Демократизация социального обеспечения.
Принцип универсальности, положенный в основу социальных программ, наиболее ярко выражается в противодействии социальных работников введению какой-либо дифференциации в законодательство о социальном обеспечении, которое охватывает всех граждан и лишь в незначительной степени предусматривает различия в зависимости от доходов. В соответствии с законодательством блага распределяются между представителями многочисленного среднего класса (определяемого средним уровнем дохода) и бедняками, численность и доля которых не столь велика. Принцип универсальности получает еще более широкое толкование в случае расширения самого понятия социальной помощи, куда включаются такие формы, как освобождение от налогов, социальные блага, обусловленные отраслевыми контрактами и контрактами между нанимателями н наемными работниками, благотворительная деятельность частных лиц. Освобождение от налогов включает разнообразные фискальные действия, такие, как освобождение предприятия от уплаты налогов или от уплат налогов за помещение, освобождение от налогов части доходов, идущих на выплату процентов по кредитам и займам или для покупки медицинской страховки, на благотворительные взносы. Практикуется и снижение границы доходов, облагаемых налогами, если это укладывается в рамки политики, поощряемой правительством, скажем, при приобретении собственного дома или осуществлении капитальных вложении. В этих случаях получающий льготы практически выигрывает в наличных деньгах; остальные же должны платить в федеральный и другие бюджеты, в том числе и за социальную помощь. Освобождение от налогов приносит больше пользы представителям среднего класса, чем бедным; то же касается и социальных программ, обусловленных отрослевыми контрактами и контрактами между нанимателями и наемными работниками. Так, федеральные программы, доступные, всем без учета доходов, составляли в 1983 г около 43% средств, затрачиваемых на социальную сферу, тогда как программы, рассчитанные только на людей с низкими доходами составляли лишь 11% (в 1965 г. 24,3 и 5,9% соответственно). 75% тех, кто не подпадает под категории стариков, инвалидов, матерей одиночек с малолетними детьми, получают за счет социального обеспечения около 40% средств, т. е. доходов, не заработанных трудом.
Внимательное изучение распределений социальной помощи позволяет устанонить что система, закрепленная Законом о социальном обеспечении, превратилась в программу социальной помощи среднему классу и в недостаточной степени служит самым ущемленным слоям общества. Например, 5,6% получателей пособий по старости, инвалидности или в результате чрезвычайных обстоятельств вынуждены обращаться за социальной помощью в дополнение к своим скудным пособиям, причем половину из них составляют престарелые.
В 80-е годы рост бедности среди детей, особенно этнических меньшинств, вызвал опасения, что может возникнуть конфликт между поколениями, поскольку престарелым много помогают, а дети остаются без внимания. Это может вызвать у них враждебность к старикам. Есть и другая опасность — пожилые могут не поддержать программы помощи для детей. Если изучить расходы федеральных властей или властей штатов, то подобные обвинения или страхи покажутся необоснованными, так как общие суммы расходов на детей и пожилых пропорциональны их количеству и доле в населении. Однако программы для пожилых (пенсии и "Медикэр") не учитывают уровень доходов, тогда как программы для детей нередко являются частью других программ, например оказания помощи семьям с низким доходом, жилищных программ, "Медикейд", причем все они учитывают уровень доходов.
Универсальность предоставления социальной помощи по мере изменения отношения к ней в сложном обществе, состоящем из множества групп и классов со своими интересами, ведет к конфликту между необходимостью и желанием ее оплачивать. В большинстве случаев социальная помощь инициируется и поддерживается желаниями и потребностями многих групп, имеющих свои интересы, а не только неимущими. Принцип универсальности стал означать равный доступ к социальной помощи для всех — как имущих, так и неимущих. Следствием этого явилось то, что бедному меньшинству приходится конкурировать с личным и групповым эгоизмом средних слоев общества, при этом заботы о благе малоимущих отодвигаются средним классом на второй план.
Большая часть населения оценивает деятельность правительства сквозь призму величины налогов, которые ему приходится выплачивать (включая налоги, выплачиваемые многими для компенсации освобождения от налогов немногих), и соотносит стоимость социальных программ лишь с затратами на бедных и неимущих, не осознавая, как много пользы от этих программ получают практически все. Пересмотр нынешней социальной политики частично объясняется конфликтом между идеями благотворительности (заботы о беднейших) и идеями прав и свобод всех граждан.
Самореализация.
Важным, но трудно измеримым компонентом меняющегося мировоззрения в области социальной политики является рост эгоизма. На протяжении нескольких десятилетий вся общественная жизнь и образование были пронизаны идеей о том, что каждый индивид должен максимально реализовать свой потенциал, неважно в какой области. Это понятие самореализации — неотъемлемая часть общераспространенного толкования прав человека, но оно же в некоторых случаях используется и для оправдания эгоистического поведения. Тенденция к эгоизму не означает полного игнорирования неимущих, но ведет к пересмотру рамок обязанностей общества. Традиционно физически здоровые взрослые люди с трудом воспринимались в качестве законных получателей социальной помощи, в лучшем случае их рассматривали как объект частной благотворительности.
Чем беднее люди, тем меньше влияния они в современных условиях оказывают на формирование общественного мнения, поскольку социально-экономический профиль американского общества изменился. Некогда оно представляло собой пирамиду, большую часть которой составляли бедные, гораздо меньшую — люди со средним доходом и совсем маленькую — богатые. Сейчас положение изменилось. Большая часть населения имеет средний доход или, в худшем случае, доход, превышающий уровень бедности.
Если взять за основу черту бедности, то около 15% американцев являются бедными и еще несколько процентов находятся у черты, но около 80 % ведут вполне комфортабельную жизнь или полагают, что они находятся в процессе улучшения своего положения. И хотя многие не уверены в его стабильности, только незначительная часть готова отказаться от надежд на лучшие времена для себя и своих детей с учетом нынешней экономической ситуации.
Свидетельства нестабильности среднего класса пока не поколебали веры большинства граждан в самореализацию. В период между 1967 и 1983 гг. численность среднего класса сократилась с 28,7 до 23,2%, если в качестве критерия принадлежности к нему брать доход, составляющий 75 — 125% среднего дохода семьи (26 тыс. долл. в 1983 г.). При этом 60% улучшили свое финансовое положение, но 40% — ухудшили.
Недоверие или разочарование во властных структурах, рост налогового бремени, демократизация социальной помощи, сопровождаемая нехваткой ресурсов, и распространение общественного эгоизма также подталкивают к пересмотру определенными слоями общества подходов к социальной помощи. Возможно, эффективность действий этих сил не перманентна, но они отнюдь не носят кратковременного или преходящего характера.
Благоприятствующие факторы.
Несмотря на мощные сдерживающие силы, существуют и силы, выступающие за расширение социальной помощи или за реформы в социальной сфере.
Демографические изменения.
В целом население продолжает расти, хотя и более медленными темпами; увеличивается и число — но не обязательно доля — нуждающихся людей. Наиболее важен изменяющийся демографический профиль нации — ожидают, что к 2000 г. удельный вес лиц старше 65 лет возрастет с 11,6% до12—15% (эта группа населения увеличилась с 11,1 до 11,6% в период с 1980 по 1982 г.). Предполагается также, что доля лиц старше 80 лет увеличится к 2000 г. с 20 до 24,4% общего количества пожилых людей, а доля детей и молодежи немного уменьшится в результате сокращения числа женщин репродуктивного возраста и изменений структуры семьи и модели воспроизводства (более малочисленные семьи с меньшим количеством детей).