Предоставление гуманитарных услуг.
В отношении предоставления гуманитарных услуг в микрорайоне социальные работники имеют три функциональные обязанности: 1) облегчать процедуру получения социальных услуг, 2) укреплять системы помощи в микрорайоне, 3) развивать связи между неформальными и профессиональными структурами.
Облегчение процедуры получения социальных услуг. Многие исследования свидетельствуют о том, что поиск и получение помощи жителями микрорайона сталкиваются со многими препятствиями, среди которых недоступность услуг, разобщенность служб, отсутствие их подотчетности и связи между профессиональными и неформальными социальными структурами (Р. Аграноф, 1977; Ш. Камерман и А. Кан, 1976; С. Сарасон и др., 1977).
Некоторые трудности, такие, как предоставление услуг в неудобное время и неудобное расположение служб, нехватка служб и недостаточная осведомленность социальных работников о возможностях общины, носят систематический характер. Другие трудности являются "индивидуальными, или личными", например чувство гордости жителей микрорайона, которое может заставить их отрицать существование проблемы или выражаться в их нежелании искать необходимую профессиональную помощь.
Социальные работники могут играть важную роль, помогая преодолеть эти сложности и тем самым улучшить социальное обслуживание жителей микрорайона. Для достижения этой цели им надо лучше понимать существующие трудности, особенно характерные для конкретного микрорайона. Им надо также иметь информацию о том, каким образом различные группы населения городского микрорайона решают свои проблемы и удовлетворяют потребности. Существует множество вариантов оказания социальной помощи, зависящих от расы, этнической и социально-классовой принадлежности, пола и личности. Социальные работники могут черпать информацию из этнографических исследований, из общения с жителями микрорайона - "естественными помощниками" и лидерами общины. Они должны располагать информацией о характере проблем, с которыми сталкиваются подгруппы населения; о неформальных и формальных каналах (и внутри микрорайона, и внешних), которые используются жителями, нуждающимися в помощи; о тех препятствиях, с которыми сталкиваются группы населения в поиске получения помощи.
Полученные данные можно подвергнуть исследованию, чтобы определить, какие пути необходимо применить в работе агентств для устранения имеющихся препятствий и укрепления неформальных систем поддержки. Например, в общине священнослужители являются важным источником помощи и в то же время существует предубеждение против центров психического здоровья. В такой общине услуги в области психического здравоохранения можно оказывать в церкви, объединив усилия пастора и социального работника. Когда налицо недостаточное социальное обслуживание, можно разработать план действий, направленных на удовлетворение насущных потребностей.
Укрепление систем помощи, существующих в микрорайоне.Социальные работники могут способствовать укреплению существующих неформальных связей в микрорайоне и развитию общественной работы, нацеленной на удовлетворение давно назревших потребностей, при сотрудничестве с неформальными помощниками. Для этого необходимо:
■ знать, какую роль играют неформальные помощники в жизни своих клиентов и в чем состоит их роль по оказанию помощи жителям микрорайона в целом. Эту информацию можно использовать в непосредственной клинической (практической) работе, в которой система естественной помощи может быть мобилизована на поддержку планов профессионального вмешательства. Б. Готтлиб (1982) отметил, что естественные связи могут препятствовать желанию отдельных людей последовать советам специалиста, и подчеркнул, что непрофессиональная и профессиональная системы помощи должны координировать свои усилия;
■ создавать дополнительные службы, способствующие взаимному обмену информацией о возможности сотрудничества с естественными помощниками. Исследования показали, что профессиональные помощники располагают в основном информацией о возможностях профессиональной системы тогда как неформальные помощники — о неформальных возможностях. Такое взаимодействие может пойти на пользу как профессионалам, так и естественным помощникам;
■ привлекать неформальных помощников к планированию задач и целей агентства. Агентства, даже при самой тщательной разработке своих программ, обычно не используют информацию естественных помощником. Однако эти помощники — благодаря своим контактам, опыту и знаниям — могут быть, ценным источником информации для агентства, занятого планированием своего будушего курса;
■ поддерживать неформальных помощников в их работе путем их консультирования (А. Коллинс и Д. Панкост, 1976). Подобная деятельность могла бы помочь помощникам лучше узнать возможности агентства, повысить их компетентность и обогатить опыт, также способствовала бы расширению неформальных структур обслуживания, что позволило бы им обслуживать большее количество клиентов;
■ работать вместе с неформальными помощниками в целевых группах, комитетах и т. п. Став частью неформального сектора, социальные работники достигают слияния профессионального и непрофессионального опыта, что помогает решать проблемы общины.
Развитие связи между неформальными и профессиональными структурами.Только что предложенные стратегии работы с неформальными помощниками могут укрепить взаимосвязи между неформальными и профессиональными структурами. Правда, на уровне общенациональной политики широко распространено и поддерживается понятие партнерства, необходимого для улучшения работы системы гуманитарного обслуживания и более эффективного использования фондов. Однако на практике такого партнерства добиться значительно сложнее, чем в теории. Поэтому социальные работники должны знать о сложностях, которые могут сдерживать развитие тесного сотрудничества на базе микрорайона.
Партнерству может помешать отсутствие информации о тех видах услуг, которые предоставляются другими помощниками и системами помощи. Не только специалисты не ведают о важной роли, которую играют неформальные помощники, но и последние часто не в состоянии оценить объем, значимость и эффективность услуг, которые они оказывают.
Изоляция структур помощи очевидна как на внешнем, так и на внутреннем уровне. В книге под редакцией Д. Бигеля и А. Нейпаcтекa (1982) сообщается о том, что католические священники соседних приходов не знают о консультативной деятельности друг друга; что администраторы психиатрических клиник, расположенных в полумиле друг от друга, никогда не встречаются, хотя обслуживают один и тот же микрорайон; что неформальные помощники не знают о своих коллегах, живущих рядом и оказывающих своим соседям те же услуги. Если говорить о разных структурных уровнях, то незнание неформальных и профессиональных помощников о фактической и потенциальной роли друг друга мешает установлению эффективных связей.
Даже когда они знают о возможностях друг друга, они могут исповедовать разные данности, а значит, ставить под сомнение деятельность другого. Различия в образовании, опыте, классовой и этнической принадлежности также осложняют взаимные отношения неформальных помощников и профессионалов.
Организация, развитие и планирование общины.
В этом отношении социальные работники могут делать следующее : 1) помогать создавать новые организации, 2) защищать интересы микрорайона, 3) улаживать конфликты, 4) заниматься политической деятельностью, 5) обеспечивать техническую экспертизу и консультирование (Д. Биклен, 1983).
Помощь в создании новых организаций микрорайона.Не в каждом микрорайоне есть организация, которая занимается структурными проблемами, защитой населения, развитием общины или оказанием социальных услуг. Социальные работники вместе с общиной и руководителями организаций могут помочь в создании представительных организаций, которые должны защищать интересы жителей микрорайона.
Защита интересов микрорайона.Независимо от характера своей практической деятельности социальные работники могут защищать интересы жителей микрорайона, помогать им защищать себя или поддерживать усилия официальных представителей микрорайона, направленные на улучшение обслуживания жилищного фонда, школ, а также на решение многих других проблем.
Улаживание конфликтов между государственными институтами, частным бизнесом и организациями микрорайона.Конфликты часто возникают, по определению Дж. Каннингема (1983), между структурами экономическими и общинными. Общинные организации сильны поддержкой народа, который голосовал за них на выборах, тогда как экономические структуры сильны мощью кошелька. Поскольку социальные работники часто сталкиваются с группами, которые представляют оба интереса, они могут быть эффективными посредниками и помогать организациям завоевывать союзников вне микрорайона.
Политическая деятельность.Участие социальных работников в политике на стороне организации микрорайона выливается в самые разные формы, начиная от помощи в регистрации избирателей и просветительской деятельности во время избирательной кампании и кончая руководством государственной структурой.
Обеспечение технической экспертизы и консультаций.Будучи образованными и опытными профессионалами, социальные работники способны помочь группам микрорайона в различных областях, таких, как планирование, развитие программ, менеджмент, сбор средств, профессиональное обучение, исследования и оценка.
Заключение.
Определение понятия, роли и функций городских микрорайонов зависит от того, кому оно принадлежит. Городские жители по-разному используют ресурсы микрорайона, связаны первичными и вторичными (по значимости) отношениями в микрорайоне, участвуют в добровольческих организациях на базе микрорайона и испытывают привязанность, верность и долг по отношению к месту их проживания. Представим себе белого или чернокожего рабочего, который имеет собственный дом, проживает в микрорайоне свыше 20 лет, работает поблизости и ходит в местную церковь, посещает районный этнический клуб, участвует в районных церковных организациях. Все человеческие привязанности его относятся к людям, живущим в том же микрорайоне. Ясно, что этот человек отличается от людей другого типа — от бедного жителя микрорайона, который живет в регионе с высокой преступностью и за последние пять лет три раза менял квартиру; от негра, семья которого живет в микрорайоне, где 95% населения составляют белые, выражающие свое недовольство соседством черных; от домовладельца средней руки, чьи близкие родственники, друзья и т. д. живут за пределами микрорайона. Ясно, что каждый из упомянутых людей будет по-своему относиться к микрорайону, в котором живет. Но как бы каждый из них ни относился к микрорайонам, с функциональной точки зрения их реальность и действенность очевидна, а потому требует дальнейшего серьезного изучения.
Дэвид Бигель.
См. также: Группы взаимной помощи; Естественные источники помощи; Сеттльменты и территориальные центры; Территориальная община: социальные действия.
• AgranoffR. (1977). Services Integration. In: W. F. Anderson, B. J. Frieden, M. J. Murphy (Eds.). Managing Human Services (p. 527— 561). Wash., D. C: International City Management Association. • Ahlbrandt R. Jr., (1984). Neighborhoods, People and Community. N. Y.: Plenum Press. • Ahlbrandt R., Jr., Cunningham J. V. (1979). A New Public Policy for Neighborhood Revitalization. N. Y.: Praeger Publishers. • Berger P., Neuhaus R. (1*1' To Empower People: The Role of Mediating Institutions. Wash., D. C: American Enterprise Institute for Public Policy Research. • Biegel D., NaparstekA. (Eds.) (1982). Community Support Systems and Mental Health: Practice, Theory and Research. N. Y.: Springer Publishing Co. • BiegelD., Sherman W. (1979). Neighborhood Capacity Building and the Ethnic Aged. In: D. Gelfand, A. Kutzik (Eds.). Ethnicity and Aging (p. 320—340). N. Y.: Springer Publishing Co. • Biklen D. P. (1983). Community Organizing: Theory and Practice. Englewood Cliffs, N. J.: Preniice-Hall. • Burghardt S. (1982). Organizing for Community Action. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Caplan G. (1974). Support Systems and Community Mental Health. N. Y.: Behavioral Publications. • ColemanR. P. (1978). Attitudes toward Neighborhoods: How Americans Choose to Live (Working paper N 49). Cambridge, Mass.: Joint Center for Urban Studies of the Massachusetts Institute of Technology & Harvard University. • Collins A., Pancoast D. (1976). Natural Helping Networks. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Cunningham/. V. (1983). Power, Participation and Local Government: The Communal Strugglr for Parity.— Journal of Urban Affairs, 5(3) 257—266. • Cunningham J. V., Kotler M (1983). Building Neighborhood Organization» Notre Dame, Ind.: University of Notre Damp Press. • Downs A. (1981). Neighborhoods ami Urban Development. Wash., D. C: The Brookings Institution. • Ecklein J. I., LaufferA-A. (Eds.) (1972). Community Organizers and Social Planners. N. Y.: John Wiley & Sons. • Gottlieb B. (1982). Social Support in the Workplace. In: D. Biegrl, A. Naparstek (Eds.). Community Suppoil Systems and Mental Health: Practice, Theory and Research. N. Y.: Springer Publishing Co • Hallman H. W. (1974). Neighborhood Government in a Metropolitan Setting. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • HallmanH. W. ■1984a). Defining Neighborhood.— Urban Resources 1(3), 6. • Hallman H. W. (1984b) Neighborhoods: Their Place in Urban Lift1 Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. Kamerman S., Kahn A. (1976). Social Servici in the United States: Policies and Program» Philadelphia: Temple University Press. I Keller S. (1968). The Urban Neighborhood: A Sociological Perspective. N. Y.: Random Houw • KotlerM. (1969). Neighborhood Government Indianapolis, Ind.: Boobs-Merrill Co. • LitwakE. (1979). Support Networks and the Disabled: The Transition from the Community In the Institutional Setting.— Paper presented al the annual meeting of the Gerontological Society Wash., D. С • Litwak E., Szelenyi J. (196У) Primary Group Structures and Their Function» i in, Neighbors and Friends.— American Sociological Review, 34(4) 465—481. < Mann P. (1970). The Neighborhood. In R. Gutman, D. Popenoe (Eds.). Neighborhood, City and Metropolis (p. 568—583). N. Y. Random House. • Morris D., Hess K. (1975), Neighborhood Power: The New Localism Boston: Beacon Press. • Moskowitz I:, Simpson D. (1984). Experiments II Neighborhood Empowerment: Chicago as « Laboratory.— Urban Resources, 1 (3), 27—34 • Naparstek A., Biegel D, Spiro H. (1982) Neigborhood Networks for Humane Mental Health Care. N. Y.: Plenum Press. • PallenJ. J , London B. (Eds.) (1984). Gentrification, Displacement and Neighboehood Revitalization Albany: State University of New York Press. • Perlman R., Gurin A. (1972). Community Organization and Social Planning. N. Y.: John Wiley & Sons. • RoosJ. L, BrodenT. F. (19761 Neighborhood Conservation. South Bend, Ind South Bend Observatory. • Sarason о , et al (1977). Human Services and Resource Networks mn Francisco: Jossey-Bass. • Schill M. H., iathan R.P. (1983). Revitalizing America's i Hies. Albany: State University of New York Реме. • Suttles G.D. (1972). The Social 1 instruction of Communities. Chicago: University of Chicago Press. • Warren R.B., «\irren D.I. (1977). The Neighborhood Irgunizer's Handbook. Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press.
ТЕХНИЧЕСКАЯ СФЕРА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА. См. Организационные связи местной общины; Социальная работа в производственной сфере.
ТОРГОВЛЯ. См. Лицензирование социальных услуг; Национальная ассоциация социальных работников.
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ.
Созданная в начале 50-х годов Эриком Берном теория анализа межличностных взаимодействий является теорией личности и методом анализа, прогнозирования и изменения человеческого поведения. Не вдаваясь в детали, это поведение можно определить как взаимодействие человеческих существ друг с другом. Описание Берном структуры личности положило начало теории, которая объясняет почему люди мыслят, чувствуют и действуют именно так, а не иначе. Ученики и последователи Берна расширили и развили его идеи в законченную теорию личности и создали систему социального вмешательства, или психотерапии. Теория межличностного взаимодействия основана на следующих посылкаx (К. Штейнер, 1974):
1. Люди рождаются оптимистами как в отношении себя, так и в отношении других.
2. Какими бы ни были их возрастные, социальныe, эмоциональные или физические затруднения, люди нуждаются в том, чтобы участвовать в процессе решения проблем своей собственной жизни, и способны это сделать.
3. Все социальные и эмоциональные трудности преодолимы при адекватных знаниях и соответствующем подходе.
Истоки.
Фундаментальной частью трансактного анализа стали идеи 3. Фрейда. Как врач, Берн считал, что болезнь и физиологические проблемы являются реакцией на внешние и внутренние стрессы; он подчеркивал, что эффективная терапия предполагает изменение окружающих человека природных и социальных связей. Вслед за Юнгом, Рейком, Дарвином и другими Берн изучал природу человеческой интуиции. Он определял интуицию (1977) как знание, полученное субъектом с помощью чувств, причем субъект не может точно сказать, каким образом это знание было получено. Эта работа об интуиции явилась основой теории Берна о подсознательном, которое он определил как воспоминание о былых чувствах и опыте. Будучи сторонником Э. Эриксона, он подчеркивал важность для развития личности того жизненного опыта, который она приобретает на каждой стадии развития.
Мысли Берна об актуальных воспоминаниях, хранящихся в мозге, получили подтверждение в работе невролога Уилдера Пенфилда (1952). Эксперименты с электрической стимуляцией мозга показали, что подобные воспоминания о событиях, включая цвет и запах, постоянно фиксируются мозгом и могут быть актуализированы. Берн понял, что его пациенты отчасти являются детьми. Он обращался к ним как к молодым людям, и это имело смысл, поскольку система их мыслей, чувств и форм поведения отчасти воспроизводила их детское Эго. Клиент "вновь испытывает те эмоции, которые в нем первоначально вызвала данная ситуация, и дает им те же самые объяснения, будь они истинными или ложными, которые он уже использовал для прояснения своего жизненного опыта" (О. Берн, 1961). Берн также выделял две другие части, или состояния Эго, которые существуют одновременно с детским Эго. Его интерес к актуализируемым феноменологическим или действительным событиям в жизни его клиентов положил начало его разрыву с теорией бессознательного 3. Фрейда. Он начал думать о другой структуре личности.
Структурный анализ: состояние Эго (субъекта).
Согласно Э. Берну, личность составляют три состояния Эго: Родитель, Взрослый и Ребенок. Каждое из них обладает своим менталитетом, чувствами и соответствующим типом поведения. Эго-Родитель представляется как набор чувств, установок и образцов поведения, свойственных реальному родителю. Это Эго-состояние подобно магнитофону, хранящему записи родительских правил и указаний о том, как преуспеть в жизни. Люди усваивают эти послания от взрослых, которые обращаются с ними, как с детьми. Приведем примеры таких назиданий: "работать тяжело", "угождай другим", "торопись", "люби", "будь идеальным" и "делай деньги". Состояние Эго-Родитель воспитывает, контролирует и управляет, активно осуществляя родительскую функцию. Эго-Взрослый — состояние, ориентированное на действительность. Взрослый накапливает впечатления, делает дедуктивные выводы и расчеты, выносит оценочные суждения, основанные на фактах, как они воспринимаются человеком. Он объективен и при взаимодействии с окружающей средой независим. Берн утверждал, что хотя состоянием Эго-Взрослого обладает каждый человек, однако некоторые люди это состояние не актуализируют.
Эго-Ребенок включает в себя все естественные чувства, побуждения и ощущения, имеющиеся с рождения и исходящие от всех частей тела; каждый индивид таит в себе маленького мальчика или девочку. Функционально мышление и поведение Ребенка направлено на выживание и развитие. Согласно М. Джеймсу и Д. Джонгварду (1971), Ребенок функционирует или естественно и свободно, или следуя указаниям Родителя.
С. Вулламс и М.Браун (1978), далее, ввели определение негативного и позитивного функционирования Эго-Ребенка и Родителя. Чтобы поддерживать эффективное социальное взаимодействие, необходим обмен энергией между разными Эго-состояниями. Индивиды имеют возможность сознательно контролировать актуализацию Эго-состояний.
Э. Берн (1963) предлагает четыре способа идентификации Эго-состояний.
На анализе жестов, тональности голоса, лексикона, движения глаз (прямое или ускользающее) и позы основан поведенческий диагноз. Например, повернутые внутрь носки обуви или жалобный голос указывает на Эго-Ребенка.
Оценка социального взаимодействия, то, как реагирует сам человек и как на него реагируют другие люди, предполагает социальный диагноз. Человек, находящейся в Эго-состоянии свободного Ребенка, будет и в других вызывать Эго-состояние счастливого Ребенка, и обе стороны будут смеяться и радоваться друг другу.
Феноменологический диагноз основан на оживлении былых чувств. Женщина плакала так, как это она делала в детстве, когда умерла ее собака; при этом она понимала, что с находится в Эго-состоянии Ребенка.
Исторический диагноз включает в себя взгляд на прошлое, отображенное в настоящем. Так, клиент использует типичный жест своего отца и обнаруживает, что находится Эго-состоянии Родителя.
Дж. Дюсей (1977) разработал "эгограмму", которая показывает взаимоотношения различных состояний личности одного с другим и величину "энергии", исходящей вовне. Эта диаграмма имеет важное значение для диагностики и лечения.
Когда два человека взаимодействуют таким образом, что актуализируются указанные три Эго-состояния, наступает симбиоз. Это блокирует развитие в них обоих спонтанности, рациональности, интуиции. "Исключения" объясняются тем, что в личности одно или более состояний доминирует. Б. и Р. Джастис (1976) указали на "сдвиг симбиоза" в семьях, где наблюдается грубое обращение. П. Ландхир (1980) существенно дополнил структурную концепцию Э. Берна эволюционной концепцией.