Неполноценность в детском возрасте.

Приблизительно в каждой седьмой семье имеются дети с недостатками — от незначительных физических аномалий типа родимого пятна на лице до функциональных нарушений с локализацией поражения, таких как неспособность приобретения специфических образовательных навыков; от серьеэнмй увечий, как слепота, глухота, замедленное умственное развитие, ортопедические и неврологические нарушения, до нарушений, возникающих в результате хронического или изнуряющего заболевания типа астмы или дистрофии мышц или же тяжелых и фатальных заболеваний типа лейкемии, Широко распространено мнение об органической этиологии большинства детских увечий.

Если увечье существенно и возникает прирождении, оно может сказаться на развитии привязанности между родителями и ребенком. Если, однако, неполноценность проявилась спустя длительный период, у родителей с ребенком могла уже установиться тесная связь. Эта связь имеет важное значение для родителей в плане оказания эмоционального воздействия на ребенка и организации необходимого ухода и воспитания.

Тяжесть увечья или недоразвитости может усилить внимание родителей к ребенку, однако прямой зависимости между степенью тяжести детского порока и родительскими чувствами в проведенных специальных исследованиях обнаружено не было. Для некоторых родителей даже родимое пятно на лице ребенка может стать серьезной травмой. Ортопедические аномалии и слепота оказываются серьезным барьером для материнский привязанности вследствие значительного не­соответствия нормальному состоянию, из—за опасения, что ребенок останется физически зависимым или беспомощным в течение неопределенного периода или что он никогда несможет установить зрительный контакт с матерью, который в значительной степени усиливает материнскую заботу.

Огромный удар могут нанести финансовые сложности, возникающие в связи с особыми потребностями некоторых детей—инвалидов. Не обеспеченные страховкой медицинские счета, необходимость для матери сидеть дома, а не работать, а для отца — подыскивать вторую работу или же необходимость переезда в другое место с более подходящими условиями для лечения или учебы могут создать серьезные финансовые, а также эмоциональные сложности для семьи.

Уход за беспомощным ребенком часто опустошает физически и эмоциональн. Учитывая многочисленные стрессы, которые подстерегают родителей, не приходится удивляться, что супруги, имеющие детей-инвалидов, чаще сталкиваются с супружескими проблемами, разводятся, кончают жизнь самоубийством и становятся алкоголиками.

Роль социального работника.

Социальные работники часто имеют возможность обсудить состояние ребенка с его родителями. Профессиональные работники часто вовлекают родителей в дискуссии о том, что еще они могут сделать и как они могут помочь ребенку. Этого делать не следует. За такими действиями стоит установка на социал-дарвинизм, согласно которой члены семьи сами должны нести свою ношу, сколь бы непосильн­а она ни была. Неспособность общества обеспечить, финансовую помощь, необходимые услуги, альтернативное жилье и временную передышку для родителей часто проходит мимо внимания профессионала, который усугубляет своими беседами и без того достаточно напряженное эмоциональное, физическое и финансовое положение семьи. Хотя рофессионалы должны информировать родителей относительно методов и средств улучшения ухода, в то же время им следует избегать дополнительного осложнения ситуации.

Социальные работники должны способствовать тому, чтобы родители давали выход накопившимся чувствам горя и озлобления, но только в том случае, если родители склон­ны выражать свои чувства. Социальный работник всегда должен быть честным и откровенным. Бывает необходимо повторить объяснение несколько раз, ибо горе или обеспокоенность мешают родителям полностью усвоить информацию сразу. Важно интерпретировать ситуацию в терминах реальной надежды, выявить позитивные качества больного ребенка. Родители должны быть осведомлены о реальных альтернативах и участвовать в поиске имеющихся возможностей ухода за ребенком, его воспитания и обучения. Будущее следует рассматривать с точки зрения максимального использования потен­циала ребенка и не пытаться "нормализовать" ребенка. Стремление к нормальности может привести к разочарованию и огорчению, а в результате породить чувства неудачи и неадекватности. Целесообразно помочь членам семьи осознать как обычные, так и особые потребности ребенка и соответственно реаги­ровать на них. В изматывающей и безнадеж­ной ситуации всегда желательно помочь ро­дителям научиться решать сиюминутные проблемы. Если родители научатся справ­ляться с ситуацией и жить сегодняшним днем, у них появится надежда и ощущение компетентности.

Родителей необходимо поставить в изве­стность о существовании групп поддержки для семей с одинаковыми проблемами. Опыт других людей, переживших такой же стресс и горе, будет нелишним. Участие в акциях защиты в группе страдающих от детской инвалидности помогает побороть чувство бес­помощности и ощущение одиночества, кото­рые часто испытывают семьи с больными детьми.

Наши рекомендации