Совершенствование законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

По результатам обобщения практики Следственного комитета МВД России выявлены основные типологические признаки наиболее распространенной формы рейдерского захвата.

Начинается он с тщательной подготовки - наведения справок о компании-мишени и изучения ее юридической истории. Причем сбор информации зачастую осуществляется вполне законными способами. Таким образом, под квалификацию уголовного закона, как правило, подпадают действия лишь следующего этапа - регистрации в органах Федеральной налоговой службы фиктивных сведений о переназначении единоличного исполнительного органа или перепродаже долей в уставном капитале.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" налоговые органы не проверяют достоверность поступающих к ним сведений об изменениях, вносимых в учредительные документы юридических лиц. В течение 5 дней они обязаны произвести госрегистрацию и выдать заявителю на руки соответствующий документ. Именно этот законодательный пробел позволяет регистрировать любые изменения, касающиеся системы корпоративного управления в хозяйственном обществе, написав "липовый" протокол общего собрания участников фактически на ступеньках налоговой инспекции.

С момента регистрации "переназначенный" генеральный директор приобретает исполнительно-распорядительные полномочия и может отчуждать активы юридического лица. Это и является следующим этапом рейдерской схемы.

Гендиректор заключает сделку купли-продажи активов (как правило, недвижимости), которая регистрируется в органах Федеральной регистрационной службы. Затем совершается ряд сделок с целью создания добросовестного приобретателя, у которого собственник (на этот момент времени уже бывший) вряд ли сможет отсудить похищенное здание, помещение или иное имущество.

Таким образом, роль органов государственной регистрации в этих ситуациях является ключевой. Согласно Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основанием для осуществления государственной регистрации юридических лиц является предоставление заявителем соответствующих документов, по которым регистрирующий орган не вправе проводить правовую экспертизу на предмет их достоверности. Это приводит к тому, что при отсутствии формальных оснований для отказа в государственной регистрации регистрирующий орган обязан произвести такую регистрацию независимо от того, соответствуют ли действительности сведения в представленных документах.

По мнению Председателя Совета Федерации С.М. Миронова, "данное положение позволяет недобросовестным заявителям представлять для государственной регистрации недостоверные и подложные документы, что способствует мошенническому хищению имущества, в том числе в рамках так называемых "корпоративных войн", " недружественных поглощений" при переделе собственности"*(574). Нормы упомянутого Федерального закона дают возможность осуществлять легальную государственную регистрацию так называемых фирм-однодневок в целях ухода от налогообложения, использования незаконных схем возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость. Кроме того, Единый государственный реестр юридических лиц в значительной степени теряет свое значение, поскольку не обеспечивает достоверность содержащихся в нем сведений. Изложенное свидетельствует о необходимости внесения в указанный Федеральный закон изменений в части представления регистрирующему органу права отказывать в регистрации в случае недостоверности сведений в документах, представленных на государственную регистрацию.

В Постановлении Совета Федерации ФС РФ от 19 марта 2008 г. N 86-СФ указано на то, что "законодательство, регулирующее вопросы, связанные с оспариванием записей в Едином государственном реестре юридических лиц, в том числе по делам, касающимся так называемых "корпоративных захватов" (рейдерства), не содержит ответов на вопросы об основаниях и порядке оспаривания таких записей". В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

С учетом изложенного следует поддержать предложения Следственного комитета МВД России о внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(575). Предложения по совершенствованию процедуры регистрации юридических лиц и предупреждению внесения в ЕГРЮЛ недостоверной информации заключаются в следующем:

- введение обязательной явки заявителя в ИФНС и удостоверения его личности;

- отказ от пересылки документов по почте;

- обязательное уведомление постоянно действующего исполнительного органа юридического лица о производстве регистрационных действий (а также участников, имеющих долю в уставном капитале более 50%, - здесь критерий до конца не определен);

- направление в орган внутренних дел материалов, содержащих признаки фальсификации.

Эти предложения вошли в законопроект, внесенный группой депутатов Государственной Думы еще в январе 2006 г., однако закон до сих пор не принят. Тем временем ежемесячно в различных регионах страны происходит не менее десяти рейдерских захватов недвижимого имущества, и практически все они сопровождаются регистрацией в органах ФНС фиктивных сведений об исполнительных органах или участниках юридических лиц.

По мнению президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Е.В. Семеняко, необходимо законодательно закрепить обязанность нотариуса проверять полномочия заявителя на подписание заявления о государственной регистрации юридического лица при нотариальном свидетельствовании подписи на таком заявлении. Кроме того, предусмотреть, что данное нотариальное действие должно совершаться нотариусом лишь по месту нахождения регистрируемого юридического лица*(576). Такое предложение представляется правильным и заслуживает внимания депутатов Государственной Думы.

По нашему мнению, целесообразно также ввести норму, что при внесении в реестр изменений, касающихся сведений об участниках юридических лиц, заявление помимо подписи заявителя должно удостоверяться подписью со стороны лица, чья доля уменьшается. А при внесении в Реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице или ином лице, уполномоченном действовать от имени юридического лица без доверенности, заявление должно дополнительно удостоверяться подписью со стороны одного из участников юридического лица, уполномоченного на это компетентным органом управления данной организации, принявшим решение о смене руководителя. Также дополнительно должна быть представлена нотариально удостоверенная копия документа, на основании которого изменяются сведения о юридическом лице.

Для тех случаев, когда почтовый адрес, указанный в заявлении о регистрации юридического лица, отличается от зафиксированного в Реестре адреса постоянно действующего исполнительного органа этого лица, необходимо установить обязанность регистрирующего органа направлять в оба адреса расписку о получении документов, представленных на регистрацию. Тем самым будут исключены случаи, когда владелец фирмы последним узнает, что собственность у него "уведена".

Наши рекомендации