Идентификации в детском возрасте

Расстройства, обычно впервые появляющиеся в раннем детстве (и всегда до начала пубертата), характеризующиеся постоянной интенсивной неудовлетворенностью по поводу зарегистрированного пола вместе с настойчивым желанием принадлежать (или убежденностью в принадлежности) к про­тивоположному полу. Это стойкая озабоченность одеждой и/или занятиями, свойственными противоположному полу, и/или отвергание своего собственного пола. Эти расстройства относительно редки и не должны смешиваться с гораздо бо­лее часто встречающейся нонконформностью к общепринято­му полоролевому поведению. Диагноз предполагает наличие глубокого нарушения чувства принадлежности к мужскому или женскому полу; явно мальчишеского поведения у девочек или девчачьего поведения у мальчика для этого недостаточ­но. Этот диагноз не может устанавливаться, если индивидуум достиг пубертатного возраста. Поскольку расстройство по­ловой идентификации детского возраста имеет много общих признаков с другими расстройствами идентификации в этом разделе, оно помещено в рубрике F64, а не в F90-F98.

Диагностические указания.

Необходимым диагностическим критерием является наличие постоянного желания принадлежать (или убеж­денность в принадлежности) к полу, противоположному зарегистрированному, в сочетании с выраженным отказом от поведения, признаков и/или одежды, присущих зареги­стриро-ванному полу. Обычно это расстройство проявляется в дошкольном возрасте, но для постановки диагноза необ­ходимо, чтобы оно манифестировало до начала пубертата. У обоих полов может иметь место отвергание анатомиче­ских структур, присущих собственному полу; однако такое необычное проявление редко. Характерной особенностью является то, что дети с расстройством половой идентифика­ции отрицают наличие переживаний по этому поводу, хотя они могут быть огорчены конфликтом, связанным с ожида­ниями и надеждами своих родителей или сверстников и на­смешками над ними и/или отверганием их.

Больше известно о таких расстройствах у мальчиков, чем у девочек. Обычно, начиная с дошкольного возраста и в по­следующем, мальчики увлечены играми и другими формами

деятельности, традиционно считающимися девчачьими, и часто при переодевании ими может отдаваться предпочтение де­вичьей или женской одежде. Однако подобное переодевание не вызывает полового возбуждения в отличие от фетишистского трансвестизма у взрослых (F65.1). Мальчики могут иметь очень сильное желание участвовать в играх и развлечениях девочек; куклы женского пола часто являются их любимыми игрушками; в качестве партнеров своих игр они постоянно вы­бирают девочек. Общественный остракизм чаще возникает в период обучения ребенка в младших классах школы и дости­гает максимума в среднем школьном возрасте в связи с уни­зительными насмешками со стороны других мальчиков. От­кровенное женское поведение может уменьшаться в период ранней юности, но катамнестические наблюдения показывают, что в юношеском возрасте и позже у мальчиков с расстройст­вом половой идентификации в 1/3 - 2/3 случаев проявляется гомосексуальная ориентация. Однако очень немногие демон­стрируют транссексуализм во взрослой жизни (хотя большин­ство взрослых с транссексуализмом сообщают, что в детстве у них существовала проблема половой идентичности).

В клинической практике расстройство половой иденти­фикации у девочек наблюдается реже, чем у мальчиков, од­нако неизвестно, является ли такое соотношение полов ис­тинным. Для постановки диагноза необходимо, чтобы оно манифестировало до начала пубертата. У девочек, как и у мальчиков, обычно рано начинается увлечение поведением, традиционно ассоциирующимся с противоположным полом. Девочки обычно имеют друзей мальчиков и высказывают жадный интерес к спорту, дракам, не интересуются куклами и женскими ролями в построенных на воображении играх, та­ких как «папа с мамой» или игра в «дом». Девочки обычно не подвергаются социальному остракизму в такой же степени, как мальчики, хотя они могут страдать от насмешек в позд­нем детстве или в юности. Большинство из них отказывается от преувеличенной настойчивости в мужских видах деятель­ности и одежде после достижения юношеского возраста, но у некоторых из них сохраняется мужская идентификация и может проявиться гомосексуальная ориентация.

Расстройство половой идентификации может соче­таться с постоянным отверганием анатомических структур пола. У девочек это обычно про-является в виде периодиче-

ских утверждений о том, что у них имеется или вырастет половой член; в отказе мочиться в сидячем положении; или утверждениях о том, что они не хотят, чтобы у них выросли молочные железы или начинались менструации. У мальчи­ков это может проявляться периодическими утверждения­ми о том, что когда они вырастут, то превратятся в жен­щину; что половой член и яички отвратительны, что они исчезнут и/или что будет лучше, если их не иметь.

Исключаются:

- эгодистоническая ориентация по полу (F66.1);

- расстройство формирования сексуальности (F66.0);

- расстройство психосексуального развития (F66.0).

Наши рекомендации