Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики.
Политика социальной помощи прослеживается в решениях, принимаемых на различных уровнях власти, особенно на уровне федерального правительства, и выражается в бюджетных ассигнованиях, субсидиях и программах, одобренных конгрессом. Преимущество подхода к социальной работе на уровне правительства заключается в том, что это позволяет учитывать общенациональные проблемы, на которые направляется от одной трети до половины средств, выделяемых на социальное обеспечение, и привлекать к этой работе наиболее известные социальные органы и учреждения. Дополнительно проводится анализ остальных затрат на социальную сферу, и в работу включаются добровольческие ассоциации, трудовые, предпринимательские и религиозные организации, социальные службы для работников отдельных корпораций, всевозможные объединения взаимопомощи. Такая система социальной работы представляет полную картину социальной помощи в обществе, хотя данные о социальной работе не всегда доступны и полны. В частности, мы не имеем достаточной информации о том, что происходит с подгруппами получателей помощи, поскольку это требует особого исследования.
Анализ социальной политики требует разграничения между политикой, проводимой различными организациями, политическими партиями или государственными деятелями, и политикой правительства.
Ограничения.
До середины 70-х годов множество различных социальных программ подчеркивало роль в социальной работе федерального правительства. Однако в 1980 г. было избрано правительство, которое пошло по пути сокращения роли федеральных властей в социальной сфере. Следует учесть, что еще в середине 70-х годов произошел резкий поворот от расширения государственных обязательств в социальной сфере к целенаправленным попыткам сократить их и даже аннулировать. Причиной тому послужили сдвиги в общественном и официальном сознании. Была в значительной мере подорвана вера в правоту и влияние государственной власти во всем политическом спектре: среди правых, левых и центристов (или же среди консерваторов, радикалов и либералов), хотя причины этого в каждой группе были свои. Противники социальной помощи полагают, что затраты на эту сферу слишком велики, что программы осуществляются плохо и неразумно и что социальными услугами часто пользуются те, кто этого совсем не "заслуживает". Другие считают, что значительная стоимость социального обеспечения подрывает экономическую стабильность страны, что социальная сфера в ее нынешнем виде неэффективна и лучше тратить деньги налогоплательщиков на создание новых рабочих мест для тех, кто может работать, поскольку это будет лучше стимулировать экономику, чем оказание помощи безработным.
Бюрократическая неразбериха и запутанность препятствуют эффективной деятельности социальных органов, а скупость общества тормозит выделение необходимых средств для решения многих социальных проблем. Среди получателей социальной помощи широко распространено мнение, согласно которому социальные программы осуществляются таким образом, чтобы унизить их и лишить свободы действий. А некоторые полагают, что в существующем виде социальные органы ущемляют личную независимость получателя помощи и не считаются с правами, которыми все граждане обладают не только по закону, но и от природы.
Сторонники и противники социальной помощи в силу разных причин приходят тем не менее к единому выводу: нынешняя система социального обеспечения не укрепляет, а, наоборот, ущемляет достоинство и снижает способности бедных и ущербных людей. Самой резкой критике подвергаются при этом программы по выплате пособий для поддержания прожиточного минимума, поскольку большая часть государственных средств идет именно на них. Однако и службы индивидуализированной социальной помощи также не остаются вне критики, хотя они и получают очень незначительные средства. Недоверие к властям подтверждается и таким характерным явлением, как неприязнь к бюрократии в любой форме. Следует учесть, что решения, имеющие жизненно важное значение для потребителей социальной помощи, принимаются, как правило, безликим бюрократическим аппаратом, который можно контролировать лишь в незначительной степени. По результатам общенационального опроса общественного мнения только 40% опрошенных верят, что власти действуют в интересах всех членов общества, а 49% полагают, что они действуют во имя интересов нескольких крупных групп, не забывая о собственных.
Расходы.
Значительное беспокойство у широких кругов населения вызывал постоянный и значительный рост расходов на социальную помощь. Так, в период между 1960 и 1982 гг. стоимость социальных программ на федеральном, местном уровнях и на уровне штатов увеличились с 23,5 млрд долл. до 592,5 млрд долл. (без учета инфляции). Она возросла с 38,4% (в 1960 г.) до 56,8% (в 1979 г.) от всего федерального бюджета и с 0,3 до 18,7 % ВНП. Налогообложение дифференцировано по категориям с различными доходами, и налоговая политика перераспределяет налоговое бремя с учетом многих факторов, но даже при самой совершенной прогрессивной системе налоги на каждого отдельного гражданина неизменно увеличиваются. Даже для людей с низкими и средними доходами общая сумма налогов может достигать трети всех доходов, причем социальное страхование составляет 13%. По существу, налогообложение можно рассматривать как основу для получения некоторых благ всеми гражданами коллективно — тех благ, которые нужны всем. Однако на уровне обыденного сознания многие граждане рассматривают налогообложение как бремя, налагаемое на них без их согласия безликими властями.