Социальная ответственность корпораций.
В конце 60-х годов беспорядки в таких городах, как Детройт, Вашингтон, Ньюарк, Нью-Джерси и Лос-Анджелес, побудили корпорации обратить внимание на вопросы социальной ответственности. Как страх, так и забота об условиях жизни городской бедноты заставили крупнейшие корпорации вложить деньги и использовать людские ресурсы для улучшения жизни во многих кварталах крупных городов. Ответом на беспорядки в указанный период стало создание субсидируемой деловым миром "Городской коалиции", объединившей мэров, председателей профсоюзов, руководителей борьбы за гражданские права и административный персонал корпораций. Эта коалиция стремилась получить поддержку всех слоев общества для решения проблем бедноты и улучшения состояния американских городов.
Причина социальной активности корпораций в дальнейшем — усиление негативного отношения к деловому миру в начале 70-х годов. Рейтинг одобрительного отношения общества к деловым кругам упал с 58% в 1968 г. до 39 % в 1970 г. При этом 7 из каждых 10 взрослых американцев поддерживали движение в защиту потребителя, за усиление государственного регулирования деловой активности, суровые наказания тем компаниям, которые не придерживались нормативов допустимого загрязнения окружающей среды. Боязнь законов, регулирующих деловую активность, пикетирования на собраниях акционеров и т. п. побудили корпорации принять некоторые меры. Вклады корпораций в филантропические акции увеличились с 797 млн долл. в 1970 г. до 1,2 млрд долл. в 1975 г., или на 54%.
Новый этап активности последовал в 80-е годы. Действия администрации Р. Рейгана по сокращению федеральной помощи общинным программам послужили толчком к тому, чтобы различные организации и частные лица стали осаждать корпорации просьбами о финансовых средствах, выделении работников и предоставлении оборудования. Просьбы исходили не только от добровольческих организаций, но и от государственных учреждений, оказавшихся перед перспективой крупных сокращений своих бюджетов. Кроме того, президент Рейган призвал руководителей корпораций взять на себя возрастающие расходы на содержание общинных групп. Он также попросил их удвоить отчисления на благотворительные цели. Была создана специальная комиссия из 44 членов во главе с председателем компании "Армко" Уильямом Верити для стимулирования участия корпораций в решении общинных проблем.
Корпорации откликнулись на эти призывы. В период с 1979 по 1984 г. их взносы выросли на 1,3 млрд долл. Характерно, что расходы на благотворительность не сократились и в 80-е годы, когда отмечалось абсолютное падение прибылей корпораций. Однако рост расходов на благотворительные цели ни в коем случае не мог компенсировать сокращение расходов на гуманитарные и социальные программы, произведенное Р. Рейганом. Государственные бюджеты предусматривали сокращение федеральных программ на 33 млрд долл. Ричард Неблет, управляющий корпорацией "Эксксон", ведавший средствами на благотворительную деятельность, заметил: "Важно помнить, что если вы собираетесь сократить бюджет на 33 млрд долл., это сокращение не может быть компенсировано 3 млрд долл., поступающими от корпораций". Тем не менее в исследовании, проведенном "Конференс борд", независимой некоммерческой научно-исследовательской организацией, изучающей проблемы бизнеса, утверждалось, что в 1984 г. взносы корпораций увеличились на 26%. Наибольшее увеличение — на 68% — имело место в областях строительства жилья, профессионального обучения и других программах помощи бедным.
Другой тенденцией в 80-е годы, имеющей большое значение для программ социального обслуживания, было участие корпораций в программах территориальных общин. Либо командируя своих служащих, либо выделяя средства, корпорации финансируют такие программы, как обеспечение ухода за детьми и больными, общинное планирование, молодежные квартальные центры, общинные продовольственные фонды, информация о социальном обслуживании и консультационные центры, программы снятия дактилоскопических отпечатков у детей, двуязычное обучение, общинные школы, профессиональное обучение безработных. Таким образом, социальная ответственность корпораций все в большей мере распространяется на общинные взаимоотношения. 9 из 10 обследованных компаний принимают участие в добровольной деятельности по оказанию помопи местным общинам. Более того, согласно сведениям Национальной организации специалистов, занимающихся проблемами социальной ответственности, эта тенденция вряд ли пойдет на убыль.
Важнейшими стимулами роста социальной ответственности корпораций в 80-е годы явились три важных перемены в обществе, правительстве и деловом мире: 1) америкинцы считают, что решения, затрагивающие их общины, не должны приниматься без их участия; 2) правительство играет возрастающую роль как регулятор деловой активности и работы промышленности; 3) в определение важнейших направлений управления современными корпорациями от их менеджеров требуется учитывать влияние внешней среды на принятие решений.
Сдвиг произошел благодаря активным выступлениям граждан в 60-е годы. Борьба за гражданские права, а позднее деятельность местных общин, направленная на борьбу с бедностью, показали, что люди могут объединиться и стать мощным источником перемен. В 60-е годы государственные организации научились реагировать на просьбы общинных групп. В 70-е и 80-е годы к этим группам стали прислушиваться и корпорации. Например, в ответ на требования местных квартальных организаций несколько крупных компаний в Хартфорде (штат Коннектикут) отремонтировали жилые дома для бедных в центре города. Компании также финансировали программы переквалификации для без работных Хартфорда.
В настоящее время государственное peгyлирование стало стилем существования делового мира. Одни предприятия, банки и коммунальные службы должны подчиняться большим требованиям, чем другие, но все они в той или иной степени обязаны их выполнять. Бывший президент компании «Дюпон» разъясняет: "Мы можем ожидать, что правительство будет продолжать диктсвать нам, можем ли мы построить завод в выбранном нами месте. "Дженерал моторс" и "Форд" могут ожидать от правительства, что оно будет продолжать помогать им проектировать автомашины. Все деловые люди могут ждать от правительства указаний относительно того, какое топливо сжигать в печи, какие действия предпринимать при найме рабочей силы и при повышении в должности и сколько фунтов, а то и тонн отчетов мы должны представлять. Ни в коем случае не утверждая, что частный сектор обязан все это безропотно принимать, я должен признать, что некоторые акции правительства желательны и неизбежны". Вместе с тем современные корпорации пытаются предотвратить усиление государственного регулирования, выступая инициаторами программ, выгодных как местным общинам, так и бизнесу.
Стратегическое планирование способствовало усилению социальной ответственности корпораций в двух направлениях. Оно побудило менеджеров прислушиваться к обществу, а общество стало влиять на долгосрочные перспективы развития бизнеса. Выживание компаний часто зависит от спобности менеджеров анализировать неопределенную и неустойчивую обстановку и ориентироваться в ней. То, что происходит в обществе и местных общинах, иногда оказывает, к удивлению менеджеров, влияние на фирму. Поэтому корпорации начали включать анализ действий общин в свои стратегические планы. Бывший вице-президент "Чемпион интернэшнл" Коладзин отмечает: «Стратегический план корпорации, не учитывающий дела (общин), не полон. Наша мысль проста. Мы считаем, что "общественные дела" входят в сферу стратегического планирования так же, как любая другая функция нашего бизнеса, что это не менее полезнои должно предусматриваться в ежегодном процессе планирования".
Нередко положение компании требует ее вмешательства в дела общества, чтобы вызвать, к жизни перемены, предусмотренные стратегическим планированием. Например, компания может попытаться изменить отношение к себе или к своей продукции или повлиять на дальнейшее развитие государственного регулирования. В этих целях корпорации должны принимать участие в деятельности общины, чтобы повлиять на нее в интересах фирмы.
Хорошей иллюстрацией этого положения служит среднее образование. Компании участвуют в учебных программах, чтобы обеспечить себя в будущем образованной и технически подготовленной рабочей силой. Выступая в Американской федерации учителей, Джон Кридон, президент "Метрополитен лайф иншуренс компани", заявил: "Бизнес начинает действовать, исходя из признания того, что ему нужны хорошо образованные служащие, клиенты и избиратели". Подчеркивая стратегическую перспективу участия корпораций в социальных программах, он добавил, что "бизнес должен участвовать в разработке и отстаивании мер общественной политики". Другой иллюстрацией является здравоохранение. Компании по страхованию жизни поддерживают меры против курения на рабочем месте. Это сокращает расходы на медицинскую помощь и может принести более высокие прибыли страховым компаниям. Вместе с тем имеется и ряд доводов против социальной ответственности корпораций. У этого направления деятельности корпораций есть свои критики и противники. Например, М. Фридман, известный экономист из Чикагского университета, в духе классической экономической теории считает, что "... существует лишь одна и только одна социальная ответственность делового мира — использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, направленной на увеличение прибылей, при условии соблюдения правил игры, т.е. заниматься открытой и свободной конкуренцией, без обмана и мошенничества... Немногие тенденции в состоянии так же сильно подорвать основы нашего свободного общества, как принятие руководителями корпораций другой социальной ответственности, кроме обязанности зарабатывать как можно больше денег для своих акционеров. Это принципиально вредная доктрина". К. Дейвис и У. Фредерик обосновывают свои доводы против социальной ответственности корпораций, утверждая, что при этом увеличатся расходы, которые затем будут возложены на потребителя без его ведома, и, кроме того, нет никаких способов заставить корпорации отчитываться за свою социальную деятельность. Разрешать заниматься деятельностью, о которой корпорации не могут отчитываться (какими бы благими намерениями при этом они ни руководствовались), опасно, это может привести к патернализму.
Сторонники социальной ответственности корпораций выдвигают следующие основные причины. Первая заключается в том, что общество и деловые круги нуждаются друг в друге. Деловой мир обязан действовать так, чтобы поддерживать принципы христианской этики и не нарушать интересы общества. Группа 200 руководителей корпораций "Бизнес раундтейбл" опубликовала заявление о социальной ответственности корпораций, подчеркивающее эту точку зрения. В нем говорится: "Между деловым миром и обществом существуют тесные взаимоотношения. Длительная жизнеспособность корпорации зависит от ее ответственности перед обществом, частью которого она является".
Другие причины носят прагматический характер и с точки зрения бизнеса наиболее убедительны. Одна из них в том, что долгосрочные интересы и прибыли корпорации повышаются, когда она участвует в программах, направленных на улучшение состояния общества. Например, компании по страхованию жизни, которые организуют в школах знакомство с мерами безопасности, могут ожидать, что к ним поступит меньше заявлений о компенсациях в связи с несчастными случаями. Промышленные предприятия, участвующие в программах сокращения стоимости медицинского обслуживания, обнаруживают, что значительно сокращаются пособия, выплачиваемые служащим.
Вторая причина, связанная с первой, — понимание того, что для современных корпораций отклик на социальные проблемы является вопросом не выбора, а необходимости. Сегодняшние социальные проблемы завтра превращаются в регуляторы деятельности корпораций. Ярким примером этого служат законы относительно загрязнения окружающей среды. Впервые общественные нормы, касающиеся загрязнения окружающей среды, появились в Законе о чистоте воздуха 1963 г. Через четыре года Закон о качестве воздуха усилил эти положения. В 1975 г. были выработаны общенациональные нормативы, относящиеся к воздушной среде (применительно к известным загрязнителям атмосферы). Следовательно, развитие федерального законодательства непосредственно повлияло на деятельность корпораций по изменению экологической обстановки, связанной с качеством воздуха.
Корпорации стали понимать, что выживание компании требует участия в делах общества. Поэтому в 80-е годы доводы против социальной ответственности корпораций носили уже чисто академический характер. Корпорации будут продолжать участвовать в делах общества, и это участие станет их нормальной функцией.
В области социальной ответственности корпораций просматриваются три тенденции. Во-первых, децентрализация отношений с общинами. Крупнейшие корпорации, такие, как "Ай-Би-Эм" и "Хониуэл", настаивают на том, чтобы менеджеры их фирм и филиалов взяли на себя ответственность за отношения с общинами. Эти менеджеры олицетворяют личное присутствие компании в общине, они лучше понимают ее нужды оперативнее откликаются на возникающие проблемы. Следовательно, корпорации поощряют участие местных менеджеров в организациях и группах общины. Тем самым создается благоприятное впечатление компании, а она сама получает возможность больше узнавать об общине, ее организации и программах социальной помощи. В итоге у компании возникает возможность выявить важные проблемы общины и в случае необходимости разработать формы участия в их решении.
Вторая тенденция — рассмотрение отношений с общинами как фактора социальной ответственности корпораций. Вследствие растущей децентрализации государственного управления правительства штатов и местные органы власти берут на себя решение многих вопросов, связанных с деятельностью и регулированием, ранее относившихся ккомпетенции федерального правительства. Отсюда очевидно, что и корпорациям нужно меньше связывать свою деятельность с программами федерального правительства, а в большей степени — с программами и правилами регулирования правительств штатов и местных органов власти. Из 400 компаний обследованных школой менеджеров Бостонского университета, 85% считали свои отношения с общинами очень важными.
Третья тенденция касается социальной ответственности корпораций в связи с их деятельностью, приводящей к социальным расходам. Деятельность корпораций ведет к социальным расходам, и эти расходы следует компенсировать социальной ответственностью корпораций. В результате должен быть достигнут как-бы "социальный баланс" - положение, когда общество получает по крайней мере столько же, сколько теряет в peзультате деятельности фирм.
Поскольку растет интерес деловых кругов к связям с общинами, они нуждаются в работниках: 1) обладающих умением налаживать контакты и сотрудничать с руководителими общин; 2) знакомых с общинными организациями и их функциями; 3) способных анализировать бюджеты и просьбы о финансовой помощи общинных групп и организаций с точки зрения их обоснованности; 4) имеющих профессиональные качества, необходимые для объективной оценки нужд общин. Короче говоря, они должны обладать квалификацией традиционного работника общинных организаций, подготовленного к ведению социальной работы.
В то же время социальные службы должны участвовать в подготовке и обучении сотрудников корпораций в области гуманитарных услуг, вооружать их знанием нужд и потребностей людей. Поскольку корпорации начинают увеличивать свою помощь местным общинам как деньгами, так и людскими pесурсами, они будут нуждаться в советах и консультациях. Социальные работники могут давать советы и предоставлять консультационную помощь через организации и ассоциации общин. Сотрудники корпорации, которые стремятся познакомиться с общинами и их организациями, вступая в контакты с социальными работниками, могут получить необходимые знания о социальной работе и ее задачах. Это в свою очередь приведет к расширению клиентуры, которая служит базой социальной работы.
Эдмунд М. Берк.
См. также: Организационные связи местной общины; Территориальная община: социальные действия; Территориальная община: эволюция.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. См. Политический анализ: методы и приемы;Социальное обеспечение: тенденции и программы политики; Социальное планирование;Соиальное планирование в государственном секторе; Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В АРМИИ. См. Военнослужащие и социальная работа.