Предпосылки реформ 60-х годов.
Реформы 60-х годов были порождены несколькими факторами (В. Борнет, 1983; А. Мэтьюсоу, 1984; Дж. Сандквист, 1968). В 1960 г. во время президентской кампании Дж. Кеннеди была создана коалиция профсоюзов рабочих, этнических меньшинств, чернокожих и либералов. Кеннеди выдвинул ряд идей, однако не сумел добиться законодательного утверждения большинства своих предложений — отчасти из-за сопротивления консервативной коалиции республиканцев и демократов Юга. Тем не менее он добился принятия Закона о производственном обучении (1961), который делал возможным профессиональное обучение малообеспеченных взрослых людей; Закона о несовершеннолетних правонарушителях (1962), который обеспечил финансирование экспериментальных проектов во многих городах, и Закона о национальной сети помощи в сфере психического здоровья на основе территориальных общин (1963).
Линдону Джонсону, который был президентом в течение нескольких лет после убийства Дж. Кеннеди, выпала доля пожинать лавры. Во время президентских выборов 1964 г. ему помогли избиратели, резко изменив распределение голосов между партиями во время президентских выборов и дав демократам большинство голосов в обеих палатах конгресса. Кроме того, он был весьма искушен в парламентском маневрировании (П. Меранто, 1967). Большинство социальных реформ прошло с головокружительной скоростью, до того как «Великое общество»' потеряло политическую инерцию.
Реформы "Великого общества".
Реформы 1964 г.
Программа "Война с бедностью", проводившаяся под руководством Службы экономических возможностей, представляла собой многогранное законодательство, направленное на удовлетворение нужд городских и сельских жертв бедности. Оно содержало два главных компонента (Дж. Мойнихэн, 1973). Прежде всего, оно предоставляло средства для развития агентств социальных действий в общинах, которые должны были планировать и координировать обслуживание бедных на отдельных территориях. Это законодательство предусматривало также финансирование ряда программ обслуживания, включая популярную школьную начальную программу для четырехлетних, которая обеспечивала разнообразное обслуживание дошкольников из малоимущих семей. Во-вторых, другими статьями законодательства были предусмотрены конкретные программы обслуживания, включая "Трудовой корпус", Корпуса молодежи на местах, юридические службы помощи, профессиональный тренинг для получающих пособие, медицинские клиники в бедных районах.
Программа продовольственных талоном была инициирована демократами и направлена на решение широко известных проблем недоедания среди бедных (Г. Штейнер, 1971). Практически за номинальную сумму обследованные семьи покупали продуктовые талоны, чтобы использовать их на рынке для покупки вещей, стоимость которых была значительно выше покупной цены по талонам. Семьи, живущие на пособие, становились участниками программы автоматически. Некоторые местности решили не участвовать в программе или установили чрезвычайно высокую планку для ее потенциальных потребителей.
В 1963 г. всеобщее внимание было приковано к Югу, где Мартин Лютер Кинг и другие борцы за гражданские права проводили демонстрации за доступ чернокожих к общественным льготам. Массированное лоббирование групп, борющихся за гражданские права, и умелое законодательное маневрирование президента Л. Джонсона привели к утверждению исторического Закона о гражданских правах 1964 г. В соответствии с этим законом была создана Комиссия по обеспечению равных возможностей при трудоустройстве, расследованию сообщений о расовой и половой дискриминации при приеме на работу, о незаконной дискриминации в общественных местах, таких, как гостиницы и рестораны, о незаконной намеренной сегрегации в школах, осуществляемой местными властями.
Реформы 1965 г.
Дополнительные законы о гражданских правах были необходимы для ликвидации процедур, используемых на Юге, чтобы недопускать чернокожих к голосованию. Закон о гражданских правах 1965 г. не только запретил тесты и пр., проверяющие грамотность и имеющие целью отстранение чернокожих, но и обеспечил федеральную регистрацию голосующих в случае необходимости.
Законодательство по здравоохранению было принято в 1965 г. в форме дополнительных статей к Закону о социальном страховании. В соответствии со статьей XVIII ("Медикэр" — медицинское обслуживание) предоставляются выборочные медицинские пособия пожилым людям. Получение пособия по части «А» возможно, если состояние человека соответствует критериям программы и финансируется из вкладов по платежным ведомостям более молодых людей, обеспечивая покрытие больничных расходов, не превышающих стоимость 60-дневного пребывания в стационаре. По части «Б» пособие добровольное, финансируется из средств, состоящих из взносов пожилых участников и вкладов от основных годовых доходов, обеспечивает покрытие отдельных услуг врачей (Т. Мармор, 1970; П. Стар, 1982). По статье XIX ("Медикейд" — медицинская помощь) удовлетворяются потребности малоимущих людей, которые не в состоянии оплатить медицинское обслуживание.
Закон о положении престарелых американцев создал национальную сеть агентств по планированию и координации служб для пожилых людей в специфических юрисдикциях; потребовал от штатов учредить службу по делам престарелых для планирования и координации программ для пожилых людей; выделял средства для ряда программ, в частности по обеспечению питанием (Д. Гелфанд и Дж. Олсен, 1980).
Были также проведены жилищные реформы и реформы развития территориальных общин. Закон о жилищном и городском строительстве значительно расширил жилищные программы путем обеспечения рентных субсидий и жилищных субсидий для людей со средним доходом, а также для общественного фонда жилья. Согласно Программе образцовых городов (1967) Министерство жилищного строительства и городского развития должно было обеспечивать фонды для планирования и реализации проектов развития общин. Здесь были объединены разнообразные жилищные программы и программы обслуживания. Аппалачская региональная комиссия была уполномочена разрабатывать стратегии по координации экономических и сервисных программ в сельских районах.
Дополнительные реформы "Великого общества".
В начале 60-х годов увеличилась озабоченность быстро растущим числом женщин и детей, которые получали пособие по Программе помощи семьям с зависимыми детьми. "Стратегия обслуживания" (1962) решала проблему путем наращивания федеральной части стоимости социального обслуживания, обеспечивая такие семьи на 50—75 %. Однако, поскольку списки живущих на пособие увеличились, конгресс принял постановление, требующее от женщин искать работу для того, чтобы получать пособие. Конгресс также обеспечил трудовые стимулы, которые давали право многим из тех, кто жил за счет Программы помощи семьям с зависимыми детьми, оставаться в списках даже после того, как они получали работу.
Анализ реформ "Великого общества".
Социальныe реформы расширили роль федерального правительства в области социального обеспечения, стимулировали продвижение вперед в области гражданских прав и позволили малоимущим людям получать медицинское и продовольственное пособия и профессиональную подготовку (С. Левитан и Р. Таггарт, 1976). Некоторые критики все-таки утверждают, что законодательные акты о медицинской помощи, о развитии служб психического здоровья в общинах, о пожилых американцах и о профессиональном тренинге часто являлись только смутными путеводными нитями для местных властей (Т. Лови, 1969). Традиционное сопротивление расширению программ социального страхования проявлялось в несоответствии между возвышенными намерениями и фондами, выделяемыми на их реализацию. Так, когда медицинская помощь превысила первоначально запланированные фонды программы, конгресс поспешно принял жесткие ограничения в отношении тех лиц, на кого она рассчитана.