Социальные работники в общине.
Социальные работники в общине могут выполнить различные роли. Они способствуют созданию групп активистов, их работе, помогают выявить проблемы и задачи и направляют их деятельность. Они консультируют, планируют работу и координируют ее, изыскивают источники субсидий. В зависимости от ситуации они выполняют руководящие функции или остаются на втором плане в роли советников. Их направляющее воздействие в общине может быть более очевидным, чем у социальных работников, действующих в иных условиях. Их основные интересы лежат в сфере достижения социальной справедливости, но наряду с этим они занимаются и межличностными отношениями. Философия деятельности общины предполагает, что ее члены могут и должны самоорганизовываться, чтобы выявить потребности общины, установить приоритеты и использовать имеющиеся ресурсы для выполнения соответствеющих программ. Роль социального работника заключается в том, чтобы, исходя из философии, способствовать решению социальных проблем — разработке программ и созданию необходимых институтов. Социальный работник в общине должен обладать способностями и навыками организатора, уметь работать как с группой, так и с отдельным клиентом. Это позволяет ему свободно себя чувствовать при контактах с организациями в общине, занимаясь нуждами и проблемами определенных групп жителей и отдельных лиц. Больше всего социальному работнику нужны такие качества, как сдержанноть и самодисциплина при выполнении своих ответственных обязанностей. При необходимости социальные работники в общине должны отходить от роли активистов, занимающихся общими вопросами развития, и принимать на себя другие функции — советников, консультантов, администраторов программ, экспертов. Они могут быть и членами общины, возможно, даже ее лидерами.
Профессиональные социальные работники, при всех их знаниях и навыках, недостаточно подготовлены к тому, чтобы сотрудничать с членами и представителями общин. Действуя в общине, социальный работник не обязательно должен принадлежать к ней, но ему необходимо делить ответственность за выявление проблемы, анализ ситуации и осуществление решений. Он должен уметь вжиться в общину на ее условиях. Но и община со своей стороны должна признавать компетенцию социального работника в профессиональных и межличностных вопросах, чтобы их отношения были полнокровными и равноправными. Вероятно, и школы социальной работы должны лучше готовить своих слушателей для различных видов деятельности в общине. Этого можно достичь путем непосредственных контактов школ, социальных работников и аналитиков с девиантными (отклоняющимися от нормального поведения) и обычными группами на низовом уровне, с организациями и агентствами общины.
В настоящее время кадровые вопросы в общинах разработаны, вероятно, еще меньше, чем в других сферах, где оказываются социальные услуги. Здесь мало хорошо оплачиваемых должностей с полностью занятым днем. Возможно, что именно поэтому сравнительно немного профессионально подготовленных социальных работников действуют на практическом уровне в общине, отдавая предпочтение сферам планирования и управления.
Однако перспективы вселяют определенный оптимизм. Местные общинные организации в Соединенных Штатах переживают период расцвета, хотя многие из них еще слабы, не устоялись и не располагают достаточными ресурсами. Усиливающиеся диверсификация, специализация и поляризация американского общества требуют строить и перестраивать жизнь общины на новых, творческих основах. В последние годы заметны усилия правительственных и частных инстанций, являющихся источниками финансирования, по активизации деятельности общин на местах. Соответственно можно ожидать, что возрастет число вакансий для социальных работников, а школы социальной работы будут больше заинтересованы в подготовке соответствующих специалистов. Чтобы социальная работа не отставала от современных и будущих проблем общества, ее работники должны в дополнение к своим знаниям в области социальной терапии, политики и планирования получить навыки деятельности в общине.
Ирвинг А. Спергел.
См. также: Группы взаимной помощи; Социальное планирование и организация в местных общинах; Территориальная община: социальные действия; Территориальный аспект социальной работы.
• BiegelD. E.,NaparstekA. J. (Eds) (1982). Community Support Systems and Mental Health: Practice, Policy and Research. N. Y.: Springer Publishing Co. • Estes R. J. (1984). The Social Progress of Nations. N. Y.: PraegerPublishers. • Fisher R. (1984). Let the People Decide: Neighborhood Organizing in America. Boston: Twayne Publishers. • Hallman H. W. (1984). Neighborhoods: Their Place in Urban Life. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Peterson P. E. (Ed.) (1985). The New Urban Reality.Wash.,D. C: TheBrookingsInstitution.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ. См. Сеттльменты и территориальные центры; Территориальная община: социальные действия; Территориальная община: эволюция; Территориальный аспект социальной работы.