Совершенствование законодательства.
Неблагоприятные экономические условия, высокий уровень безработицы и стремительные темпы инфляции во второй половине 70-х и в начале 80-х годов привели к пересмотру законодательства в сфере социальной политики. Кроме того, серьезного размышления требует ожидаемый в начале XXI столетия глубокий демографический сдвиг. Поэтому законодательными актами конгресса США формировалась политика, направленная на сдерживание развития социального страхования. Устранялись также различия в положениях о пособиях по признаку пола.
Побудительные меры.
Поправки 1980 г. к Закону о социальном страховании, известные как поправки к программе социального страхования нетрудоспособных, включали ряд мер, послуживших для нетрудоспособных получателей побудительными мотивами к работе. Серьезное ограничение касалось максимального семейного пособия, получаемого членами семей нетрудоспособных работников. Для них был установлен более низкий уровень, чем для семей других получателей. Цель заключалась в обеспечении такого положения, при котором общая сумма получаемых этими семьями пособий не превышала бы заработную плату периода, предшествовавшего наступлению нетрудоспособности. Другие изменения являлись побудительными мотивами к работе, которая помогала бы уменьшить расходы, связанные с ухудшением в состоянии здоровья, сократить период получения пособий по медицинскому страхованию, а также способствовала бы пересмотру степени нетрудоспособности и определению пробного рабочего периода для нетрудоспособных вдов и вдовцов.
Было изменено также положение, касающееся ограничения заработков, которое считалось основным препятствием к работе (М. Боскин, 1977; У. Боуэн и Т.Файнген, 1968; Р. Беркхозер, 1980; М. Озава, 1979). Начиная с 1990 г. уровень ограничения пенсий для лиц, достигших пенсионного возраста и превысивших его, сокращен с 1 долл. на каждые 2 долл., заработанные сверх ежегодной освобождаемой от налогов суммы, до 1 долл. на каждые 3 заработанных доллара. Кроме того, поправки 1983 г. действуют в отношении отложенного ухода на пенсию, постепенно увеличивая добавку к пенсии за каждый отложенный после официального пенсионного возраста год (до 70 лет). С 3 % в год для работников, которым исполнилось 65 лет в 1990 г., добавки в связи с отложенным уходом на пенсию возрастут до полных 8 % для тех, кто достигнет официального пенсионного возраста в 2009 г. (который будет составлять к тому времени 66 лет).
Экономические меры.
Движение по ограничению пособий и сдерживанию будущего роста расходов на пособия началось с введением в действие конгрессом в 1981 г. Закона о сбалансированном бюджете. Этот закон отменил регулярные минимальные пособия как для настоящих, так и для будущих получателей. Затем положение было восстановлено для получателей, имевших к тому времени право на получение пособий в конце 1981 г. Этим законом отменялись также пособия для студентов колледжа в возрасте 18— 21 года.
Эта тенденция обрела силу с принятием поправок 1983 г. к Закону о социальном страховании. Возможно, самым кардинальным изменением стало обложение подоходным налогом части пенсии по социальному страхованию пенсионеров с высокими доходами. До половины пенсий подлежало обложению федеральным подоходным налогом за любой год, за который скорректированный валовой доход плюс необлагаемый доход в виде процентов и половина пенсии по социальному страхованию превышали установленную сумму — 32 тыс. долл. для супругов-налогоплательщиков, представивших совместные налоговые декларации; независимо от дохода облагались налогом супруги-налогоплательщики, имеющие отдельные налоговые декларации и проживающие вместе со своими супругами в течение налогового года, и с 25 тыс. долл. дохода взимались налоги со всех остальных. По другому положению, направленному на сокращение расходов, выравнивание прожиточного минимума происходило на основе календарного года с оплатой превышающих сумм в январе, а не в июле. Многие ведущие конгрессмены и представители Национальной комиссии по реформе социального страхования, рекомендовавшие большую часть принятых поправок, считали, что меры по сокращению расходов не являются достаточными для балансировки будущих доходов и издержек. Для подведения баланса конгресс принял решение по увеличению будущих доходов.
Поправки 1983 г. впервые требуют обязательного страхования вновь нанятых федеральных служащих, всех членов конгресса, президента, вице-президента, федеральных судей и служащих законодательной отрасли, не занятых гражданским обслуживанием пенсионной системы. Служащие неприбыльных организаций также подлежали обязательному страхованию. Кроме того, штаты могут более не ограничивать социальное страхование местных групп служащих и служащих штата. Еще одно положение стимулирует иную формулу выплаты пособия для лиц, получающих пенсии от незастрахованных учреждений и имеющих право на пособия по социальному страхованию в других учреждениях. Целью данной меры является предотвращение "непредвиденных пенсий", означающих пропорционально больший доход застрахованных лиц не в силу того, что они являются низкооплачиваемыми работниками с большим стажем, а благодаря тому, что эти высокооплачиваемые работники недавно застраховались.
Законодательные положения недавнего времени, в которых прослеживается стремление стандартизировать пересматриваемый процесс и обеспечить более качественную оценку психической нетрудоспособности квалифицированными психиатрами и психологами, являются еще одним свидетельством попытки политических деятелей более экономно расходовать программные средства и обеспечить равное отношение к нетрудоспособным в рамках закона. Закон о реформе пенсионного обеспечения по нетрудоспособности(1984) предусматривает различные меры, направленные на достижение этих целей.
Вопрос о контроле над расходами по программе "Медикэр" давно вызывает серьезную озабоченность. Имея в своем составе местных практикующих врачей, организации по проверке профессиональных стандартов были ответственны за постоянную проверку обслуживания по программе "Медикэр". Однако в силу возникших критических вопросов об эффективности подобных организаций, была проведена оценка деятельности каждой организации по проверке профессиональных стандартов и 30% из них были ликвидированы к концу 1982 г.
До принятия поправок 1983 г. обслуживание пациентов осуществлялось на основании разумно обоснованных цен, отдельно для каждого случая, в соответствии с таблицей классификации заболеваний по 467 диагностическим группам. В будущем будет производиться полная оплата, и больницам запрещается включать какие-либо суммы в счета застрахованных пациентов, кроме установленного удержания и расходов по совместному страхованию. Все больницы, принимающие участие в программе "Медикэр", будут оплачиваться на этой основе, за исключением психиатрических лечебниц, больниц с долговременным уходом, детских и реабилитационных больниц.