Новые организации социальной работы.
Хотя сейчас не существует четко определенных общественных стандартов в области социальных услуг, за последние годы сформированы новые организации для содействия кооперированию, взаимосвязи и стандартизации в этой сфере.
Ныне функционирует Совет по стандартизации в системе образования социального обслуживания. В 70-е годы была создана Национальная организация преподавателей в области социальных услуг под покровительством Южного регионального совета по образованию, которая должна была служить средством кооперирования и профессионального развития участников программ по социальным услугам. Она предоставляет возможности для развития преподавательского состава, организуя конференции и ежегодные совещания, и служит защите интересов преподавателей и студентов в области социальных услуг. Национальная организация работников социальных услуг — организация студентов и выпускников объединенных программ — была создана в 1982 г. Для добровольной регистрации своих членов (Б. Манделл и Б. Шрам, 1985).
База знаний в системе социальной работы.
Заимствованные знания.
Социальная работа многое заимствовала для своей системы ценностей и нормативных принципом из философии, этики и юриспруденции. Из социологии и психологии она взяла понятия о поведении индивида и небольшой группы людей, о моделях семьи, процессах социального расслоения, поведении сложных структур и разнообразии культурных систем. Анализируя и оценивая собственный практический опыт, а также избирательно заимствуя и приспосабливая понятия из родственных дисциплин и профессий, социальные работники разработали многочисленные пути обеспечения услугами из областей здравоохранения и психиатрии для семьи, взрослых, детей и молодежи, престарелых, женщин и переселенцев. Разработаны эффективные способы внедрения в такие проблемные зоны, как плохое обращение с детьми и супругами, жестокость в семье, болезни, бедность, расизм, сексизм, ухудшение отношений между соседями, преступления и правонарушения.
Заимствование знаний из других дисциплин настолько же рискованно, насколько и неизбежно. Главную опасность представляет непропорциональное влияние некоторых источников знаний. Как отмечает Дж. Ротман (1985), несмотря на важность, которую придавали в начале XX в. социологии, социальные работники, в сущности, пренебрегли многими социологическими знаниями в пользу психологических. За исключением раннего своего периода и эпохи "Нового курса", социальная работа получала большую часть своих средств анализа и практики от дисциплин, специализировавшихся на изучении скорее микро-, чем макроявлений. После второй мировой войны в социальной работе фактически возобладали методы, почерпнутые в психиатрии, и в особенности психоанализ. Шестидесятые годы принесли кратковременное смещение акцента на знания, относящиеся к более крупным социальным системам.
В целом психоанализ, психиатрия и психология оказались основными источниками понятий и взглядов для практической социальной работы. Последствием чрезмерного доверия к этим источникам стала господствующая в профессии ориентация на индивида. Хотя социальная работа в данное время кажется более всеохватывающей в выборе и накоплении междисциплинарных ориентиров, ее пересечения с антропологией, экономической и политической науками до сих пор весьма незначительны и непродуктивны.
А. Кадушин (1959) отметил другую опасность некритического заимствования — используемые материалы могут быть непоследовательными, нецельными, не прошедшими апробацию или неверно применены, если они не были должным образом адаптированы, дополнены и синтезированы. Еще одна угрозa — это соблазн заимствования упрощенных версий сложных понятий и принципов. В некоторых ситуациях такое чрезмерное упрощение может перейти в фактическое искажение исходных идей. Особенно серьезной проблемой междисциплинарного заимствования является тенденция наделять заимствованные открытия и выводы большей долей убедительности, чем та, которая присуща им изначально. Еще одной проблемой является временной разрыв между развитием теории или технологии и ее использованием или адаптацией практическими работниками.
Отношения между социологией и социальной работой несимметричны. Заимствования из социологии в социальной работе превосходили ее отдачу. Этот тип асимметрии характерен для отношений между теоретическими дисциплинами и прикладными: первые, как правило, больше ориентированы на открытие и утверждение обобщенных знаний, последние же в основном — на использование этих знаний.
Успехи недавнего прошлого.
Начиная с 70-х годов социальная работа сделала огромные успехи в укреплении базы знаний. Выпускались два новых исследовательских журнала наряду с журналами по социальному управлению; групповой работе; школьной социальной работе; клинической социальной работе; социальному развитию; услугам для детей и молодежи; здравоохранению и социальной работе; компьютерной технологии в социальной работе; сравнительному соцобеспечению и геронтологической социальной работе. Делались попытки концептуализировать практику социальной работы в экологических рамках и сфокусировать на взаимодействии личности и окружающей среды. Проведены исследования по изучению действенности практики социальной работы.
Существует достаточно доказательств того, что исследования в области социальной работы привлекают огромное внимание. Как полагают Э. Томас, У. Джоунз и А. Розен (1978), в этой связи заслуживают рассмотрения четыре сопутствующих обстоятельства. Первое — то, что новые знания, включающие использование методов социологии и психологии, разрабатываются и самими социальными работниками. Вторым является самостоятельное использование в практике социальной работы и политике социального обеспечения теорий, гипотез и открытий из других дисциплин. Третье касается методологического использования исследовательских стратегии и методики, связанных со сбором и анализом данных. Популярность однопроблемных проектов, разработка новых систем для измерения явлений социальной работы, применение метанализа для синтеза информации и использование апробированных процедур анализа данных представляют важные достижения методологии в исследовательской практике социальной работы. Четвертый фактор, известный как эволюционная исследовательская работа, возможно, является самым благотворным из новшеств. Цель эволюционной исследовательской работы — не только получение новых знаний, но и генерирование новых технологий, непосредственно применяемых в практике социальной работы (Э. Томас, 1978,1985).