Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения.
В характере использования социальными работниками средств массовой информации можно выделить несколько тенденций. Усилия, предпринятые в целях использования газет для проведения гуманной социальной политики в конце века, вскоре были расширены и включили в себя также стремление организаций социальной сферы информировать население о своей деятельности (Э. Раутзан, 1920). С возникновением в 50-е годы цеха профессиональных социальных работников возникло и желание внедрить в общественное сознание точный и положительный образ профессионального социального работника (М. Глассер, 1958). Средства массовой информации рассматривались как важный способ обязательного взаимодействия с общественностью. Впоследствии социальные работники и социальные организации начали использовать радио, телевидение, газеты и журналы для внедрения форм самопомощи и проведения других профилактических мероприятий среди уязвимых слоев населения и в обществе в целом (М. Сандел и К. Шэйни, 1978; Р. Шлахтер,1980;Э. БроулииЭ. Мартинес-Броули, 1982). Многие социальные работники в настоящее время понимают, что с помощью взаимодействия со средствами массовой информации они могут информировать население, осуществлять связи с общественностью и проводить профилактические мероприятия. Средства массовой информации позволяют: 1) доводить до сведения общественности, в том числе ее влиятельной части, настоятельную необходимость полезных социальных программ; 2) предоставлять полную информацию о конкретных программах социального обслуживания, об их потребностях и проблемах; 3) разъяснять цели, особенности и деятельность социальных работников; 4) информировать общины о целесообразности тех затрат на соцобеспечение, которые могут предотвратить индивидуальные, семейные и общинные кризисы; 5) давать информацию о социальном и эмоциональном росте детей, подростков, родителей, престарелых и других групп населения и о способах помощи им; 6) обеспечивать полезной информацией людей, находящихся в стрессовых ситуациях: безработных, родителей-одиночек и переживающих потерю близких; 7) сообщать полезную информацию уязвимым группам населения, таким, как психически больные, нуждающиеся, одинокие старики и инвалиды; 8) разъяснять широкой публике, общинным организациям и возможным добровольным помощникам нужды уязвимых групп населения; 9) сообщать информацию, которая может помочь семьям, соседям и другим естественным помощникам конструктивно отвечать на потребности родственников и друзей, столкнувшихся с определенными проблемами; 10) сообщать информацию, полезную для групп само- и взаимопомощи; 11) поощрять создание групп само- и взаимопомощи, сообщая об их существовании и способствуя их поддержке со стороны общины (Э. Броули, 1983).
Общепризнано, что руководители современных социальных агентств обязаны рассматривать связи с населением как одну из своих первейших задач или по крайней мере обеспечивать выполнение этой функции какими-либо другими сотрудниками их организации (Р. Штейнер, 1977; Р. Патт, 1983). Такая деятельность не означает простое придание соответствующему агентству модного имиджа. Связи с населением способствуют повышению эффективности сферы услуг. Исходя из этого, М. Мирингоф (1980) подразделяет функции связи с общественностью на три основные категории: просвещение, расширение контактов и популяризацию.
Просвещение предполагает предоставление информации о типах проблем, которые решает организация: оно нацелено на то, чтобы как можно лучше информировать широкую публику относительно необходимости услуг, предоставляемых агентством. Общественность должна узнать о людях, которые пользуются услугами социальных агентств, и стремиться устранить факторы, создающие для этих людей проблемы. Просвещение часто содержит в себе элемент профилактики, например, пользуясь местными средствами информации, социальное агентство сообщает сведения, которые активизируют способности людей переживать перемены или справляться с другими стрессами.
Просвещение тем самым расширяет контакты агентства с общиной; вероятно, это должно приветствоваться общественностью, поскольку наглядно показывает, что данная организация предлагает услуги, повышающие жизнеспособность отдельных личностей, семей и общины. В прошлом социальные работники были склонны рассматривать контакты как средство информирования потенциальных клиентов об услугах, которые предлагает их организация, обычно с целью поощрить нуждающихся обращаться за этими услугами. Однако "поиск клиента" не является единственным способом установления контактов с населением. Эффективная программа установления контактов, рассчитанная на местные средства массовой информации, может помочь членам общины не только стать более осведомленными клиентами социальных служб, но и более полно использовать другие ресурсы общины, которые им доступны.
Популяризация — традиционное занятие администрации социального агентства. При обсуждении роли административного социального работника как толкователя и пропагандиста деятельности социальной организации и ее программ (У. Ричэн, 1980), например, конкретно иллюстрируется умелое использование руководителем средств связи с населением (включая эффективное использование средств массовой информации) для популяризации той или иной программы и интересов охватываемых ею клиентов.
В последнее время НАСР подвела некоторые итоги, с тем чтобы добиться лучшего освещения в газетах, на телевидении и по радио всех вопросов, важных для социальных работников, включая проблемы социальной политики. Крупнейшие проекты использования средств массовой информации включили в себя производство и распределение серии видеозаписей социальной работы, изображающих социальных работников в действии, серии объявлений по радио, издание учебника по вопросам связей с населением и комплектов рекламных материалов, рассчитанных на то, чтобы помочь отделениям НАСР активно и успешно пропагандировать свою деятельность. Возможно, что именно благодаря руководству и поддержке со стороны НАСР несколько ее отделений в штатах стали проводить собственные просветительные кампаний.
Отдельные социальные работники тоже обращаются к средствам массовой информации, чтобы выразить свою обеспокоенность последствиями некоторых политических акций, предупредить население об этих акциях и предложить общинам ответные конструктивные действия.
Другие социальные работники понимают, что в настоящее время некоторые люди проявляют повышенную обеспокоенность состоянием своего психического и физического здоровья и общественной активности и что многие готовы взять на себя ответственность за собственное физическое и психологическое благополучие. Эти работники (выступая в качестве служащих агентств, частных практиков или добровольцев) пытаются включить профилактическую деятельность в свою профессиональную практику в большей степени, чем в прошлом. Один из способов добиться этого заключается в том, чтобы предоставлять населению такую информацию, которая повысит их способность конструктивно реагировать на обычные проблемы повседневной жизни, на критические обстоятельства и перемены, которые могут случаться в их жизни. Ясно, что большое количество разных разных материалов в защиту гражданских прав и другая информация могут быть эффективно и умело доведены через газеты, радио и телевидение до индивидов и семей, а также до естественных помощников и групп самопомощи.
С целью осуществления этих функций организации социального обслуживания и социальные работники в той или иной форме сотрудничают со средствами массовой информации. Среди возможных форм их сотрудничества: 1) передача в местные средства массовой информации сведений о деятельности организации; 2) рассылка бюллетеней новостей в телеграфные агентства для публикации, передачи по радио; 3) письма к редакторам газет и журналов; 4) рассылка фотографий (с подписями) в газеты и журналы; 5) сообщения по телефону в службы новостей радио, телевидения и печати интересных новостей; 6) сообщения по телефону службам новостей печатных изданий, радио и телевидения комментариев по вопросам, поднятым в новостях; 7) рассылка объявлений социальной службы радио- и телевизионным станциям; 8) очерки для газет и журналов; 9) тематические и редакционные статьи для газет и журналов; 10) выступление в качестве источника информации для журналистов печатных изданий, радио и телевидения; 11) подбрасывание идей журналистам печатных изданий, радио и телевидения; 12) организация интервью с сотрудниками социальных агентств для программ новостей радио и телевидения; 13) договоренность о передаче по радио и телевидению сообщений об организации, программе или проблеме, затрагиваемых в радио- и телевизионных программах по социальным вопросам; 14) проведение пресс-конференций для представителей средств массовой информации; 15) предложение тем для редакционных статей работникам прессы и телевидения; 16) передача по радио и телевидению редакционных посланий и опровержений; 17) подготовка комментариев или вопросов для программ новостей, передаваемых по радио и телевидению; 18) регулярная публикация газетных статей по конкретным темам; 19) обращение к местным телевизионным и радиостанциям с просьбами о финансировании мероприятий или кампаний по информированию широкой публики.
Текущие проблемы.
Вероятно, самые важные проблемы таковы: 1) неудобство, которое испытывают социальные работники и организации социального обслуживания в связи с освещением их деятельности и в целом вниманием к ним средств массовой информации; 2) скептицизм по отношению к объему и характеру программ о социальном обслуживании; 3) воздействие, если таковое вообще оказывается, материалов средств массовой информации на широкую публику.
Прежде всего понятие "реклама" имеет для многих социальных работников отрицательный оттенок. Многие из них связывают различные способы рекламы с ловкостью, коммерцией, неискренностью и созданием привлекательных образов для плохих продуктов или людей. Некоторым социальным работникам не нравится "трубить о себе", и в большинстве своем они согласны, что "добрые дела говорят сами за себя". Однако в последнее время профессионалы начинают приходить к выводу о том, что эффективная связь с населением жизненно важна для целей социальной службы и что средства массовой информации могут играть важнейшую роль в этом процессе.
Другая проблема связана с тем, насколько хорошо средства массовой информации способны обслуживать сеть социальных организаций. Сомнения вызваны коммерческой ориентацией радио и телевидения. Этот Сложный вопрос не может быть рассмотрен здесь достаточно полно. Однако правильно будет сказать, что корпоративная природа и коммерческое финансирование средств массовой информации ограничивают объем и способы освещения деятельности социальных работников и организаций социальной службы. В то же время, несмотря на эти ограничения, средства массовой информации предоставляют возможности для передачи материалов, имеющих колоссальную ценность для служения людям. Эти возможности не следует упускать.
Последняя проблема связана с коммуникативной эффективностью средств массовой информации. Прежде чем тратить свое по минутам расписанное время и другие ресурсы на коммуникацию с помощью средств массовой инфорации, социальные работники должны знать, каких результатов можно ожидать от этих усилий. На определение эффективности нацелены научные исследования в области средств массовой информации.
Изучение воздействия средств массовой информации пошатнуло чрезмерный оптимизм в отношении процесса коммуникации и поведения людей. Соответствующие исследования имели результатом весьма скептические выводы о влиянии средств массовой информации вообще (Р. Бауэр, 1961); они также умерили оптимизм людей, интересовавшихся проблемами информации о состоянии здравоохранения, образования и других сфер социального обслуживания, относительно результатов усилий средств массовой информации. Волей-неволей пришлось сделать вывод, что "продажа здоровья отличается от продажи сигарет или мыла" (У. Гриффитс и А. Кнутсон, 1960). Одной из главных ошибок первых кампаний социальных работников по информированию общественности с помощью средств массовой информации, а также исследований с целью оценки их воздействия была предпосылка, согласно которой информация оказывает прямое воздействие на ее предполагаемых потребителей. Эта модель массовой коммуникации уступает место более серьезным подходам, признающим сложность участвующих в коммуникации познавательных (когнитивных) процессов (Б. Дервин, 1981). Более отчетливо начинают вырисовываться факторы, которые должны приниматься в расчет при составлении эффективных сообщений для средств массовой информации (Г. Мендельсон, 1973; К. Эткин, 1981).
Действительно, стали часто встречаться сообщения о примерах успешных просветительных кампаний (С. Тэплин, 1981; П. Паска и др., 1979; Н. Маккоби и Дж. Фаркуар, 1975; Н. Маккоби и др., 1977).
В сущности, исследователи признают, что средства массовой информации играют немаловажную роль в нашей жизни, но эта роль не является обязательно и главным образом непосредственно причинной. Их влияние "чаще всего идет по линии укрепления существующих убеждений и мнений и не направлено на изменение последних". Сообщения средств массовой информации наиболее убедительны в тех случаях, "когда мнения у людей еще не сформулированы окончательно" (Дж. Бад и Р. Маккрон, 1981).
Ясно, что "продажа идеи братства" и "продажа идеи здоровья" отличаются от продажи товаров потребления. Становится также ясно, что действительно возможно "продавать здоровье", "не продавать болезни" или же заниматься другими формами так называемого социального маркетинга через средства массовой информации, если имеется ясное представление как об ограниченности, так и о потенциальных возможностях этих средств. Социальные работники и представители других профессий, оказывающие помощь людям, начинают понимать и использовать имеющиеся в большинстве общин возможности обращения к средствам массовой информации, как дополняющим их деятельность по обслуживанию населения.
По мере того как американское общество приобретает все более информационный характер, социальные работники все лучше понимают значение средств массовой информации. Отмечая, что "потенциал использования социальными работниками средств массовой информации еще почти не затронут", Т. Уолц и Ф. Гоффман (1982) и другие авторы предсказывают гораздо более значительную активность социальных работников в этой области в предстоящие годы.
Эдвард Броули.
См. также: Профессия социального работника: современные требования; Территориальная община: социальные действия.
• Atkin С. А: (1981). Mass Media Information Campaign Effectiveness. In: R. E. Rice, W.J.Paisley (Eds.). Public Communication Campaigns (p. 265—279). Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Bauer R. (19*64). The Obstinate Audience: The Influence Process From the Point of View of Social Communication. American Psychologist, 19(5), 319—328. • Brawley E. A (1983). Mass Media and Numan Services: Getting the Message Across. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Brawley E. A.,Martinez-Brawley E. E. (1982). The Rural or Small Town Newspaper as a Medium for Social Workers' Community Education and Prevention Efforts. In: L. С Morris (Ed.). Dignity, Diversity, and Opportunity in Changing Rural Areas (p. 3—15). Columbia: University of South Carolina College of Social Work. • Budd J., McCron R. (1981). Health Education and the Mass Media: Past, Present and Potential. In: D. S. Leathar, G. B. Hastings, J. K. Davies (Eds.). Health Education and the Media (p. 33—43). London, England: Pergamon Press. • Dervin B. (1981). Mass Communicating: Changing Conceptions of the Audience. In: R. E. Rice, W. J. Paisley (Eds.). Public Communication Campaigns (p. 71—87). Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Glasser M. A. (1958). Public Attitudes Toward the Profession: What Shall They Be?— NASW News, 3(4), 7—10. • Griffiths W., KnutsonA. (1960). The Role of the Mass Media in Public Health.— American Journal of Public Health, 50(4), 515—523. • Maccoby N.. Farguhar J. W. (1975). Communication for Health: Unselling Heart Disease.— Journal of Communication, 25(3), 114—126. • Maccoby N., et al.(1977). Reducing the Risk of Cardiovascular Disease: Effects of a Community-Based Campaign on Knowledge and Behavior.— Journal of Community Health, 3(2), 100—114. • Mendelsohn /f.(1973). Some Reasons Why Information Campaigns Can Succeed.— Public Opinion Quarterly, 37(1), 50—61. • Paisley W.J. (1981). Public Communication Campaigns: The American Experience. In: R. E. Rice, W.J. Paisley (Eds.). Public Communication Campaigns (p. 15—40). Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Patti R. J. (1983). Social Welfare Administration: Managing Social Programs in a Developmental Context. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • President's Commission on Mental Health. (1978). Report to the President. Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. • PuskaP., et. al. (1979). A Comprehensive Television Smoking Cessation Programme in Finland.— International Journal of Health Education, 22(4),supplement. • RichanW. С (1980). The Administrator as Advocate. In: F. D. Perlmutter, S. Slavin (Eds.). Leadership in Social Administration (p. 72—85). Philadelphia: Temple University Press. • Routzahn E. G-(1920). Elements of a Social Publicity Program. N. Y.: Russel Sage Foundation. • Schlachter R. H. (1980). The Use of the Media in Mental Health (SCAN Document No 31001620980). Wash., D. C: National Conference on Social Welfare. • SteinR. (1972). Media Power: Who II Shaping Your Picture of the World. Boston: lloughton Mifflin Co. • Steiner R. (1977). Managing the Human Servace Organization: I rom Survival to Achievement. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • SundelM., Schanie Q.F. (1978). Community Mental Health and Mass Media Preventive Education: The Alternatives Project.— Social Service Review, 52(2), 297—306. • Taplin S. (1981). Family Planning Communication Campaigns. In: R. E. К ice, W.J. Paisley (Eds.). Public I Communication Campaigns (p. 127—142).Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Wells A. (Ed.) (1972). Mass Media and Society. Palo Alto, Calif.: National Press Books.
СТАТИСТИКА. См. Измерения в социальной работе.
СТРАХОВАНИЕ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ. См. Пожилые и престарелые: социальное обслуживание; Социальное страхование.