Проблемы социального обслуживания.
Действенная система социального обслуживания должна существенно отличаться от нынешней — фрагментарной и неадекватной. Новая система должна характеризоваться рядом принципиальных моментов.
Сбалансированность и целостность — необходимые качества системы, эффективно справляющейся с кризисами. Угроза новых кризисов и сообщения об отчаявшихся людях привлекают внимание средств массовой информации и различных спонсоров. Кампания по защите детей от плохого обращения в семье в 70-е годы встряхнула систему детского социального обеспечения, которая, несомненно, не уделяла должного внимания этим сторонам жизни. Шумиха, поднятая в связи со случаями насилия в семье, выявила недостатки в системе служб семьи. Но были здесь и издержки: стремление рассматривать проблемы вне неотрывного от них контекста, драматизировать ситуацию и вызвать сенсацию, не заботясь о статистике и об установлении границ явления. Если же целью системы действительно является профилактика — принятие мер до того, как возникли проблемы правонарушений несовершеннолетних, насилия, пренебрежения детьми, побегов из дома и др., — то очевидна необходимость в более широком спектре действий со стороны служб семьи. Более широкий подход к семьям и семейным кризисам предполагает соответствующий выбор мер. Полезны также благонамеренные инициативы политических или государственных деятелей, которые хотят позаботиться о данной категории населения. Однако интегрированные системы, которые охватывают различные группы семей, имеющих проблемы, и расширяют круг оказания помощи, скорее обеспечат принятие разнообразных мер, более эффективный подход ко всем членам семьи и их потребностям, нежели отдельные действия в каждом отдельном случае.
Система постоянной социальной поддержки в противовес экспериментальным программам.
Свидетельства о новых кризисах не обеспечивают серьезных или постоянных капиталовложений. Даже когда необходимость принятия срочных мер очевидна, конгресс обычно голосует за весьма умеренное субсидирование, предусматривающее исследование проблемы и экспериментальные программы. Иногда, как, например, в случае плохого обращения с детьми, деньги выделяются также на просветительную деятельность, изучение положения дел и создание банков информации. Начальный этап осуществления любой программы всегда впечатляет: генерируется энергия, стимулируется появление новых идей, разрабатываются новые методы. Внимание общественности отвлекается от менее субсидируемых программ. В кампанию втягиваются профессиональные ассоциации и учебные заведения. Проблема обретает очертания. Но затем возникает противодействие: внезапно ощущается нехватка средств. Заканчиваются трех- и пятилетние программы, проекты умирают, и финансирование переключается на другую проблему.
В последние два десятилетия неоднократно приходилось наблюдать расцвет и упадок многочисленных программ в области социальной поддержки. Пора наконец извлечь из этого уроки: исследования и экспериментальные программы оправданы как начало, первый шаг, но не как социальная стратегия в целом. Если программы планируются без учета последующих этапов, то они неизбежно сокращаются. Лишь незначительное число программ получают повторное финансирование. Изредка средства на продолжение программ выделяют местные органы власти, но в большинстве случаев после прекращения федерального финансирования прекращается и местное. В 80-е годы в русле политики, проводимой администрацией Р. Рейгана, урезали даже экспериментальные программы, так что потери социальных служб очень велики. Общая сумма средств, выделяемых на исследования и экспериментальные программы, покрывает лишь малую часть потребностей. Во многих районах сколько-нибудь существенные программы не реализуются.
Необходимо понять, что экспериментальные программы действенны лишь тогда, когда предусматривают систематическую оценку результатов и их воплощение в постоянные программы. Лица, наблюдающие за схемой разработки экспериментальных программ, видят два возможных пути их реформирования: во-первых, более широкую законодательную базу, которая с самого начала предписывала бы, каким образом экспериментальный проект будет преобразован в систему социальных услуг, и, во-вторых, законодательное обеспечение в целом всех систем социального обеспечения, которые были бы стандартизированы, охватывали бы всю страну и организовывались бы таким образом, чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности.
Службы развития и социализации.
Как уже отмечалось, система ориентированных на семью социальных служб, оказывающих поддержку "нормальным" семьям для удовлетворения их "нормальных" потребностей, могла бы решить многие из обсуждаемых здесь проблем. Более того, поскольку люди испытывают затруднения при обращении в органы, специализирующиеся на таких унижающих человеческое достоинство проблемах, как насилие или плохое обращение, система социальных служб могла бы обеспечить доступность свободной от унижения поддержки в виде консультаций, практической помощи или другого содействия. Такое содействие обеспечивало бы развитие и социализацию семьи и личности. Если подобная система будет функционировать, то можно предположить, что центры социальных услуг будут создаваться под руководством социальных работников и подходить к проблемам семьи целостно, сочетая изучение проблем с оказанием конкретных услуг. Организации подобного рода могли бы иметь специализированные отделы, занимающиеся специфическими потребностями, трудностями и проблемами семьи и личности. Здесь возможны самые различные варианты общественного и частного попечительства и разнообразные механизмы финансирования.
Выбор стратегий.
Программы, о которых говорилось выше, финансируются самыми разнообразными путями и на основе многих противоречивых принципов: в финансировании участвуют федеральные власти, местные органы, распространено смешанное финансирование и т. д. Путаница в этом вопросе препятствует разработке разумных программ на государственном или местном уровнях и не дает возможности координировать или создавать базовые службы. Опыт предыдущих десятилетий говорит о том, что в обществе, где постоянно перераспределяются роли государственного, общественного и частного секторов различного уровня, процесс выбора никогда не завершается. Основные сферы социальной политики, проблемы которых необходимо учитывать и о которых уже говорилось, — доходы, жилье, занятость и т. п. — затрагивают всю нацию, и, соответственно, только федеральное правительство способно их финансировать. Точно так же всеобъемлющие, эффективные местные социальные службы требуют наряду с использованием местных источников частичного федерального финансирования. Разносторонняя система социальных услуг должна отражать все разнообразие типов семей, их образа жизни, потребностей и быть способной решать возникающие проблемы. Поддерживаемая всем обществом социальная политика, финансируемая частично федеральным правительством, и определенные программы и социальные услуги, субсидируемые федеральными и местными властями, могли бы обеспечить существование общенациональных и местных социальных структур, разнообразных по направленности и видам социальной поддержки различных слоев и групп населения.
Альфред Дж. Канн.
См. также: Безработица и неполная занятость; Голод и недоедание; Дети, страдающие от плохого обращения.
• AndrewsF. M., Withey S. В. (1976). Social Indicators of Well Being: Americans' Perceptions of Life Quality. N. Y.: Plenum Press. • Bawden D.L. (Ed.). The Social Contract Revisited. Wash., D. C: Urban Institute. • Campbell A., Convene P. E. (Eds.). (1972). The Human Meaning of Social Change. N. Y.: Russell Sage Foundation. • Campbell A., Converse P. E., Rogers W. L. (1976). The Quality of American Life. N. Y.: Russell Sage Foundation. • Cherlin A. J. (1981). Marriage, Divorce, Remarriage. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. • EtzioniA. (1976). Social Problems. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Furstenberg F. (1976). Unplanned Parenthood: The Social Consequences of Teenage Childbearing. N. Y.°. Macmillan. • Gelles R. J. (1978). Violence Towards Children in the United State.— American Journal of Orthopsychiatry, 48(4), 580—592. • GerbnerG., et al. (1980). Child Abuse: An Agenda For Action. N. Y.: Oxford University Press. • Hovda P. (1977). Child Welfare: Child Abuse. In: J. B. Turner (Ed.). Encyclopedia of Social Work (17th ed, p. 125— 129). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • KahnA./. (1963). Planning Community Services for Children in Trouble. N. Y.: Columbia University Press. • KahnA. J., Kamerman S. B. (1980). Personal Social Services and the Future of Social Work. In: K. Dea (Ed.). Perspectives for the Future: Social WorkPracticelnthe '80s (p. 229—241). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Kahn A. J., Kamerman S. B. (1982). Helping America's Families. Philadelphia, Pa.: Temple University Press. • Kamerman S. B. (1985). Young, Poor, and a Mother Alone: Problems and Possible Solutions. In: H. McAdoo, Т. М. J. Parham (Eds.). Services to Young" Families (p. 1—38). Wash., D. C: American Public Welfare Association. • Kamerman S. В., Kahn A. J. (1976).Social Services in theUnited States. Philadelphia, Pa.: Temple University Press. • Masnick C, Bane M. J. (1980). The Nation's Families: 1960—1980. Cambridge, Mass.: Joint Center for Urban Studies. • McGowan В., MeezanW. (Ed.). (1983).ChildWelfare.Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers. • Moore К А., Burt M. R. (1982). Private Crisis, Public Cost: Policy Perspectives on Teenage Childbearing. Wash., D. C: Urban Institute. • MulfordR. M. (1977). Protective Services for Children. In: Encyclopedia of Social Work (17th ed., p. 1115—1121). Wash., D. C: National Associations of Social Workers. • NewYorkState Department of Social Services (1984). Homelessness in New York State. Unpublished report, Albany, N. Y. • Opinion Roundup: The Factor of (Everyday) Life. (1984). Public Opinion, 7(August—September), 21—37. • Polit D. F., Kahn F. R., Stevens D. W. (1985). Project Redirection Impact Analysis. N. Y.: Manpower Development Research Corp. • Shore B. (1981). Social Services for Selected Oppressed Groups. In: N. Gilbert, H. Specht (Eds.). Handbook of the Social Services (p. 215—233). Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Stern M.J. (1984). The Emergence of Homelessness As a Public Issue.— Social Services Review, 58(2), 291—301. • Straus M.A., et al. (1980). Behind Closed Doors. Garden City, N. Y.: Doubleday & Co. • U. S. Bureau of the Census (1984). Household and Family Characteristics: March 1983. In: Current Population Reports (Series P-20, No 388). Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. • U. S. House of Representatives, Committee on Banking, Finance, and Urban Affairs, Subcommittee on Housing and Human Development (1984). Hearing on Homelessness in America. Wash., D. C. Government Printing Office.
СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ По данной общей теме см. статьи: Лицензирование социальных услуг Национальная ассоциация социальных работников Планирование и управление Профессиональная ответственность Профессиональные ассоциации по интересам Профессия социального работника: современные требования Совет по образованию социальных работников |