Социальная работа и социальные службы.
Сложность современного общества, бурное развитие знания и связанная с ним потребность в специализации, наличие институционализированной базы для продолжения обучения, а также рост психологических, социальных и финансовых возможностей, даваемых профессиональным статусом, — все эти факторы способствовали зарождению и распространению в XX в. целого ряда новых профессий.
Если в прошлом веке Джон Стюарт Милль мог утверждать, что "университеты не являются местом профессионального обучения", то сегодня почти невозможно найти крупный университет, который не давал бы профессионального образования. Многочисленные государственные органы удостоверяют, лицензируют и регистрируют все возрастающее количество профессионалов. Трудно представить себе современное индустриальное, урбанистическое и информационное общество без специализированных профессиональных групп, компетентных в разных областях социально значимой человеческой деятельности.
Изменяющийся характер профессий.
Профессия основывается на специализированной массе теоретических знаний, которые передаются при помощи системы сложной подготовки. Представители профессии, связанные сетью общепринятых норм и моральным кодексом, являются экспертами в своих областях практической деятельности и признаются таковыми обществом в целом. Считается, что профессионал должен обладать чувством уверенности, способностью самостоятельно регулировать свою деятельность, стремлением предоставлять услуги и понимать работу скорее как призвание, нежели как способ зарабатывания средств к существованию (А. Карр-Саундерс и П. Уильсон, 1933; Э. Гринвуд, 1957; Дж. Густафсон, 1982). В совокупности эти установочные аспекты считаются центральными в профессиональной модели (Р. Холл, 1968; Э. Гринвуд, 1981). Исходя из этого, основными характеристиками профессии являются познавательная, нормативная и монополистическая, все другие характеристики являются, в сущности, производными.
Распространенный подход к изучению профессий — составление перечня их идеальных типичных черт (А. Флекснер, 1915; Э. Гринвуд, 1957) и затем вынесение суждения о том, какие роды деятельности обладают этими чертами, — оказался недостаточным для объяснения природы профессий. Некоторые фундаментальные изменения наблюдаются сегодня в образе действий профессионалов, например: 1) трактовка дел юристами на основе фактора случайности; 2) частота возбуждения дел против врачей, допустивших преступную небрежность при лечении; 3) признание права пациента на касающуюся его информацию; 4) практика спонсорства со стороны третьих лиц; 5) процесс корпоратизации американского здравоохранения (X. Рейр, 1984); 6) отмена запрета на рекламу в традиционных профессиях, таких, как медицина и право; 7) национализация медицины в некоторых странах и, соответственно, привлечение большого числа врачей на государственную службу; 8) объединение университетской профессуры и 9) увеличение числа профессионалов, занятых на службе в больших разветвленных организациях.
Эти изменения обусловили необходимость пересмотра многих аспектов профессий, которые раньше считались их характерными признаками (Дж. Каллен, 1978). Наряду с этим представление о профессии как единой или однородной заменяется признанием того факта, что профессиональный цех часто бывает неоднородным или плюралистичным, примиряющим разнообразные фракции, группы и точки зрения (Р. Бучер и А. Страусс, 1961).
Социология видов занятости дает сегодня более дифференцированное и менее оптимистическое описание профессий, чем прежде. Структурный подход к изучению профессий дополняется подходами с точки зрения процесса и противоречий (Э. Гринвуд, 1981). Наблюдения за работающими профессионалами обнаруживают несоответствие между нормативными характеристиками профессий, признаваемыми более или менее априорно, и реальной практикой (И. Эпштейн и К. Конрад, 1978; Д. Остин, 1983).
Профессиональный статус дает заработок, неприкосновенность, привилегии и автономию. Таким образом, профессия может рассматриваться не просто как призвание, а как дело группы людей, объединенных общими интересами и озабоченных профессиональным заработком, вознаграждением, уважением и влиянием. Следовательно, изучение профессий нельзя отделить от анализа социальной стратификации (Д. Рушмейер, 1964; М. Ларсон, 1977; Дж. Каллен, 1978).