Где ведется феминистская социальная работа?

Феминистскую социальную работу ведут люди, которые считают себя феминистами в любой обстановке, подходящей для социаль­ной работы. Многие феминисты считают, что навыки, опыт и приверженность феминист­ской философии являются более важным мандатом, чем официальные степени и зва­ния. Ни профессиональная степень, ни простая вера в равенство женщин и мужчин не являются достаточным условием для этой ра­боты. Необходима приверженность принци­пам феминизма как в личной, так и в профес­сиональной жизни индивида О. Роулингз и Д. Картер, 1977).

Мужчины могут быть феминистами по своему подходу к социальной работе, в таких случаях их называют «профеминистами». Та­кое название подразумевает поддержку принципов феминизма, но подтверждает, что мужчина не может так, как женщина, испы­тать на себе дискриминацию приверженцев мужского шовинизма.

Феминисты единодушны в том, что в оп­ределенных случаях мужчинам-практикам не следует заниматься проблемами женщин. Э. Роулингз и Д. Картер считают следующие типы клиентов не подлежащими терапевти­ческому воздействию мужчин: 1) группы, полностью состоящие из женщин, так как это может усилить стереотипную зависимость и привести к соперничеству за внимание со сто­роны мужчины; 2) женщины, которые враж­дебно настроены по отношению к мужчинам, за исключением тех случаев, когда мужчина выступает в роли сотерапевта во время тера­певтического процесса; 3) женщины, кото­рые стремятся обольстить терапевта; 4) жен­щины, в высшей степени зависимые и замкнутые, которые отождествляют женст­венность с пассивностью и покорностью; 5) женщины, у которых в самом разгаре кризис, связанный с разводом, и которые мо­гут перенести свои чувства на мужчину-тера­певта и рассматривать его как заменителя супруга.

Некоторые преподаватели и практики со­циальной работы в целях распространения феминистских принципов взялись за разви­тие и поддержку оперативных феминистских групп и комиссий в существующих профес­сиональных организациях, которые занима­ются социальной работой, таких, как НАСР и Совет по образованию социальных работ­ников (СОСР). В состав НАСР входит Коми­тет по проблемам женщин, а в состав СОСР — Комиссия по статусу женщин. Не­давно Комитет по проблемам женщин про­финансировал проект, на деле подкрепляю­щий принципы практики феминистской социальной работы. В 1984 г. была создана Ассоциация для женщин—социальных ра­ботников, охватывающая практиков, педаго­гов и студентов, занимающихся феминист­скими вопросами. Был также основан журнал по феминистским вопросам "Женщина и социальная работа".

В итоге можно отметить, что феминистской социальной работой может заниматься любой человек, который придерживается идеологии феминизма и применяет ее в своей личной жизни и деятельности.

Заключение.

Практика феминистской социальной работы не является раз и навсегда определенной. Это развивающийся процесс, который не только изменчив и подвижен, но и вдохновляет на риск и выход за рамки относительно привычных традиционных и общепринятых методов деятельности.

Заинтересованность социальной paботы в устранении ложных дихотомий и поощрении целостного подхода требует, чтобы социальные работники были универсалами. Пропаганда необходимости изменений в окружающей обстановке и в существующих структурах так же важна, как и помощь отдельным клиентам. Феминистская практика предлагает считать социальных работников скорее активной силой, действующей в интересах социальных изменений, чем благодетелями рода человеческого. Это может в значительной степени изменить понимание общественностью потенциальных возможностей социальной работы и социальных paботников в борьбе с эксплуатацией и угнетением. Феминистская практика предполагает, что принципом "личное является отражением политического" каждый должен руководствоваться в жизни и работе.

Личные и paбочие отношения не должны отделяться друг от друга, они скорее должны отражать единство в приверженности изменить мир. Профессиональные знания и мастерство должны соответствовать конечной цели совместной работы — построению общества, основанного на участливом и заботливом отношении друг к другу, а не на эксплуатации и угнетении.

Практика феминистской социальной работы имеет широкую и интересную перспективу. Она не является чисто женской практикой и не занимается чисто женскими вопросами. Она предлагает социальному работнику иную модель деятельности — исходя из изложенных выше принципов. Практика феминистской социальной работы является плодотворным путем для достижении уникальной цели социальной работы — улучшения качества жизни посредством создания условий для социальных изменений.

Нан Ван Ден Берг,

Линн Б. Купер.

См. также: Женщины; Женщины: участие в организации и управлении социальной работой.

• ttrrlln S. (1976). Better Work with Women Щ,— Social Work, 21(6), 492—497. • ii'-r Jenkins M., Hooyman N. (1984, hlii. Not For Women Only: Teaching for tilt Practice in the 1980s. Paper presented tr annual program meeting of the Council on ■I Work Education. Detroit, Mich. • Бегп N. (1977). Beyond Therapy: nwiiiil and Institutional Change. In: Ё. |*H"Ks, D. Carter (Eds.). Psychotherapy For Hnt-ii (p. 429—444). Springfield, 111.: Charles Ih.unas, Publisher. • Holroyd J. (1976). Kliuthcrapy and Women's Liberation.— ling Psychologist, 6(6), 22—28. • Пап N. (1980, September). Toward a bill Administered Style. Paper presented at

fllltlonal Association of Social Workers First Iliniiiil Conference on Social Work Practice in I. .i'.i Society. Wash., D. С • Kascnak E. VI ii Feminist Psychotherapy: The First аЛг In: S. Cox (Ed.). Female Psychology: Jmerging Self (p. 387—407). N. Y.: St. |niM4 Press. • ManderA., RushA. (1974). plim as Therapy. N. Y.: Random House. •Marecek /., Kravetz D. (1977). Women and Mental Health: A Review of Feminist Change Efforts.— Psychiatry, 40(4), 323—329. • Rowlings E., Carter D. (1977). Psychotherapy for Social Change. In: E. Rawlings, D. Carter (Eds.). Psychotherapy For Women (p. 447— 463). Springfield, 111.: Charles С Thomas, Pub­lisher. • VanDenBerghN., CooperL. 3. (Eds.) (1986). Feminist Visions for SocialWork. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • WeickD., Vandiver S. (Eds.) (1982). Women, Power and Change. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Withorn A. (1984). Serving the People: Social Services and Social Change. N. Y.: Columbia University Press.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. См. Административное управление в социальном обес­печении; Социальное планирование в добровольческом секторе; Социальные услу­ги: правительственный заказ; Управление финансами.

«Х»

ХОСПИСЫ.

Хоспис—это многопрофильная програм­ма, предусматривающая систему помощи смертельно больным людям в течение послед­них месяцев их жизни. Цель хосписа — создать хорошие условия для больного и ока­зать поддержку его семье. Помещение в хос­пис становится целесообразным в тот момент, когда врач, больной и семья приходят к выво­ду о неэффективности дальнейшего лечения. Самым главным в этой ситуации становится облегчение положения больного, а значит — направленность скорее на качество жизни, чем на ее продолжение. В хосписе период перед смертью рассматривается как состав­ная часть жизненного цикла человека, кото­рая должна быть как можно более безболез­ненной и для больного, и для членов семьи.

Философия хосписа.

По положению об организации хосписов (1979), обслуживание в них имеет свою фи­лософию и базируется на следующих прин­ципах.

1.Наряду с больным обслуживанием ох­ватывается и его семья. Поскольку утрата за­трагивает всю семью умирающего, необходи­мо помочь членам семьи справиться с шоком в связи с болезнью близкого и приготовиться к надвигающейся утрате.

2. Хоспис скорее приносит временное об­легчение, чем лечит. Формой лечения здесь является контролирование боли и других симптомов, а не хирургическое вмешательст­во или другие лечебные процедуры. Данная медицинская помощь требует современных знаний в области управления реакциями больного и внимательного отношения к мело­чам. Только когда контролируются такие симптомы, как тошнота, рвота и боль, боль­ной в состоянии воспринять социальную, психологическую и духовную поддержку.

3.Хосписное обслуживание обеспечива­ется многопрофильной бригадой профессионалов, а именно врачей, медсестер, работников медицинской помощи на дому, социальных работников, врачей-специалистов, священнослужителей и добровольцев. Действия всех специалистов координируются одним из них, чаще всего медсестрой или социальным работником. Директор хосписа по лечебной работе выступает как консультант основного лечащего врача.

4. Хоспис отличается от обычного домашнего, стационарного и медицинского (на дому) ухода за больным широким использованием труда добровольцев. Чтобы повысить качество жизни умирающего, доброволец, не связанный определенной обязанностью, может проявить гибкость в решении многих проблем, возникающих внутри семьи, таких, как потребность в юридической консультации, том или ином виде терапии или просто в дружеском визите.

5. Обслуживание в рамках программ хосписа осуществляется круглосуточно и семь дней в неделю. Если даже члены семьи никогда не обращаются за помощью ночью они должны быть уверены в том, что с медсестройилисоциальным работникомвсегдаможно обсудить возникшие проблемы и получить от них необходимую помощь.

6. Хоспис — это всеобъемлющая программа, предусматривающая оказание помощи независимо от того, находится ли больной в больнице, в приюте или дома. Больные не просто попадают из одних условий в другие, скорее, программа хосписа служит мостом между этими условиями жизни больного и предполагает ответственность за него везде, где бы он ни был, обеспечивая тем самым прерывный уход.

7. Оказание помощи семье предусматривается даже после смерти больного. Подготовка членов семьи к предстоящей утрате начинаетсядо егосмерти. Поддержка после кончины близкого помогает им справиться с тяжелой утратой.

История хосписа.

Движение сторонников хосписов уходит своими корнями в средние века, когда хосписами назывались странноприимные дома, позже—монастырские гостиницы. Эти заведения (которые в конце концов переросли в больницы) предлагали кров любому путешественнику, будь он болен или здоров, сироте, нуждающемуся и умирающему. Как правило, они управлялись религиозными орденами.

В Америке приоритет в оказании помощи умирающему, которому некуда было больше обратигься, принадлежит сестрам ордена св. Доминика. Их заведения, построенные по английской модели стационарной помощи, возникли в конце XX в. Они действуют и по сей день. Однако большинство американских хосписных программ возникло не из модели стационарной помощи. Чаще всего семьи смертельно больных людей хотят иметь возможность ухаживать за ними дома, как это делалось ранее, до появления современных медицинских технологий. Движение, ставшее известным в начале 70-х годов как "Американский хоспис", базировалось на домашнем уходе. Упор делался на то, что больной может получить уход в семье и умереть дома, пользуясь при этом поддержкой со стороны сотрудников хосписа (Т. Коф, 1980).

К середине 1984 г. на территории США действовало свыше тысячи программ по хоспису. Некоторые полностью осуществлялись силами добровольцев, но большинство реализовывалось совместными усилиями штатного персонала и добровольцев. Самые первые американские программы по хоспису предусматривали в основном только одну услугу — домашний уход. Эти программы не предусматривали стационарное (в больнице или приюте) лечение, и непрерывного ухода практически не было. В 1982 г. был принят федеральный закон, предусматривающий возмещение расходов по хоспису для пожилых людей.

Услуги хосписа.

Полная программа хосписа включает в себя три основные услуги: обслуживание больного на дому, в стационаре и помощь семье пережить горе утраты. После подтверждения безнадежного состояния больного медсестра или социальный работник делает . первоначальную оценку потребностей больного и его семьи, при наличии согласия семьи составляется план соответствующих услуг, оказываемых персоналом хосписа. В первую очередь семью обучают тому, как справляться с физическими симптомами больного. После этого другие члены бригады могут сосредото­чить свои усилия на психологических, духов­ных, финансовых и других проблемах боль­ного. Для необходимой корректировки плана и уточнения состояния больного еженедельно проводятся совещания бригады хосписа. На любом этапе реализации программы семья имеет круглосуточный и ежедневный доступ к бригаде. В итоге родственники часто оказы­ваются подготовленными к смерти и могут встретить ее в отсутствие члена бригады.

Обслуживание в стационарных условиях имеет двоякую цель: борьбу с симптомами (облегчение состояния) и предоставление близким временной передышки. Бели в до­машних условиях невозможно контролиро­вать симптомы больного или же семья нужда­ется в отдыхе от круглосуточного ухода, больному предоставляется место в больнице, приюте или в другом заведении, осуществля­ющем исключительно программу хосписа. Обычно пребывание в стационаре бывает не­долгим — от семи до десяти дней максимум.

Цель третьего вида обслуживания — по­мощи после смерти — состоит в поддержке ближайших родственников, с тем чтобы они могли выразить свое горе и пережить утрату. Иначе подавленное горе может проявиться в деструктивном физическом или эмоциональ­ном поведении. Помощь тем, кто понес тяже­лую утрату, имеет разную форму. Могут проводиться индивидуальные беседы дома. Устраиваются также групповые занятия, ко­торые носят социальный или терапевтиче­ский характер. Помощь семье умершего осу­ществляется обычно в течение года или же до тех пор, пока семья не справится с потерей.

Роль социальной работы.

Целесообразность хосписного обслужи­вания заложена в основном принципе фило­софии социальной работы, согласно которо­му достоинство каждого человека должно быть сохранено и человек должен иметь пра­во распоряжаться своей судьбой. Популяр­ность программ хосписа росла по мере быст­рого развития медицинских технологий, позволяющих точно поставить диагноз, одна­ко сопровождающихся тенденцией учиты­вать только телесные функции, игнорируя человека в целом. В момент смерти, как пра­вило, родственников удаляли, лишая их воз­можности быть рядом с любимым человеком. Подобный подход часто отрицательно сказы­вался на последних днях жизни больного и на способности семьи пережить утрату. Поэтому общими усилиями социальных работников и заинтересованных медиков был разработан альтернативный способ ухода за умирающим больным.

Социальные работники играют важную роль в бригаде хосписа, предоставляя больно­му и его семье как прямые услуги в рамках хосписа, так и косвенные — выполняя свои административные функции. Заключение о психосоциальном состоянии семьи делается социальным работником и рассматривается на совещаниях бригады. Основная обязан­ность социального работника состоит в кон­сультировании больного, а также в консуль­тировании членов семьи как до, так и после его смерти. Кроме того, социальный работник координирует многочисленные возможности общины в этом направлении и может органи­зовать групповую помощь в период после смерти. Часто он выступает в роли консуль­танта других членов бригады в период их ра­боты со смертельно больным или членом его семьи. Социальный работник может руково­дить также действиями добровольцев и ока­зывать моральную поддержку сотрудникам хосписа.

Наши рекомендации