Предоставление гуманитарных услуг.

В отношении предоставления гума­нитарных услуг в микрорайоне социальные работники имеют три функциональные обя­занности: 1) облегчать процедуру получения социальных услуг, 2) укреплять системы по­мощи в микрорайоне, 3) развивать связи между неформальными и профессиональны­ми структурами.

Облегчение процедуры получе­ния социальных услуг. Многие исследо­вания свидетельствуют о том, что поиск и получение помощи жителями микрорайона сталкиваются со многими препятствиями, среди которых недоступность услуг, разоб­щенность служб, отсутствие их подотчетно­сти и связи между профессиональными и неформальными социальными структурами (Р. Аграноф, 1977; Ш. Камерман и А. Кан, 1976; С. Сарасон и др., 1977).

Некоторые трудности, такие, как предо­ставление услуг в неудобное время и неудоб­ное расположение служб, нехватка служб и недостаточная осведомленность социальных работников о возможностях общины, носят систематический характер. Другие трудно­сти являются "индивидуальными, или лич­ными", например чувство гордости жителей микрорайона, которое может заставить их от­рицать существование проблемы или выра­жаться в их нежелании искать необходимую профессиональную помощь.

Социальные работники могут играть важную роль, помогая преодолеть эти слож­ности и тем самым улучшить социальное об­служивание жителей микрорайона. Для до­стижения этой цели им надо лучше понимать существующие трудности, особенно харак­терные для конкретного микрорайона. Им на­до также иметь информацию о том, каким образом различные группы населения город­ского микрорайона решают свои проблемы и удовлетворяют потребности. Существует множество вариантов оказания социальной помощи, зависящих от расы, этнической и социально-классовой принадлежности, пола и личности. Социальные работники могут черпать информацию из этнографических исследований, из общения с жителями мик­рорайона - "естественными помощниками" и лидерами общины. Они должны располагать информацией о характере проблем, с которы­ми сталкиваются подгруппы населения; о не­формальных и формальных каналах (и внут­ри микрорайона, и внешних), которые используются жителями, нуждающимися в помощи; о тех препятствиях, с которыми сталкиваются группы населения в поиске получения помощи.

Полученные данные можно подвергнуть исследованию, чтобы определить, какие пути необходимо применить в работе агентств для устранения имеющихся препятствий и ук­репления неформальных систем поддержки. Например, в общине священнослужители яв­ляются важным источником помощи и в то же время существует предубеждение против центров психического здоровья. В такой об­щине услуги в области психического здраво­охранения можно оказывать в церкви, объе­динив усилия пастора и социального работника. Когда налицо недостаточное со­циальное обслуживание, можно разработать план действий, направленных на удовлетво­рение насущных потребностей.

Укрепление систем помощи, су­ществующих в микрорайоне.Соци­альные работники могут способствовать ук­реплению существующих неформальных связей в микрорайоне и развитию общественной работы, нацеленной на удовлетво­рение давно назревших потребностей, при сотрудничестве с неформальными помощни­ками. Для этого необходимо:

■ знать, какую роль играют неформальные помощники в жизни своих клиентов и в чем состоит их роль по оказанию помощи жите­лям микрорайона в целом. Эту информацию можно использовать в непосредственной кли­нической (практической) работе, в которой система естественной помощи может быть мобилизована на поддержку планов профес­сионального вмешательства. Б. Готтлиб (1982) отметил, что естественные связи могут препятствовать желанию отдельных людей последовать советам специалиста, и подчерк­нул, что непрофессиональная и профессио­нальная системы помощи должны координировать свои усилия;

■ создавать дополнительные службы, спо­собствующие взаимному обмену информа­цией о возможности сотрудничества с естественными помощниками. Исследования показали, что профессиональные помощники располагают в основном информацией о возможностях профессиональной системы тогда как неформальные помощники — о неформальных возможностях. Такое взаимодействие может пойти на пользу как профессионалам, так и естественным помощникам;

■ привлекать неформальных помощников к планированию задач и целей агентства. Агентства, даже при самой тщательной разработке своих программ, обычно не используют информацию естественных помощником. Однако эти помощники — благодаря своим контактам, опыту и знаниям — могут быть, ценным источником информации для агентства, занятого планированием своего будушего курса;

■ поддерживать неформальных помощников в их работе путем их консультирования (А. Коллинс и Д. Панкост, 1976). Подобная деятельность могла бы помочь помощникам лучше узнать возможности агентства, повысить их компетентность и обогатить опыт, также способствовала бы расширению неформальных структур обслуживания, что позволило бы им обслуживать большее количество клиентов;

■ работать вместе с неформальными помощниками в целевых группах, комитетах и т. п. Став частью неформального сектора, социальные работники достигают слияния профессионального и непрофессионального опыта, что помогает решать проблемы общины.

Развитие связи между нефор­мальными и профессиональными структурами.Только что предложенные стратегии работы с неформальными помощниками могут укрепить взаимосвязи между неформальными и профессиональными структурами. Правда, на уровне общенациональной политики широко распространено и поддерживается понятие партнерства, необходимого для улучшения работы системы гуманитарного обслуживания и более эффективного использования фондов. Однако на практике такого партнерства добиться значительно сложнее, чем в теории. Поэтому социальные работники должны знать о сложностях, которые могут сдерживать развитие тесного сотрудничества на базе микрорайона.

Партнерству может помешать отсутствие информации о тех видах услуг, которые предоставляются другими помощниками и системами помощи. Не только специалисты не ведают о важной роли, которую играют неформальные помощники, но и последние часто не в состоянии оценить объем, значимость и эффективность услуг, которые они оказывают.

Изоляция структур помощи очевидна как на внешнем, так и на внутреннем уровне. В книге под редакцией Д. Бигеля и А. Нейпаcтекa (1982) сообщается о том, что католические священники соседних приходов не знают о консультативной деятельности друг друга; что администраторы психиатрических клиник, расположенных в полумиле друг от друга, никогда не встречаются, хотя обслуживают один и тот же микрорайон; что не­формальные помощники не знают о своих коллегах, живущих рядом и оказывающих своим соседям те же услуги. Если говорить о разных структурных уровнях, то незнание неформальных и профессиональных помощ­ников о фактической и потенциальной роли друг друга мешает установлению эффектив­ных связей.

Даже когда они знают о возможностях друг друга, они могут исповедовать разные данности, а значит, ставить под сомнение деятельность другого. Различия в образовании, опыте, классовой и этнической принадлежности также осложняют взаимные отноше­ния неформальных помощников и профессионалов.

Организация, развитие и плани­рование общины.

В этом отношении социальные работники могут делать следую­щее : 1) помогать создавать новые организации, 2) защищать интересы микрорайона, 3) улаживать конфликты, 4) заниматься политической деятельностью, 5) обеспечивать техническую экспертизу и консультирование (Д. Биклен, 1983).

Помощь в создании новых орга­низаций микрорайона.Не в каждом микрорайоне есть организация, которая за­нимается структурными проблемами, защитой населения, развитием общины или оказа­нием социальных услуг. Социальные работники вместе с общиной и руководителями организаций могут помочь в создании представительных организаций, которые должны защищать интересы жителей микрорайона.

Защита интересов микрорайо­на.Независимо от характера своей практической деятельности социальные работники могут защищать интересы жителей микрорайона, помогать им защищать себя или поддерживать усилия официальных представителей микрорайона, направленные на улучшение обслуживания жилищного фон­да, школ, а также на решение многих других проблем.

Улаживание конфликтов между государственными институтами, частным бизнесом и организация­ми микрорайона.Конфликты часто воз­никают, по определению Дж. Каннингема (1983), между структурами экономическими и общинными. Общинные организации силь­ны поддержкой народа, который голосовал за них на выборах, тогда как экономические структуры сильны мощью кошелька. По­скольку социальные работники часто сталки­ваются с группами, которые представляют оба интереса, они могут быть эффективными посредниками и помогать организациям за­воевывать союзников вне микрорайона.

Политическая деятельность.Участие социальных работников в политике на стороне организации микрорайона выли­вается в самые разные формы, начиная от помощи в регистрации избирателей и просве­тительской деятельности во время избира­тельной кампании и кончая руководством го­сударственной структурой.

Обеспечение технической экс­пертизы и консультаций.Будучи об­разованными и опытными профессионалами, социальные работники способны помочь группам микрорайона в различных областях, таких, как планирование, развитие про­грамм, менеджмент, сбор средств, професси­ональное обучение, исследования и оценка.

Заключение.

Определение понятия, роли и функций городских микрорайонов зависит от того, ко­му оно принадлежит. Городские жители по-разному используют ресурсы микрорайона, связаны первичными и вторичными (по зна­чимости) отношениями в микрорайоне, уча­ствуют в добровольческих организациях на базе микрорайона и испытывают привязан­ность, верность и долг по отношению к месту их проживания. Представим себе белого или чернокожего рабочего, который имеет собст­венный дом, проживает в микрорайоне свы­ше 20 лет, работает поблизости и ходит в местную церковь, посещает районный этни­ческий клуб, участвует в районных церков­ных организациях. Все человеческие привязанности его относятся к людям, живущим в том же микрорайоне. Ясно, что этот человек отличается от людей другого типа — от бед­ного жителя микрорайона, который живет в регионе с высокой преступностью и за по­следние пять лет три раза менял квартиру; от негра, семья которого живет в микрорайоне, где 95% населения составляют белые, выра­жающие свое недовольство соседством чер­ных; от домовладельца средней руки, чьи близкие родственники, друзья и т. д. живут за пределами микрорайона. Ясно, что каждый из упомянутых людей будет по-своему отно­ситься к микрорайону, в котором живет. Но как бы каждый из них ни относился к микро­районам, с функциональной точки зрения их реальность и действенность очевидна, а пото­му требует дальнейшего серьезного изучения.

Дэвид Бигель.

См. также: Группы взаимной помощи; Есте­ственные источники помощи; Сеттль­менты и территориальные центры; Территориальная община: социальные действия.

• AgranoffR. (1977). Services Integration. In: W. F. Anderson, B. J. Frieden, M. J. Murphy (Eds.). Managing Human Services (p. 527— 561). Wash., D. C: International City Management Association. • Ahlbrandt R. Jr., (1984). Neighborhoods, People and Community. N. Y.: Plenum Press. • Ahlbrandt R., Jr., Cunningham J. V. (1979). A New Public Policy for Neighborhood Revitalization. N. Y.: Praeger Publishers. • Berger P., Neuhaus R. (1*1' To Empower People: The Role of Mediating Institutions. Wash., D. C: American Enterprise Institute for Public Policy Research. • Biegel D., NaparstekA. (Eds.) (1982). Community Support Systems and Mental Health: Practice, Theory and Research. N. Y.: Springer Publishing Co. • BiegelD., Sherman W. (1979). Neighborhood Capacity Building and the Ethnic Aged. In: D. Gelfand, A. Kutzik (Eds.). Ethnicity and Aging (p. 320—340). N. Y.: Springer Publishing Co. • Biklen D. P. (1983). Community Organizing: Theory and Practice. Englewood Cliffs, N. J.: Preniice-Hall. • Burghardt S. (1982). Organizing for Community Action. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Caplan G. (1974). Support Systems and Community Mental Health. N. Y.: Behavioral Publications. • ColemanR. P. (1978). Attitudes toward Neighborhoods: How Americans Choose to Live (Working paper N 49). Cambridge, Mass.: Joint Center for Urban Studies of the Massachusetts Institute of Technology & Harvard University. • Collins A., Pancoast D. (1976). Natural Helping Networks. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Cunningham/. V. (1983). Power, Participation and Local Government: The Communal Strugglr for Parity.— Journal of Urban Affairs, 5(3) 257—266. • Cunningham J. V., Kotler M (1983). Building Neighborhood Organization» Notre Dame, Ind.: University of Notre Damp Press. • Downs A. (1981). Neighborhoods ami Urban Development. Wash., D. C: The Brookings Institution. • Ecklein J. I., LaufferA-A. (Eds.) (1972). Community Organizers and Social Planners. N. Y.: John Wiley & Sons. • Gottlieb B. (1982). Social Support in the Workplace. In: D. Biegrl, A. Naparstek (Eds.). Community Suppoil Systems and Mental Health: Practice, Theory and Research. N. Y.: Springer Publishing Co • Hallman H. W. (1974). Neighborhood Government in a Metropolitan Setting. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • HallmanH. W. ■1984a). Defining Neighborhood.— Urban Resources 1(3), 6. • Hallman H. W. (1984b) Neighborhoods: Their Place in Urban Lift1 Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. Kamerman S., Kahn A. (1976). Social Servici in the United States: Policies and Program» Philadelphia: Temple University Press. I Keller S. (1968). The Urban Neighborhood: A Sociological Perspective. N. Y.: Random Houw • KotlerM. (1969). Neighborhood Government Indianapolis, Ind.: Boobs-Merrill Co. • LitwakE. (1979). Support Networks and the Disabled: The Transition from the Community In the Institutional Setting.— Paper presented al the annual meeting of the Gerontological Society Wash., D. С • Litwak E., Szelenyi J. (196У) Primary Group Structures and Their Function» i in, Neighbors and Friends.— American Sociological Review, 34(4) 465—481. < Mann P. (1970). The Neighborhood. In R. Gutman, D. Popenoe (Eds.). Neighborhood, City and Metropolis (p. 568—583). N. Y. Random House. • Morris D., Hess K. (1975), Neighborhood Power: The New Localism Boston: Beacon Press. • Moskowitz I:, Simpson D. (1984). Experiments II Neighborhood Empowerment: Chicago as « Laboratory.— Urban Resources, 1 (3), 27—34 • Naparstek A., Biegel D, Spiro H. (1982) Neigborhood Networks for Humane Mental Health Care. N. Y.: Plenum Press. • PallenJ. J , London B. (Eds.) (1984). Gentrification, Displacement and Neighboehood Revitalization Albany: State University of New York Press. • Perlman R., Gurin A. (1972). Community Organization and Social Planning. N. Y.: John Wiley & Sons. • RoosJ. L, BrodenT. F. (19761 Neighborhood Conservation. South Bend, Ind South Bend Observatory. • Sarason о , et al (1977). Human Services and Resource Networks mn Francisco: Jossey-Bass. • Schill M. H., iathan R.P. (1983). Revitalizing America's i Hies. Albany: State University of New York Реме. • Suttles G.D. (1972). The Social 1 instruction of Communities. Chicago: University of Chicago Press. • Warren R.B., «\irren D.I. (1977). The Neighborhood Irgunizer's Handbook. Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СФЕРА И СОЦИ­АЛЬНАЯ РАБОТА. См. Организационные связи местной общины; Социальная работа в производственной сфере.

ТОРГОВЛЯ. См. Лицензирование социальных услуг; Национальная ассоциация социальных работников.

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ.

Созданная в начале 50-х годов Эриком Берном теория анализа межличностных взаимодействий является теорией личности и методом анализа, прогнозирования и измене­ния человеческого поведения. Не вдаваясь в детали, это поведение можно определить как взаимодействие человеческих существ друг с другом. Описание Берном структуры личности положило начало теории, которая объясняет почему люди мыслят, чувствуют и действуют именно так, а не иначе. Ученики и последователи Берна расширили и развили его идеи в законченную теорию личности и создали систему социального вмешательства, или психотерапии. Теория межличностного взаимодействия основана на следующих посылкаx (К. Штейнер, 1974):

1. Люди рождаются оптимистами как в отношении себя, так и в отношении других.

2. Какими бы ни были их возрастные, социальныe, эмоциональные или физические затруднения, люди нуждаются в том, чтобы участвовать в процессе решения проблем своей собственной жизни, и способны это сде­лать.

3. Все социальные и эмоциональные трудности преодолимы при адекватных зна­ниях и соответствующем подходе.

Истоки.

Фундаментальной частью трансактного анализа стали идеи 3. Фрейда. Как врач, Берн считал, что болезнь и физиологические проблемы являются реакцией на внешние и внутренние стрессы; он подчеркивал, что эф­фективная терапия предполагает изменение окружающих человека природных и соци­альных связей. Вслед за Юнгом, Рейком, Дарвином и другими Берн изучал природу человеческой интуиции. Он определял инту­ицию (1977) как знание, полученное субъек­том с помощью чувств, причем субъект не может точно сказать, каким образом это зна­ние было получено. Эта работа об интуиции явилась основой теории Берна о подсозна­тельном, которое он определил как воспоми­нание о былых чувствах и опыте. Будучи сто­ронником Э. Эриксона, он подчеркивал важность для развития личности того жиз­ненного опыта, который она приобретает на каждой стадии развития.

Мысли Берна об актуальных воспомина­ниях, хранящихся в мозге, получили под­тверждение в работе невролога Уилдера Пенфилда (1952). Эксперименты с электри­ческой стимуляцией мозга показали, что по­добные воспоминания о событиях, включая цвет и запах, постоянно фиксируются мозгом и могут быть актуализированы. Берн понял, что его пациенты отчасти являются детьми. Он обращался к ним как к молодым людям, и это имело смысл, поскольку система их мыс­лей, чувств и форм поведения отчасти восп­роизводила их детское Эго. Клиент "вновь ис­пытывает те эмоции, которые в нем первоначально вызвала данная ситуация, и дает им те же самые объяснения, будь они истинными или ложными, которые он уже использовал для прояснения своего жизнен­ного опыта" (О. Берн, 1961). Берн также вы­делял две другие части, или состояния Эго, которые существуют одновременно с детским Эго. Его интерес к актуализируемым феноме­нологическим или действительным событиям в жизни его клиентов положил начало его разрыву с теорией бессознательного 3. Фрей­да. Он начал думать о другой структуре лич­ности.

Структурный анализ: состояние Эго (субъекта).

Согласно Э. Берну, личность составляют три состояния Эго: Родитель, Взрослый и Ре­бенок. Каждое из них обладает своим мента­литетом, чувствами и соответствующим ти­пом поведения. Эго-Родитель представляется как набор чувств, установок и образцов пове­дения, свойственных реальному родителю. Это Эго-состояние подобно магнитофону, хранящему записи родительских правил и указаний о том, как преуспеть в жизни. Люди усваивают эти послания от взрослых, кото­рые обращаются с ними, как с детьми. При­ведем примеры таких назиданий: "работать тяжело", "угождай другим", "торопись", "лю­би", "будь идеальным" и "делай деньги". Со­стояние Эго-Родитель воспитывает, контро­лирует и управляет, активно осуществляя родительскую функцию. Эго-Взрослый — состояние, ориентированное на действитель­ность. Взрослый накапливает впечатления, делает дедуктивные выводы и расчеты, выно­сит оценочные суждения, основанные на фактах, как они воспринимаются человеком. Он объективен и при взаимодействии с окру­жающей средой независим. Берн утверждал, что хотя состоянием Эго-Взрослого обладает каждый человек, однако некоторые люди это состояние не актуализируют.

Эго-Ребенок включает в себя все естест­венные чувства, побуждения и ощущения, имеющиеся с рождения и исходящие от всех частей тела; каждый индивид таит в себе ма­ленького мальчика или девочку. Функцио­нально мышление и поведение Ребенка на­правлено на выживание и развитие. Согласно М. Джеймсу и Д. Джонгварду (1971), Ребе­нок функционирует или естественно и сво­бодно, или следуя указаниям Родителя.

С. Вулламс и М.Браун (1978), далее, ввели определение негативного и позитивно­го функционирования Эго-Ребенка и Родите­ля. Чтобы поддерживать эффективное соци­альное взаимодействие, необходим обмен энергией между разными Эго-состояниями. Индивиды имеют возможность сознательно контролировать актуализацию Эго-состояний.

Э. Берн (1963) предлагает четыре спосо­ба идентификации Эго-состояний.

На анализе жестов, тональности голоса, лексикона, движения глаз (прямое или ус­кользающее) и позы основан поведенческий диагноз. Например, повернутые внутрь носки обуви или жалобный голос указывает на Эго-Ребенка.

Оценка социального взаимодействия, то, как реагирует сам человек и как на него реагируют другие люди, предполагает социальный диагноз. Человек, находящейся в Эго-состоянии свободного Ребенка, будет и в других вызывать Эго-состояние счастливого Ребенка, и обе стороны будут смеяться и радоваться друг другу.

Феноменологический диагноз основан на оживлении былых чувств. Женщина плакала так, как это она делала в детстве, когда умерла ее собака; при этом она понимала, что с находится в Эго-состоянии Ребенка.

Исторический диагноз включает в себя взгляд на прошлое, отображенное в настоящем. Так, клиент использует типичный жест своего отца и обнаруживает, что находится Эго-состоянии Родителя.

Дж. Дюсей (1977) разработал "эгограмму", которая показывает взаимоотношения различных состояний личности одного с другим и величину "энергии", исходящей вовне. Эта диаграмма имеет важное значение для диагностики и лечения.

Когда два человека взаимодействуют таким образом, что актуализируются указанные три Эго-состояния, наступает симбиоз. Это блокирует развитие в них обоих спонтанности, рациональности, интуиции. "Исключения" объясняются тем, что в личности одно или более состояний доминирует. Б. и Р. Джастис (1976) указали на "сдвиг симбиоза" в семьях, где наблюдается грубое обращение. П. Ландхир (1980) существенно дополнил структурную концепцию Э. Берна эволюционной концепцией.

Наши рекомендации