В результате реформ 1990-х годов

Элементы советской экономики Элементы рыночной экономики России в 1990-е годы
Отказ от частной собственности и частного предпринимательства (национализация). Наличие частной собственности и предпринимательская активность (приватизация).
Плановое централизованное хозяйство (директивность). Регулирование хозяйственной деятельности через гибкую систему налогообложения.
Материально-техническое снабжение предприятий. Самостоятельность предприятий в снабжении.
Ценообразование определяется государством (единая система). Свободное установление цен на основе спроса и предложения (либерализация).
Недопущение конкуренции и банкротства предприятий. Конкурентная борьба на рынке товаров и услуг, которая может приводить к разорению и закрытию производства.
Отсутствие безработицы и массовых увольнений. Отсутствие гарантированности работы на частных предприятиях, наличие биржи для трудоустройства безработных, регулирование трудовых отношений в законодательном порядке.
Обеспечение фонда оплаты труда и централизованное установление заработной платы. Установление минимального уровня оплаты труда и мер по социальной защите малоимущего населения, отсутствие единой оплаты труда.
Изъятие у предприятий прибыли. Частные предприятия самостоятельно распоряжаются своей прибылью при условии уплаты установленных налогов.
Установление монополии внешней торговли. Возможность вести внешнеторговую деятельность при наличии специального лицензирования с контролем качества продукции.
Дефицит продуктов и товаров первой необходимости. Отсутствие дефицита на продукты и товары.

Задание №4:Раскрыть содержание экономических реформ Е.Гайдара.

Основная направленность
экономических реформ Е. Гайдара

Направление Содержание
Реформа ценообразования С 1 января 1992 г. отпускались цены на большинство товаров и услуг, позволив им складываться в результате игры спроса и предложения. Постепенная адаптация производителей и потребителей к рынку
Приватизация Большая часть государственных предприятий перешли в частные руки. Всем гражданам России выдана часть государственной собственности стоимостью 10.000 руб. в ценах 1984 г. Реальная цена ваучера колебалась от 2 до 40 тыс. руб. в ценах 1993 г.
Монетаризм Жесткая кредитно-финансовая политика, ограничение дефицита бюджета, прекращение финансирования убыточных предприятий (главный метод).
Децентрализация Упразднены централизованная система распределения ресурсов, Госплан и Госснаб. Саморегулирование в результате конкуренции методом спрос/предложение.
Разрушение «железного экономического занавеса» Появление товаров зарубежного производства, насыщение рынка и повышение конкуренции, в результате которой многие отечественные производители были на грани разорения. Политика либерализации внешней торговли (фритредерства) и насыщение рынка товарами первой необходимости.
Конвертируемость рубля Интеграция в мировое хозяйство. Усиление экономической зависимости России от развитых капиталистических стран и МВФ.
Многообразие форм собственности Колхозы превращаются в фермерские хозяйства и акционерные общества, соседствуют различные формы собственности. Появляются предприятия и фирмы с различной формой собственности.


Содержание отчета

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

Контрольные вопросы

1.Дайте определение понятиям:

Приватизация – форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи –продажи (полной или частичной) государственной собственности в частные руки.

Ваучер – ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на долю в государственной собственности, приватизационный чек.

«Шоковая терапия» - экономическая теория, комплекс радикальных экономических реформ, базирующихся на этой теории.

2.Назовите проблемы общественного развития России в 1990-е годы

Проблемы общественного развития России в 1990-е годы:

1. Рост инфляции и обесценивание рубля.

2. Задержки выплаты зарплат и пенсий.

3. Снижения уровня жизни населения, усиление социальной напряженности в обществе.

4. Демографическая проблема (падение рождаемости и рост смертности). Сложная криминальная обстановка (рост преступности).

5. Возникновение финансовых пирамид.

6. Слабая материально-техническая база образования, здравоохранения, организаций культуры.

7. Обострение межэтнических конфликтов на территории бывших республик СССР.

3.Перечислите положительные итоги и негативные последствия социально-экономических преобразований.

Положительные итоги:

- возрождение частной собственности;

- адаптация производителей и потребителей к рынку (закрытие неконкурентоспособных производств);

- к концу 1992 г. преодоление тотального дефицита;

- развитие рыночной инфраструктуры: коммерческих банков, товарных бирж, валютного рынка, страховых компаний; бурное развитие частного сектора в экономике, частного предпринимательства;

- интеграция в мировое хозяйство.

Негативные последствия:

- рост государственного долга и внешних займов;

- отток капиталов за рубеж и слабый приток инвестиций;

- обесценивание сбережений населения и предприятий в сберкассах и банках;

- обесценивание заработной платы, доходов и сбережений населения;

- рост безработицы;

- обострение проблемы нерегулярности выплаты заработков, пенсий, пособий.

- развитие теневой экономики.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Артемов В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : учебник в 2-х ч.,Ч.1/В. В. Артемов. - М.: Издательский центр "Академия". 2013.

2. Артемов В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : учебник в 2-х ч.,Ч.2/В. В. Артемов. - М.: Издательский центр "Академия". 2013

3. Артемов В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: дидактические материалы. - 5-е изд., стер. - Издательский центр "Академия".- 2013. 68 с.

Дополнительные источники:

4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. М., 2012.

5. История России. Учебник Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений М.: Юнити-Дана, 2012 Отв. редактор: Поляк Г.Б. 3-е изд., перераб. и доп. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1

6. История России. Учебник и практикум для СПО /Зуев М.Н., Лавренов С.Я М.: Издательство "Юрайт". – 2015.

http://www.biblio-online.ru/thematic/?2&id=ALSFR - fff5ddded8-7039 -4853-b35a -40e9fa94388= catalog them

7. Исторический словарь. Более 2000 статей по истории России с древнейших времен до наших дней/ Георгиев Владимир Анатольевич Георгиева Наталья Георгиевна, Орлов Александр Сергеевич. - М.: Проспект, 2013.- 592 с.

8.Карпачев С.П.История России: учеб.пособие для СПО.-М.:Юрайт,2015.-273с.

9.Некрасова М.История России: учебник для СПО/ М.Некрасова. -М.: Издательство: «Юрайт».-2015

10.Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2013.

Наши рекомендации