Территориальная община: теория и исследования.

Предпринятые попытки исследовать теоретические основы общинных и организационных проблем социальной работы связаны со значительными трудностями, так как границы социальных наук стремительно расширяются, предоставляя возможность делать новые теоретические и практические выво­ды. Кроме того, ученые все в большей степени интересуются социальными исследованиями и теоретическим обоснованием социальной работы, а социальные работники в свою очередь обращают больше внимания на результаты научных исследований и применение их на практике.

В данной статье описывается несколько теоретических областей социологии, которые служат основой для социального планирова­ния и общинной организации.

Теория общины.

Одна из трудностей, сопутствующих теоретической работе по анализу общины, заключается в том, что само понятие общины трактуется по-разному. Община, как тако­вая, не существует в природе в виде чего-то реального с четко определенными параметрами, как, например, человек или камень. Общины не обладают неотъемлемыми или естественными границами и не имеют также универсальных характеристик. Община — это скорее умственная конструкция, определение, данное некоему социальному образованию исследователем или аналитиком, и эта конструкция обладает параметрами и отличительными свойствами, которые следует учитывать. Например, представляют ли общину отдельные лица, проживающие в данном городе, или под определение общины на­до подвести также жителей окрестных райо­нов? Или, может быть, стоит расширить гра­ницы определения и включить в него и прилегающие сельские районы, производя­щие продукты питания для города и имею­щие с ним тесные взаимоотношения? С дру­гой стороны, а не лучше было бы рассматривать общину как ряд расположен­ных по соседству районов и этнических тер­риторий, которые взаимодействуют друг с другом в практических целях? На эти вопро­сы нет определенных ответов, истина пред­ставлена мнением аналитика.

Таково краткое описание способов опре­деления общины некоторыми учеными. Убе­дительный анализ провел в 1972 г. Р. Уоррен в своем труде "Община в Америке". К опреде­лению общины подходили с разных точек зрения, беря за основу одну из пяти обширных областей: структурную, социально-психоло­гическую, людей и территории, процессы де­ятельности и функционирование социальной системы. Эти категории ни в коем случае не являются взаимоисключающими, и они дают приблизительную схему для обсуждения.

Структурное определение.

Опре­деление общины со структурной точки зре­ния предполагает введение нескольких подкатегорий. Возможно, наиболее привычным для широкой общественности является поли­тико-правовой взгляд на общину. Термин "политико-правовой" относится к официаль­ным, таким же, как "муниципалитет", "го­род", "округ" и т. д. Он включает в себя уста­новленные роли, ответственность перед избирателями, организацию голосования, уплату налогов и получение определенных видов государственного обслуживания. По­литологи нередко используют в своих анали­зах этот подход.

Часто община рассматривается с про­странственно-географической точки зрения, которая является в некотором роде самой про­стой, так как относится к территориальному пространству, на котором физически разме­щены люди. Концентрация людей в пределах этого пространства дает основание для опре­деления общины.

Социальное деление и структура власти являются дополнениями к определению об­щины. Оба понятия влияют на распределение влияния, экономических ресурсов, статусы, привилегии принятия решений внутри общи­ны.

Социально-психологическое оп­ределение.

Существует несколько соци­ально-психологических подходов к проблеме общины. По одному из них под общиной имеется в виду объединение людей с общими интересами. Они испытывают чувства взаимосвязанности, взаимной принадлежности, основанные на разделяемых ими интересах, целях, потребностях, ценностях или общей деятельности. Это чувство единения создает общину.

Личностно-психологическая община, базирующаяся на индивидуальном подходе, представляет собой общину, осознаваемую отдельным ее членом с позиций отношения к другим членам как дружественному или враждебному, безопасному стабильному окружению и т. д. Это определение используется в области экологической психологии, или психологии окружающей среды. Исследования свидетельствуют о том, что дети склонны воспринимать общину в более узких рамках, чем взрослые. Это характерно и для представителей низшего класса по сравнению с представителями среднего и высшего классов.

Культурно-антропологическая точка зрения считает общину формой социального проживания в сфере определенных отношений, норм, традиций и поведения. Некоторые исследователи учитывают более широкую перспективу, определяя общину как местное общество со сложной системой взаимоотношений и моделей поведения.

Люди и территории.

Это демографический или экологический по своей природе подход к общине. Демография представляет собой статистическое исследование населения — рождений, смертей, подвижности, моделей его роста, различных изменений в группах с течением времени. С этой точки зрения община состоит из групп людей с присущими им указанными характеристиками. Экологический подход к общине предполагает изучение людей во взаимодействии с окружением. Он рассматривает воздействие окружающей среды на жизнь людей и социальную организацию, а также пространст­венное распределение индивидов и институтов.

Наши рекомендации