Социальные технологии и нововведения.
Нововведения в социальных службах являются предметом научных исследований. Среди новых подходов можно назвать, например, социальные исследования и развитие, исследования программ, исследование процесса решения проблем, экспериментальные социальные нововведения, эволюционные исследования, исследования в области создания методик и построения моделей, исследование оценок; но основное внимание направлено на способы совершенствования деятельности социальных служб.
Определение.
Эволюционное исследование состоит из анализа сложившегося положения вещей, разработки, развития и оценки нововведений в социальном обслуживании. Эти нововведения включают в себя технологию работы социальной службы, т. е. те специальные средства, которые необходимы для социальной работы. Социальная работа, конечно, представляет собой нечто большее, чем социальная технология, и все же работа социальных служб ведется посредством социальных технологий. Именно с этими технологиями имеет дело эволюционное исследование, и продуктами такого исследования являются новые технологии.
Существует много типов технологий социальной работы. Самыми общими из них являются методы экспертного оценивания (например, руководства для проведения интервью практическими работниками); методы вмешательства (службы знакомств); программы обслуживания (агентство по усыновлению) ; организационные структуры (децентрализованные офисы); системы обслуживания (местные агентства психического здоровья); политика социального обеспечения (политика специальной администрации президента). Не столь часто упоминаются такие технологии, как создание чисто физических условий для клиентов (например, архитектура дома для престарелых), применение электромеханического оборудования (внутреннего телевидения), использование информационных систем (компьютеры для обеспечения сохранности документов).
Модель эволюционного исследования.
Модель эволюционного исследования в идеале должна быть применима к самым разным способам развития технологии социальной работы. Фазам разработки и развития должен предшествовать анализ, за фазой развития — следовать фаза оценки, а затем — фазы распространения и внедрения. Первые четыре фазы, включающие анализ, разработку, развитие и оценку, и определяются здесь как эволюционное исследование. Фаза оценки соответствует тому, что обычно называют исследованием оценки. Две другие фазы — распространение и внедрение — в большей степени относятся к использованию нововведений, они называются утилизацией исследования. Полный цикл и последовательность фаз и стадий называются эволюционным исследованием и утилизацией.
Важным компонентом каждой фазы являются операциональные шаги, или стадии, включающие ряд специфических действий. Большая часть стадий модели относится непосредственно к эволюционному исследованию. Модель предусматривает также ряд существенных условий или реальных объективных предпосылок, связанных с фазами и результатами осуществления стадий, большая часть этих материальных условий касается выхода исследования в реальный мир. Они показывают, каким образом реальные выходы исследования связаны с процессом развития и использования. Усилия конкретного работника или рабочего коллектива, решающего задачу развития, могут быть направлены только на один ограниченный аспект этого процесса, могут охватывать несколько взаимозависимых фаз, или стадий, или в редких случаях могут охватывать все фазы, продвигаясь постепенно от предыдущей к последующей, от начала — к концу.
Фаза анализа.
Наличие проблемы еще не означает, что есть основания для развития технологии социальной службы. Профессионалы и общественность должны убедиться в том, что проблема заслуживает внимания, что ее можно проанализировать и идентифицировать (стадия 1).Так, несмотря на то что насилия над детьми случались и раньше, тем не менее подобные явления, в частности избиение детей, стали важной социальной проблемой исключительно благодаря усилиям небольшой группы встревоженных врачей. Рентгенологи еще в 40-х и 50-х годах отмечали множественные переломы костей у очень маленьких детей, но профессионалы социальной работы и общественность стали заниматься этой проблемой только начиная с 1961 г. Тогда исследователи Денверского медицинского центра в Колорадо ввели в обиход эмоционально заряженный диагностический термин — "синдром избиваемого ребенка". Другая задача анализа заключается в определении того, возможно ли разумое вмешательство, и если оно возможно, то следует ли его предпринимать (стадия 2, обзор состояния методов решения) , после чего дается практическая оценка предлагаемых методов развития (стадия 3, изучение осуществимости). Успешным завершением фазы анализа становится принятие решения о возможности или невозможности (целесообразности) осуществить вмешательство.
Фаза разработки.
Нейтральным моментом нововведения является изыскание подходящей технологии социальной работы. Термин "разработка" означает здесь плановое и систематическое применение соответствующей научной, технической и практической информации для создания и соединения воедино нововведений, отвечающих целям вмешательства социальной службы.
Изменения не обязательно должны быть полностью новыми, чтобы их можно было охарактеризовать как нововведения. Нововведениями можно считать изобретение новых технологий (например, новый инструментарий экспертного оценивания), адаптацию существующих технологий, их изменение (например, модификация инструментария экспертного оценивания работы со взрослыми для использования его в работе с детьми), новые сферы применения существующих технологий, что часто называют технологическим переносом (например, использование научного инструментария для практических оценок), и, наконец, освоение уже существующего метода другой группой пользователей.
Несмотря на то что разработка является отчасти искусством и предполагает открытие нового и неизведанного, фаза разработки состоит в постановке ряда проблем, для анализа которых имеются систематизированные и упорядоченные приемы. Фаза разработки включает ряд составляющих, каждая из которых может рассматриваться как стадия всего процесса разработки. Сюда входит определение целей и направленности нововведений, установление потребности в нововведении, определение проблем, возникающих в ходе разработки, выбор источников информации, сбор и обработка информации, поиск и отбор альтернативных решений, соединение воедино компонентов разработки, доводка нововведения в реальных условиях, решение процедурных вопросов его применения или описание способа использования нововведения (стадии 4—12). Успешное исполнение каждой из этих стадий увеличивает вероятность того, что нововведение будет отвечать задачам социальной службы, для решения которых оно было разработано.
Фаза развития.
Если нововведение создается в течение фазы разработки, то фаза развития — это процесс применения и пробного исследования нововведения, проверки его адекватности и в случае необходимости процесс его доводки или переработки. Пробное использование означает применение нововведения на практике для того контингента клиентов, для которого нововведение предназначалось. Эволюционное тестирование — это выполняемый в соответствии с определенными правилами процесс проверки, доводки и переработки нововведения. Эволюционное тестирование напоминает практическое тестирование промышленных и научных исследований и разработок. Основное внимание в обоих случаях уделяется надежности нововведения, условиям, необходимым для его использования, а также его целесообразности.
Основная работа в фазе развития состоит в формулировании плана развития, в котором необходимо определить объем работ и выборку, на которой они должны будут производиться; состав и последовательность операций, подготовить условия для пробного использования и тестирования. Выполнение этих стадий (стадии 13—15) завершает эволюцию нововведения.
Фаза оценки.
Методы оценки в эволюционных исследованиях вобрали в себя многое из общепринятой методологии социальной науки и исследования оценок. Эта фаза является составной частью процесса, где за развитием следует оценка, исходя из которой происходит дальнейшее развитие нововведения и которая в конечном счете дает основу для его распространения и внедрения.
Оценочная деятельность состоит в основном из формулировки плана оценки и его выполнения (стадии 16—17). Оцениваются эффективность, продуктивность, затраты, удовлетворение пользователя, и на последующих стадиях (полевые исследования) определяется степень удовлетворительности результатов при нормальных рабочих условиях. Если фаза оценки в целом приводит к положительным результатам, это означает, что исследование дало готовое к использованию нововведение.
Фазы распространения и внедрения.
Эти фазы заключаются в подготовке необходимых материалов, распространении нововведения среди потенциальных пользователей и применении его пользователями (стадии 18—20).
Источники информации.
Эволюционные исследования черпают ресурсы для технологического развития из многих областей: из фундаментальных и прикладных исследований, научных технологий, технологий смежных областей, законодательной политики, из местных нововведений, практики, личного и профессионального опыта.
При решении задач, возникающих в ходе разработки, может оказаться полезным обращение к одному основному или нескольким источникам. Поскольку информация, полученная из этих источников, как правило, не может быть использована при разработке в сыром виде, ее необходимо предварительно переработать, с тем чтобы она могла быть включена в процесс разработки. Переработка информации позволяет практически использовать разработки законодательной политики, профессиональный и личный опыт, а так же знания в области соответствующих исследований и внедрения ранее разработанных технологий.
Методики.
В эволюционных исследованиях находят применение разнообразные инструментарии и методы, часть из которых упоминалась выше в описаниях фаз и стадий. Например, анализ задачи представляет собой методику, которая может быть использована при анализе поведенческих связок, с тем чтобы выделять компоненты поведения, необходимые для достижения заданных целей. В числе других можно назвать методы критических ситуаций, оценки потребностей, схемы потоков, матричные методы, таблицы решений, поиска и обзора информации, а также эвристические методы и технические приемы обработки информации.
Иллюстрирующий пример.
Примером может служить эволюция в лечении неконтактных лиц, злоупотребляющих алкоголем, — односторонняя семейная терапия. В ходе исследования сотрудничающий с социальным работником клиент, не являющийся алкоголиком, оказывает положительное реабилитационное влияние на своего много пьющего и отказывающегося от лечения партнера. В течение пяти лет деятельность в рамках каждой фазы производилась в обрисованной выше последовательности.
В фазе анализа еще до того, как проект получил финансовую поддержку, была выбрана и проанализирована задача общения с неконтактным, злоупотребляющим алкоголем лицом с помощью сотрудничающего супруга. На стадии обзора ситуации была рассмотрена литература, касающаяся участия супругов в лечении, проведены консультации со специалистами по алкоголизму с целью выявить используемые в настоящее время приемы лечения супружеских пар, а также определить потребности в новых методах лечения. Было установлено, что проект осуществим технически и во временном отношении.
Первым результатом фазы разработки была формулировка рабочей концепции для злоупотребляющих алкоголем, послужившая основой дальнейшей эволюции. Разработка и развитие осуществлялись в основном одновременно. Была подобрана достаточно репрезентативная группа, состоявшая приблизительно из 25 сотрудничающих супругов неконтактных алкоголиков. Лечение проводилось группой практиков-исследователей, причем работа с супругом велась согласно принципу эволюции с целью улучшить и расширить арсенал средств путем систематического пробного использования и эволюционного тестирования нововведений.
Разработанная программа лечения состояла из шести основных частей: направленность лечения, клиническая оценка, влияние роли супруга (например, поддержание супружеских отношений, нейтрализация старой системы влияний), воздействие, направленное на злоупотребляющего алкоголем, через посредничество супруга (например, запрограммированная конфронтация с пьющим супругом, запрограммированные требования и помощь в поддержании трезвости), воздействиe, направленное на сотрудничающего супруга (например, расторжение обязательств), и его поддержка (например, обучение предотвращению рецидива).
Часть супружеских пар участвовала в проекте в течение четырех—шести месяцев, часть же находилась в условиях долговременного лечения. До и после лечения, а также через 6 и 12 месяцев проводилось 20 оценочных проб. Характеризуя результаты, можно отметить, что две трети злоупотребляющих алкоголем стали меньше пить или же стали лечиться от алкоголизма. Результаты оценки подтвердили перспективность подхода и показали важность проведения систематических экспериментальных оценок в последующих исследованиях.
Выводы.
Эволюционные исследования создают условия для формирования полезной методологии в дополнение к общепринятым методам исследования. Однако они не могут увенчаться успехом без соответствующих перемен в проведении исследований, в практике и обучении профессиональных социальных работников.
Эдвин Дж. Томас.
См. также: Долговременное наблюдение в социальных исследованиях; Измерения в социальной работе; Исследования в социальной работе; Оценка социальных программ.
'Thomas E.J. (1978a). Generating Innovation in SociaLWork: The Paradigm of Developmental Research.— Journal of Social Service Research, 2(1), 95—116. • Thomas E. J. (1978b). Mousetraps, Developmental Research and Social Work Education.— Social Service Review, 52(3), 468—483. • Thomas E. J. (1984). Designing Interventions for the Helping Professions. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications.