Другие виды социальных услуг.
Контрактная система стала важным средством осуществления социальной политики. Службы по созданию рабочих мест и профессиональному обучению, например, всегда отличались плюралистическим подходом. В этой области федеральное правительство оказывало прямую поддержку самым разным государственным некоммерческим и коммерческим организациям. Основные спонсоры также делали акцент на частные агентства и организации, существующие на общественной основе, для реализации программ по профессиональному обучению и оказанию вспомогательных социальных услуг.
Социальное обеспечение на контрактной основе, как правило, связано с заключением сделок с добровольческими агентствами. Правительство наряду с этим закупает большой объем услуг и у коммерческих фирм. Так, Корпорация исправительных учреждений обслуживает лагеря для перемещенных лиц при Американской службе иммиграции и натурализации. Несколько муниципальных округов в Калифорнии наняли частные фирмы для обслуживания окружных больниц. Корпорация "Контрол дейта" обеспечивает профессиональное обучение для штата Миннесота.
Коммерческие фирмы затронули и самую традиционную социальную сферу деятельности — социальное обеспечение детей. Например, коммерческие организации, финансируемые за счет государственных фондов, являются единственным источником по организации ухода за ребенком в дневное время и дневного лечения.
Государственные обязательства перед службами для физически недееспособных людей также реализуются в значительной мере через контрактные системы. Речь идет об использовании частных лиц в целях оказания различных услуг, включая физиотерапию, обучение на рабочем месте, домашний уход, профессиональную психотерапию. При организации обслуживания клиентов, особенно при решении проблемы социального обеспечения ребенка в случае инвалидности, агентства полагаются на государственных сотрудников в проведении анализа и оценки, определении потребностей и организации обеспечения услугами, многие из которых предоставляются на контрактной основе.
Преимущества и недостатки.
В условиях, когда правительство считают причиной, а не врачевателем социальных болезней, основным приоритетом для тех, кто делает политику, стал поиск альтернатив государственным службам. Организации на общественной основе, многие из которых уходят корнями в этнические, расовые движения и движения самопомощи, являются решительными сторонниками контрактной системы с добровольческим сектором. Даже сторонники "государства всеобщего благосостояния" соглашаются с тем, что правительство исчерпало свои возможности по части многочисленных направлений социальной политики и сейчас должно больше привлекать возможности общества. Вместе с тем практически отсутствуют попытки выявить характерные особенности такого положения дел и влияние сделок по покупке услуг на уровень социального обеспечения. Следует учесть, что имеющаяся в распоряжении информация о контрактной системе в области социального обеспечения носит недостаточный характер, во многом из-за значительных трудностей измерения и оценки его результатов.
Преимущества контрактной системы для государственной администрации.
Множество практических соображений часто заставляет руководителей государственных структур покупать услуги у посторонних продавцов. Они обычно различают четыре основные причины заключения контракта: гибкость, низкая себестоимость, профессиональная компетенция и эффективность в работе с клиентурой.
Гибкость. Контрактная система дает государственным органам гибкое средство для обхода строгих административных и бюджетных регламентаций. Кроме того, правительственным агентствам легче получить фонды под заключение новых контрактов о покупке услуг, чем для найма штата государственных служащих. Также намного легче не продлевать контракт после его истечения, чем отменить существующие правительственные программы.
Низкая себестоимость.Контрактная система часто рассматривается как средство оптимального расходования ограниченных ресурсов, ибо купленные услуги, как правило, более дешевы, чем те, которые предоставляются государственными службами. Используя добровольческие агентства, правительство может без значительных капиталовложений предлагать различные виды услуг — стационарный и дневной уход за взрослыми и детьми, развитие трудотерапии и т. п. Широко бытует мнение, что стоимость услуг добровольческих агентств также ниже стоимости услуг, предоставляемых государственными службами. Цены добровольческих организаций часто также ниже по сравнению с соответствующими ценами правительственных структур, так как у них меньше дополнительных льгот и более умеренная оплата труда.
Профессиональная компетенция.Правительственные агентства часто используют добровольческие организации для специализированных услуг или привлекают их персонал для обслуживания клиентов, перед которыми государство несет ответственность. Это особенно касается таких областей, как дневной уход за взрослыми, стационарный уход, мастерские для умственно отсталых и нервнобольных, приюты для жертв семейной жестокости.
Эффективная работа с клиентурой.Частные агентства обеспечивают новые возможности для работы со сложными группами населения. Так, определенное число бывших психически больных никогда по доброй воле не приходят на лечение, что во многом отражает их нежелание иметь дело с правительственными службами. К тому же государственные программы часто плохо оснащены средствами быстрого реагирования на нужды и обстоятельства таких отклоняющих услуги клиентов. По указанным причинам и вследствие того, что эти клиенты в основном являются представителями этнических и культурных меньшинств с низким доходом, те, кто разрабатывает государственную политику, чаще всего рассчитывают на обеспечение такого рода социальных услуг за счет альтернативных агентств. Используя популярность и удачное расположение организаций, пользующихся этнической и расовой поддержкой на уровне соответствующего микрорайона, государственные органы могут более эффективно обслуживать нуждающих ся клиентов.
Недостатки контрактной системы для государственной администрации.
Государственная администрация наряду с положительными сторонами видит и множество недостатков в контрактных услугах. Особенно это касается отсутствия подотчетности, неадекватности менеджмента частного агентства, общественного прессинга в пользу этих агентств и их сопротивления требованиям государства.
Отсутствие подотчетности.Контракт часто влечет за собой проблемы подотчетности в отношении как финансовых средств, так и реализации программы в соответствии с требованиями стандартов. Акцент частных агентств на конфиденциальность клиентов может помешать государственным органам собрать необходимую информацию для надзора за программой. Хотя чиновники часто отдают должное преимуществам добровольческих агентств, они обычно не могут избежать дилеммы, заложенной в контрактных отношениях, между адекватным исполнением и стоимостным (в долларах) соответствием предоставляемых услуг, непосредственного контроля над которыми у них нет.
Неадекватность менеджмента. Контракт-агентства часто плохо управляются, и при этом не всегда бывает ясно, что является причиной этого — невежество, отсутствие компетенции или сознательное невыполнение требований. Государственные чиновники нередко сообщают, что частные агентства нарушают бюджетный учет, допуская неточности в расходных статьях; используют в штате членов семьи и других людей, не обладающих необходимой квалификацией; неадекватно учат и осуществляют надзор и не имеют данных о ключевых программных элементах.
Общественный прессинг.Государственные чиновники также жалуются на неоправданный прессинг со стороны продавцов услуг, клиентов и их адвокатов. Есть мнение, что выбор контракт-агентства часто отражает лоббистскую поддержку. Прессинг в отношении широкомасштабного распределения контрактных фондов среди этнических организаций или на уровне микрорайона может, в свою очередь, превратить контракт в "доходное место" в ущерб интересам общества.
Сопротивление требованиям.Государственные чиновники часто выражают неудовлетворение и по поводу попыток со стороны продавцов услуг уклониться от выполнения контрактных обязательств. Сопротивление существует на всех фазах коммерческой сделки — от приема до оценки, от составления бюджета до набора штата. Продавцы услуг могут игнорировать необходимость принимать любых клиентов или, наоборот, требование принимать только тех из них, кто соответствует установленным стандартам. Частные агентства упрекают также в том, что они неохотно определяют цели лечения, принимают на работу лишь определенный тип персонала и не проводят качественную проверку клиентов на предмет их соответствия предлагаемым услугам.