствам. Во-вторых, эти кодексы настойчиво подчеркивают личную ответственность исследователя. Эти две особенности отличают профессиональные кодексы от законов и правительственных актов в плане защиты личности и общества от необоснованного вреда.
Указанные характерные черты профессиональных этических кодексов — известная абстрактность и ответственность исследователя — можно проиллюстрировать на примере текста Этического кодекса Национальной ассоциации социальных работников США:
"Научно-исследовательская работа. Социальный работник, занятый научными исследованиями, должен руководствоваться общими принципами научной деятельности.
1. Социальный работник, предпринимая исследование, должен тщательно взвесить его возможные последствия для людей.
2. Социальный работник, предпринимая исследование, должен убедиться в том, что согласие его участников является добровольным и сознательным, что оно не получено под угрозой санкций или наказания в случае отказа от участия и что при этом ограждены личные права и достоинство участников.
3. Социальный работник, предпринимая исследование, должен обеспечить защиту его участников от несанкционированного физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба.
4. Социальный работник, характеризуя оказанные услуги или отдельные случаи оказания социальных услуг, должен обсуждать их только в целях, связанных с его профессиональными обязанностями и только с лицами, которые непосредственно и в силу своей профессии имеют к этому отношение.
5. Полученная в ходе исследования информация о его участниках должна рассматриваться как конфиденциальная.
6. Социальный работник должен ставить себе в заслугу только ту работу, которая действительно им проделана в связи с научным исследованием, и отдавать должное вкладу, сделанному другими лицами".
Как представляется, кодексы являются необходимым, но не достаточным условием профессионального саморегулирования.
Правительственные акты.
Такие документы, как законы штатов и федеральные законы, имеют целью защиту интересов общества и его отдельных членов. Исследователи, не соблюдающие законы и другие нормативные акты, лишаются права заниматься определенными видами деятельности ввиду того, что это создает опасность для общества и частных лиц.
Нормативные акты должны быть написаны достаточно ясным языком, чтобы можно было выносить четкое суждение о том, насколько они выполняются. Эти документы не подлежат обсуждению с точки зрения их моральной корректности — они пишутся для того, чтобы их исполняли. Более того, повиновение закону не требует от индивида размышлений о том, какие этические проблемы или моральные принципы лежат в его основе. Предполагается, что моральная сторона дела учитывается теми, кто издает законы и правила. Тем не менее, хотя повиновение закону не требует рассмотрения этических проблем, оно и не исключает учета моральной стороны. Важное различие между нормативными актами и профессиональными кодексами проявляется, когда соблюдение закона требует отступления от этических принципов. Верный своему долгу профессионал нарушит закон и понесет за это ответственность. Третий пункт Этических принципов Американской психологической ассоциации гласит, что, "если законы, другие нормативные акты или реальная ситуация вступают в противоречие с нормами и основным направлением деятельности Ассоциации, психолог должен подтвердить свою приверженность принципам Ассоциации и, где возможно, действовать в интересах урегулирования конфликта".
К. Маккарти (1981) и Б. Грей (1982) изучили эволюцию федеральных актов, касающихся положения лиц, являющихся объектами исследования, и присущую этим документам противоречивость, которая во многом была связана с тем, что на социальные исследования распространили правила, изданные в результате злоупотреблений при биомедицинских опытах. Кроме того, правила, относящиеся к проектам, имеющим целевое субсидирование, перенесли на все исследования, проводящиеся научными учреждениями, получающими федеральные субсидии. Длительное время шли дискуссии, пока наконец не были приняты действующие ныне правила, изданные Министерством здравоохранения и социального обеспечения. Эти правила, рожденные в спорах и при активном участии научных работников, должны были положить конец разногласиям, не умаляя важности защиты людей, ставших объектами изучения.
Правила распространяются только на исследования, проводимыеилифинансируемыеправительством. Но ученые, получающие эти субсидии, должны представить декларацию о том, как охраняются права и интересы участников исследований в тех учреждениях, где они работают, независимо от источников финансирования. Эти правила не требуют, чтобы исследования, не субсидируемые министерством, получили предварительное одобрение специального контрольного совета. Однако научные учреждения должны использовать такие организационные фонды и методы, которые ограждали бы интересы всех участников проводимых в них исследований. Контрольные советы получили широкие права в отношении тех работ, за которыми они осуществляют надзор.
Нынешние правила, по-видимому, вносят ясность в те вопросы, которые ранее вызывали путаницу и разногласия. В них указывается, что ни одно исследование, проводимое на людях, не может рассматриваться как изъятие из федеральных установлений под предлогом его принадлежности к той или иной дисциплине. В то же время признается, что многие социальные исследования, если не большинство их, связаны с риском, не превышающим тот, который встречается в повседневной жизни, что условия участия в них в достаточной мере понятны для широкой публики, и это делает федеральное регулирование менее необходимым.
Дэвид Джиллеспи.
См. также: Исследования в социальной работе; Профессиональная ответственность; Ценности и этика; Юридическиеслужбы.
• Gray В. И. (1982). The Regulatory Conttjfl of Social and Behavioral Research. In: T>B Beauchamp, et al. (Eds.). Ethical Issues in Six lei Science Research. Baltimore, Md.: Johnij Hopkins University Press. • HymanH. H., eUlil (1954). Interviewing in Social Research, Chicago: University of Chicago Press. • McCarthy C.R. (1981). The Development J Federal Regulations for Social Science Resea n h, 1 In: A. J. Kimmel (Ed.). Ethics of Human Subject Research (p. 31—39). San Francisco: Josscy-Bass. • McNemarQ. (1960). At Random: Senna I and Nonsense.— American Psychologist, ifl 195—300. • Milgram S. (1963). Behavior»! Study of Obedience.— Journal of Abnormal Л i Social Psychology, 67, 371—378. • Murray T, j (1980, April). Learning to Deceive.— Hastinga Center Report, 10(2),1—16. • Wolins U\ (1962). Responsibility for Raw Data.-American Psychologist, 17(9), 657—658.