ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ It СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.

Этические проблемы, возникающие в ходе научных исследований, связаны с конфликтом ценностей, который может прояв­ляться в разных формах — право личности на конфиденциальность против права общества на осведомленность, необходимость полагаться на профессиональные знания против желания индивида самостоятельно распорядиться своей жизнью, внесение позитивных изменений в поведение человека против недопустимости манипулировать им, открытость и право на получение ответа против доврительности, будущее благосостояние против немедленной помощи и т. п. В каждом решении, принимаемом в ходе исследований, есть потенциальный компромисс ценностей. Исследователь должен разрабатывать такую методику, которая обеспечивает максимально высокое качество получаемой информации и до минимума сводит риск для участни­ков, коллег и общества.

Этика исследовательской работы включает те основные принципы или кодексы пра­вил, которые помогают примирять противоречивые ценности. Хотя такие кодексы дают некоторые общие установки, решения каждый раз нужно принимать, делая выбор между конкретными альтернативами, сравнивая потенциальный выигрыш для исследования с потенциальным риском для его участников. Такое сравнение чаще всего бывает субъективным, поскольку затрагивает скорее количественную сторону, чем сущность дела, и сопоставляет задачи научного плана с повседневным житейским опытом.

Этический кодекс устанавливает область ответственности, отражающей отноше­ния, складывающиеся в ходе исследования. Это могут быть отношения с участниками, т.е. людьми, выступающими в качестве объекта изучения, клиентами, респондентами, отношения с коллегами, с научными объединени­ями, спонсорами, общественностью и обществом. Чаще всего речь идет об участниках. Повышенное внимание к ним, видимо, идет от истории биомедицинских экспериментов, в ходе которых объекты подвергались значительномy риску и им наносился непоправи­мый вред. Акцент на проблеме участников, который делается в этических кодексах и правительственных документах, распространяется на все виды исследований. Это вызвало некоторые недоразумения и споры, по­скольку размывается различие между биомедицинскими опытами на людях и изучением социальных проблем.

Исследователи в области социальной ра­боты и других отраслях социологии, отчасти под влиянием тенденций в медицине, тоже начали обращать внимание на этические про­блемы, связанные с их профессией.

Факторы риска.

Исследования могут быть связаны с тремя видами риска. Во-первых, их участникам мо­жет быть причинен вред, они рискуют полу­чить стресс, могут погибнуть, ими может овладеть чувство вины, ущемленного собст­венного достоинства, они могут стать жертва­ми недобросовестного обращения, лишиться доходов или испытать менее значительные неудобства. Во-вторых, есть вероятность про­фессионального и научного ущерба в случае фальсификации данных, плагиата, злоупотребления доверием, умышленного наруше­ния существующих нормативных актов. В-третьих, могут возникнуть проблемы для местной общины или общества в целом в ре­зультате того воздействия, которое оказыва­ют культурные ценности и обычаи на получа­емую информацию, и обратного влияния этой информации на общество. Ниже будут рассмотрены все три вида риска.

Возможный ущерб для участни­ков.

Официально зарегистрированные смертные случаи, вызванные социальными исследованиями, встречаются крайне редко, но все же имеют место. Столь же редки слу­чаи физического насилия или травм, однако в 1973 г. пришлось досрочно прервать экспе­римент, в котором имитировалась тюремная обстановка, так как добровольцы-заключен­ные, участвовавшие в нем, пострадали в ре­зультате физического и психологического на­силия со стороны участников, выполнявших функции тюремной охраны.

Психологический ущерб встречается ча­ще. В работе о повиновении власти С. Милграм (1963) отмечает, что "у участников исс­ледования начались обильное потоотделение, дрожь, заикание, покусывание губ, учащен­ное дыхание, царапание ногтями собственно­го тела. Эта реакция было скорее типической, чем исключением". Сообщается также о чув­стве тревоги, подавленности и других эмоци­ональных отклонениях.

Психологическим ущербом может быть и чувство вины. Оно может возникнуть у тех участников, которые по ходу эксперимента должны подвергнуть своих партнеров удару электротока, избивать заключенных, играя роль надзирателей, воздерживаться от оказа­ния помощи тем, кто в ней нуждается, красть деньги из благотворительной кружки или участвовать в других недостойных действиях, предусмотренных экспериментом. Изучение поведения человека в связи с оказанием помо­щи, проведенное Т. Марри (1980), показало, что "практически каждый участник, не при­нявший правильного решения, проявил опре­деленную нервозность, видя, как в соответст­вии с условиями опыта экспериментатор падает на пол, получив, по всей видимости, сильный электрический шок".

Кроме того, исследование может подо­рвать в человеке чувство уважения к себе. Попытка использовать в рамках эксперимен­тов свидания может быть весьма вредной, поскольку, по данным консультативных пун­ктов колледжей, студенты часто жалуются на чувство неполноценности и неуверенности в себе из-за того, что не могут найти себе парт­неров.

В результате исследований могут постра­дать и личные отношения между людьми. Так, например, формирование коллектива в рамках эксперимента может в дальнейшем отразиться на отношениях между сотрудни­ками. Когда руководители, подчиненные и равные между собой по положению работни­ки открыто обмениваются мнениями друг о друге, могут возникнуть взаимные обиды, ко­торые скажутся позже. Добровольные участ­ники исследований сексуальных проблем ри­скуют, что под сомнением окажутся их моральные качества. Лица, предоставляю­щие исследователям информацию по спор­ным вопросам, могут подвергнуться санкци­ям и даже остракизму.

Участники экспериментов рискуют, что пострадают их карьера или экономические интересы. Это может случиться, например, если в ходе эксперимента человек получает меньшую плату или вынужден приобретать товары по более высокой цене. Эксперименты в сфере материальной помощи критикова­лись за то, что давали участвующим в них лицам кратковременный доход, в результате чего они лишались статуса ищущих работу и после окончания опыта оставались и без ра­бочего места, и без права на пособие.

Потенциальный вред могут нанести юри­дические санкции. В ходе исследований не­редко накапливается информация, касающа­яся противоправного поведения участников. Люди, проводящие эти исследования, не на­ходятся под защитой закона. Несмотря на все предосторожности, утечка информации остается возможной, поэтому всегда существует вероятность причинения вреда участникам.

Имеющие меньшее значение чувства раздражения, разочарования, дискомфорта тоже могут рассматриваться как одна из форм психологического ущерба. Респондентов иногда задевает бесцеремонный характер вопросов, их обилие или бесцельность. Иногда эксперименты связаны с физическими неудобствами, и лица, выступающие как объект исследования, могут посчитать обращение с ними унизительным или оскорбительным.

Наши рекомендации