Управление в сфере социального обеспечения.

В 30-е годы перенос центра благотворительной деятельности с добро­вольческих агентств на недавно созданные го­сударственные организации социального обеспечения и от местных агентств — к аген­тствам штатов и федеральным агентствам способствовал отделению деятельности по со­циальному планированию и организации об­щин от работы по программе обслуживания массы городских бедняков и меньшинств.

Как и в частной филантропии, в социаль­ном планировании и организации общин ак­цент делался на решении конкретных про­блем общин. Эти проблемы решались при помощи деятельности добровольцев: кон­сультирования и руководства, услуг, связан­ных с охраной здоровья и отдыхом, а также обучения взрослых. Состав и структура агентств по планированию социального обес­печения отражали эти проблемы: руководст­во агентств отбиралось из местной элиты, фи­лантропов и профессиональных работников частных агентств. В этот период традицион­ный для социальной работы социальный ре­формизм отошел на второй план перед сосре­доточенностью социальных работников на конкретных проблемах конкретных людей; при решении этих проблем они испытывали серьезное влияние психоанализа.

В эти ранние годы за рамками системы Советов по вопросам здравоохранения и благотворительной деятельности также было предпринято несколько широкомасштабных попыток усовершенствовать общины, улуч­шить их деятельность и достичь социальных изменений посредством работы по социально­му планированию на низовом уровне. Напри­мер, недолговечный Проект социальной структуры (г. Цинциннати) — это малоизве­стный предшественник движения "Война с бедностью"; Проект зоны Чикаго и "амери­канское трудовое движение" стали ценными источниками практического организацион­ного опыта в 1917—1930 гг. (С.Кобрин, 1959; А. Шаффер, 1971; Г. Виленски, 1956). "Тру­довое движение", как и более позднее "движе­ние за гражданские права", было в значитель­ной мере занято проблемами практического характера, стремясь стать сильным обще­ственным движением. Его интеллектуальные лидеры не дали теоретической литературы, которая могла бы служить для практической деятельности. Однако большая часть этих но­вых методов работы с общинами не получила широкого и долговременного признания. Глубокие социальные потрясения, вызван­ные второй мировой войной, наложили мора­торий на развитие практической деятельно­сти, основанной на различиях общественных классов, этнической и расовой принадлежно­сти. Вторая мировая война также способство­вала развертыванию серьезнейшей деятель­ности по организации общин. При помощи Службы гражданской обороны США тысячи Советов общин, комитетов городских кварта­лов и ассоциаций соседей были организованы на поддержку военных действий. Ситуация, возникшая в результате всеобщей мобилиза­ции для поддержания военных действий, и дух сотрудничества, который она породила, поставили планирование, техническую по­мощь и административную организацию на службу общим целям. На их достижение шла и значительная часть общинных ресурсов. На передний план вышли гражданское участие и координирование деятельности агентств. Од­нако после окончания войны побудительные мотивы такого сотрудничества ослабли и в большинстве общин этот опыт оставил весьма незаметный след. В конце 50-х годов участие федерального правительства и правительств штатов в программах здравоохранения и бла­готворительной деятельности выросло до огромных размеров (А. Скольник и С. Дейлз, 1975). Когда институт социального обеспече­ния достиг высокого уровня развития, а соци­альная работа оформилась в отдельную про­фессию, главной обязанностью которой было управление системой социального обеспече­ния, работа по социальному планированию и организации общин стала важной составной частью данной профессии. Суть ее состояла не только в распределении фондов в добро­вольческом секторе социального обеспече­ния, но и в координации деятельности мно­жества поставщиков социальных услуг в общественных и частных агентствах, в орга­нах местного управления, правительствах штатов и федеральном правительстве. Работа по социальному планированию и организа­ции общин велась в различных функцио­нальных областях практики, например в об­служивании семей, в социальной групповой работе, в рекреационных услугах, а также в общественной помощи. Когда социальное обеспечение и социальная работа приобрели комплексный характер, управление внешни­ми связями агентств по социальному обслуживанию стало важной частью профессио­нальной деятельности.



Наши рекомендации