Совершенствование законодательства.

Неблагоприятные экономические усло­вия, высокий уровень безработицы и стреми­тельные темпы инфляции во второй половине 70-х и в начале 80-х годов привели к пере­смотру законодательства в сфере социаль­ной политики. Кроме того, серьезного размышления требует ожидаемый в начале XXI столетия глубокий демографический сдвиг. Поэтому законодательными актами конгрес­са США формировалась политика, направ­ленная на сдерживание развития социально­го страхования. Устранялись также различия в положениях о пособиях по признаку пола.

Побудительные меры.

Поправки 1980 г. к Закону о социальном страховании, известные как поправки к программе социального страхования нетрудоспособных, включали ряд мер, послуживших для нетру­доспособных получателей побудительными мотивами к работе. Серьезное ограничение касалось максимального семейного пособия, получаемого членами семей нетрудоспособ­ных работников. Для них был установлен бо­лее низкий уровень, чем для семей других получателей. Цель заключалась в обеспече­нии такого положения, при котором общая сумма получаемых этими семьями пособий не превышала бы заработную плату периода, предшествовавшего наступлению нетрудо­способности. Другие изменения являлись по­будительными мотивами к работе, которая помогала бы уменьшить расходы, связанные с ухудшением в состоянии здоровья, сокра­тить период получения пособий по медицин­скому страхованию, а также способствовала бы пересмотру степени нетрудоспособности и определению пробного рабочего периода для нетрудоспособных вдов и вдовцов.

Было изменено также положение, касаю­щееся ограничения заработков, которое считалось основным препятствием к работе (М. Боскин, 1977; У. Боуэн и Т.Файнген, 1968; Р. Беркхозер, 1980; М. Озава, 1979). Начиная с 1990 г. уровень ограничения пен­сий для лиц, достигших пенсионного возраста и превысивших его, сокращен с 1 долл. на каждые 2 долл., заработанные сверх ежегод­ной освобождаемой от налогов суммы, до 1 долл. на каждые 3 заработанных доллара. Кроме того, поправки 1983 г. действуют в от­ношении отложенного ухода на пенсию, по­степенно увеличивая добавку к пенсии за каждый отложенный после официального пенсионного возраста год (до 70 лет). С 3 % в год для работников, которым исполнилось 65 лет в 1990 г., добавки в связи с отложенным уходом на пенсию возрастут до полных 8 % для тех, кто достигнет официального пенси­онного возраста в 2009 г. (который будет со­ставлять к тому времени 66 лет).

Экономические меры.

Движение по ограничению пособий и сдерживанию буду­щего роста расходов на пособия началось с введением в действие конгрессом в 1981 г. Закона о сбалансированном бюджете. Этот за­кон отменил регулярные минимальные посо­бия как для настоящих, так и для будущих получателей. Затем положение было восста­новлено для получателей, имевших к тому времени право на получение пособий в конце 1981 г. Этим законом отменялись также посо­бия для студентов колледжа в возрасте 18— 21 года.

Эта тенденция обрела силу с принятием поправок 1983 г. к Закону о социальном стра­ховании. Возможно, самым кардинальным изменением стало обложение подоходным налогом части пенсии по социальному стра­хованию пенсионеров с высокими доходами. До половины пенсий подлежало обложению федеральным подоходным налогом за любой год, за который скорректированный валовой доход плюс необлагаемый доход в виде про­центов и половина пенсии по социальному страхованию превышали установленную сумму — 32 тыс. долл. для супругов-налого­плательщиков, представивших совместные налоговые декларации; независимо от дохода облагались налогом супруги-налогоплательщики, имеющие отдельные налоговые декла­рации и проживающие вместе со своими супругами в течение налогового года, и с 25 тыс. долл. дохода взимались налоги со всех осталь­ных. По другому положению, направленному на сокращение расходов, выравнивание про­житочного минимума происходило на основе календарного года с оплатой превышающих сумм в январе, а не в июле. Многие ведущие конгрессмены и представители Националь­ной комиссии по реформе социального стра­хования, рекомендовавшие большую часть принятых поправок, считали, что меры по со­кращению расходов не являются достаточны­ми для балансировки будущих доходов и издержек. Для подведения баланса конгресс принял решение по увеличению будущих до­ходов.

Поправки 1983 г. впервые требуют обязательного страхования вновь нанятых феде­ральных служащих, всех членов конгресса, президента, вице-президента, федеральных судей и служащих законодательной отрасли, не занятых гражданским обслуживанием пенсионной системы. Служащие неприбыль­ных организаций также подлежали обяза­тельному страхованию. Кроме того, штаты могут более не ограничивать социальное страхование местных групп служащих и слу­жащих штата. Еще одно положение стимулирует иную формулу выплаты пособия для лиц, получающих пенсии от незастрахован­ных учреждений и имеющих право на пособия по социальному страхованию в других учреждениях. Целью данной меры является предотвращение "непредвиденных пенсий", означающих пропорционально больший до­ход застрахованных лиц не в силу того, что они являются низкооплачиваемыми работниками с большим стажем, а благодаря тому, что эти высокооплачиваемые работники не­давно застраховались.

Законодательные положения недавнего времени, в которых прослеживается стремление стандартизировать пересматриваемый процесс и обеспечить более качественную оценку психической нетрудоспособности квалифицированными психиатрами и психологами, являются еще одним свидетельством попытки политических деятелей более экономно расходовать программные средства и обеспечить равное отношение к нетрудоспособным в рамках закона. Закон о реформе пенсионного обеспечения по нетрудоспособности(1984) предусматривает различные меры, направленные на достижение этих целей.

Вопрос о контроле над расходами по программе "Медикэр" давно вызывает серьезную озабоченность. Имея в своем составе местных практикующих врачей, организации по про­верке профессиональных стандартов были ответственны за постоянную проверку обслуживания по программе "Медикэр". Однако в силу возникших критических вопросов об эф­фективности подобных организаций, была проведена оценка деятельности каждой организации по проверке профессиональных стандартов и 30% из них были ликвидирова­ны к концу 1982 г.

До принятия поправок 1983 г. обслужи­вание пациентов осуществлялось на основа­нии разумно обоснованных цен, отдельно для каждого случая, в соответствии с таблицей классификации заболеваний по 467 диагно­стическим группам. В будущем будет произ­водиться полная оплата, и больницам запре­щается включать какие-либо суммы в счета застрахованных пациентов, кроме установ­ленного удержания и расходов по совместно­му страхованию. Все больницы, принимаю­щие участие в программе "Медикэр", будут оплачиваться на этой основе, за исключением психиатрических лечебниц, больниц с долго­временным уходом, детских и реабилитаци­онных больниц.

Наши рекомендации