Социально-экономические условия.
В США существует значительное неравенство в уровнях благосостояния и доходов людей. Более 50 лет предпринимались попытки уменьшить степень экономического неравенства с помощью налоговой и кредитной политики, а также программ социального обеспечения. Президенту Р. Рейгану, избранному в 1980 г., с большим успехом удалось убедить американцев в том, что многие программы социального обеспечения не нужны и даже расточительны. Закон об оздоровлении экономики 1981 г. показал, что не средний класс, а богатые получают главную выгоду от новой политики. Закон включил первое после 20-х годов сокращение индивидуальных налогов в интересах богатых. Льготы для более обеспеченных групп населения резко контрастируют с сокращением помощи бедным в результате ликвидации и свертывания таких программ, как программы "О всеобщей занятости", продовольственных талонов для бедных и бесплатной медицинской помощи для престарелых. Хотя программы, которые были урезаны, охватывали много белых получателей помощи, их сокращение особенно сказалось на цветном населении, зависимость которого от них является непропорционально большой. Таким образом, уменьшение числа рабочих мест в федеральных структурах оказало на меньшинства большее воздействие, так как для них работа в государственном секторе давала главную возможность перехода в средний класс.
Считая доход надежным индикатором социально-экономического положения, можно с помощью статистических данных сравнить положение цветного населения с положением большинства белых. В 1980 г. средний доход для белых семей составил 21,9 тыс. долл., в то время как для негритянских семей — 12,67 тыс. долл. и для испаноязычных семей — 14,27 тыс. долл. Появление в 70-х годах значительного числа семей с двумя работающими увеличило разрыв в доходах белых и цветных семей. В результате этого и дискриминации, существующей при приеме на работу, уровень среднего дохода цветных семей стал значительно более низким по сравнению с белыми семьями.
В период между 1964 и 1977 гг. на 15% уменьшилось число негритянских семей, в которых работало несколько членов. Это произошло в результате увеличения количества негритянских семей, возглавляемых матерями-одиночками, и работающих женщин-негритянок. В то же время на 4% увеличилось число испаноязычных семей с несколькими работающими и на 13% увеличилось число подобных семей среди белых. Еще в большей степени увеличилось количество негритянских семей, в которых отсутствуют взрослые работающие члены.
Рост числа неполных семей, и семей без кормильца, несомненно, привел к увеличению количества цветного населения, живущего за чертой бедности. Концентрация бедных в негритянских семьях, возглавляемых женщинами, увеличилась с 740 тыс. (54%) в 1969 г. до 1,4 млн (70%) в 1981 г. Вызывает беспокойство большая доля внебрачных рождений у негров — 86 % по сравнению с 36 % у белых. В 1982 г. только 42,4% всех негритянских детей проживали в семьях с обоими родителями по сравнению с 81% белых детей. Дети-негры составляют третью часть всех детей, проживавших с одним родителем, хотя их доля от общего числа всех детей составляет только 15%. Хотя Соединенным Штатам никогда не удавалось одержать победу в войне с бедностью, помощь по системе социального обеспечения имела определенное знач. В 1981 г. за чертой бедности находилось 14% населения. Доля бедных по трем основным группам распределилась следующим образом: негры — 34%, испанцы — 26 и белые—11%. Главной причиной более низкого социально-экономического положения цветного населения является безработица. В период с 1970 по 1982 г. число безработных среди негров и других рас увеличилось с 8,2 до 17,1 среди белых — с 4,5 до 8,6%. В 1982 г. безработица среди негритянской молодежи составила более 50%, что привело к уменьшению дохода их семей и увеличению расходов общества на социальные нужды.
Образование.
При обсуждении возможного улучшения экономического положения цветного населения необходимо изучить его шансы на получение образования, которое всегда рассматривалось как путь наверх из бедности. Однако немало трудностей связано с получением молодежью этих групп даже начального образования. Зачастую цветные молодые люди остаются необразованными и не подготовленными для участия в рынке рабочих мест. Недостаточное знание английского языка испаноязычной молодежью часто еще больше усиливает ее неспособность конкурировать в борьбе за рабочие места.
Очевидно к тому же, что знания тех, кому посчастливилось окончить школу, будут все в большей степени подвергаться проверке. В Массачусетсе, например, рассматривается предложение ужесточить условия поступления в колледжи и университеты штата, используя результаты теста на проверку способностей к образованию и более строгие требования к средней школе. Подобные меры, направленные на выявление знаний, традиционно создавали более серьезные проблемы для представителей цветного населения.
Хотя общее количество молодежи, oбучающейся в школах США, уменьшилось, возросло число взрослых негров и испаноязычных, севших за парты. Число негров в возрасте от 25 до 34 лет, завершающих среднее образование, растет быстрее, чем число белых в той же возрастной группе. В 70-e годы количество негров, зачисленных в колледжи, более чем удвоилось. Тем не менее доля взрослой молодежи, окончившей четыре курса колледжа, для негров составляет только 12%, а для белых — 24%.
Сокращение администрацией Р. Рейгана средств, выделяемых на ссуды и финансовую помощь студентам, отразилось на зачислении в колледжи всех студентов, но в особенности представителей цветного населения. Большинство студентов государственных учебных , получающих помощь, являются выходцами из семей с низким и средним уровнем дохода, половина из которых находится за чертою бедности. Учтем, что, например, в 1983 г. семьи выделяли денежную помощь в размере 180, 142 и 600 долл. соответственно студентам-неграм, испаноязычным и белым, обучающимся в четырехгодичных государственных учебных заведениях.
Даже цветным, закончившим колледж, полученная степень не приносит зарплаты, которую можно было бы сравнить с зарплатой белых. Совершенно ясно, что эта группа населения будет готова к профессиям, которые связаны с высокой технологией и здравоохранением и потребность в которых в будущем будет достаточно высока. За исключением американцев азиатского происхождения, не многие студенты из числа цветного населения занимаются наукой и техникой.
Они традиционно концентрируются в сфере обслуживания, где заработки продолжают оставаться ниже, чем в промышленности, и где ожидается повышение социальной напряженности. Сокращение рождаемости, например, привело в некоторых регионах к уменьшению потребности в учителях. Рабочие, которые наконец начали занимать более более высокое положение в экологически грязных отраслях промышленности, столкнутся с трудностями в овладении новым профессиональным мастерством, необходимым для того, чтобы работать в этих отраслях, перешедших на высокую технологию. В начале 80-х годов, когда в промышленности наблюдалась реорганизация и техническая модернизация, правительство не только не способствовало появлению программ помощи по трудоустройству цветного населения, но и негативно реагировало на имевшую место акцию поддержки.