На кого рассчитана система услуг?
В 1971 г. в докладе Министерства здравоохранения, образования и социального обеспечения США была дана общая характеристика контингента лиц, становящихся клиентами системы социальной защиты. Они могут проживать и в городах, и в сельской местности, в различных регионах страны, в большинстве случаев их возраст превышает 60 лет, они бедны и одиноки. Источники их дохода — пособия по социальному страхованию, по слепоте, постоянной и полной инвалидности или сочетание социального страхования и государственных пособий. К этой группе лиц относятся главным образом женщины, белые в возрасте старше 75 лет с образованием от 8 до 12 классов (М. Бленкнер, М. Блум, Р. Вебер, 1964).
Эти демографические характеристики важны для выделения группы риска, но без надлежащим образом проведенных выборочных исследований их нельзя экстраполировать на всех старых людей, нуждающихся в защите. Нужны дальнейшие исследования, которые позволили бы уяснить специфику поведения, приводящего индивида в группу риска. Э. Фергюсон (1978) следующим образом описывает таких людей: "Взрослые граждане, которым угрожает нанесение вреда или возможность вреда и которые не способны защитить себя самостоятельно и не имеют рядом с собой никого, кто мог бы помочь им, составляют в нашем обществе группу лиц, нуждающихся в социальной защите".
Потенциальные потребители этого вида услуг не всегда адекватно воспринимают ситуацию, в которой они находятся, и предлагаемую им помощь. Многие боятся институционализации и предпочитают жить в атмосфере запущенности, подвергаясь постоянному риску. Некоторые из них не выходят из дома или прикованы к постели, другие изолировали себя от общества, ведя затворнический образ жизни, третьи страдают потерей памяти или демонстрируют симптомы агрессивной паранойи, что представляет опасность как для них самих, так и для окружающих.
Предоставление услуг.
К 1968 г. менее 20 территориальных общин имели программы по защите старых людей. Незначительность их числа была связана со сложностью самой проблемы и с общепринятым мнением, что девиантность является нормальным состоянием престарелых. К 1976 г. 34 штата организовали социальную защиту престарелых, а к 1978 г., в соответствии со статьей XX Закона о социальном обеспечении, они существовали во всех штатах, кроме трех. Этот рост следует отнести прежде всего за счет законодательных мер. Федеральное правительство также оказывает немощным старым людям социальные услуги по линиям программ, предназначенных для конкретных возрастных групп (создание местных центров психического здоровья), программ, находящихся в ведении Управления по делам ветеарнов, направленных на помощь умственно отсталым.
Типы услуг.
К услугам по защите престарелых Специальный сенатский комитет в 1971 г. отнес визиты социального работника и представителей вспомогательных служб — патронажной медсестры, помощницы по хозяйству, оказание лечебных услуг, организацию питания, звонки по телефону и помощь при поездках. В рамках этих услуг удовлетворяется множество потребностей, включая вопросы повседневного быта, психосоциальные проблемы, решаются семейные, жилищные и финансовые вопросы, осуществляется юридическая защита. В общий пакет услуг также входят помощь адвоката, установление необходимых связей и социальная работа в конкретных случаях. Все это идентично тем услугам, которые оказываются силами обычной системы социальной работы, но, когда дело касается лиц, страдающих неполноценностью, результат может быть иным, по скольку существует вероятность юридического вмешательства в форме опеки, помещения в лечебницу или необходимости экстренной помощи.
Хотя клиенты нуждаются прежде всего в непосредственной поддержке, набор возможных услуг настолько широк, что необходимы их координация и существенные затраты. Социальные работники как профессионалы принимают на себя организаторскую роль, выявляют потребность в услугах, устанавливают необходимые контакты и руководят практической работой.
Вокруг проблемы социальной защиты клиентов шли споры в течение по меньшей мере десятилетия. Поднимался ряд вопросов, в том числе относительно срока, в течение которого клиент должен находиться под защитой, вопросы прямых и косвенных услуг и оптимальной организационной структуры.
Продолжительность защиты.
Первоначально считалось, что услуги по защите клиентов должны оказываться на протяжении всего оставшегося периода жизни. Это точка зрения была выдвинута и отстаивалась Институтом Бенджамина Роуза (основан в Кливленде, штат Огайо, 1908 г.) прежде всего потому, что на этом основании соответствующим клиентам можно было постоянно оказывать широкий набор услуг. С другой стороны, исследования, предпринятые национальным советом по делам престарелых и Министерством здравоохранения и социального обеспечения, показали, что во многих случаях ситуация может быть стабилизирована в течение шести месяцев и даже меньше и поэтому клиент не нуждается в пожизненной защите. Этот вывод основывался на том что ряд просьб о защите был вызван неспособностью клиента адекватно позаботиться о себе. В то же время эту проблему можно было быстро решить, мобилизуя помощь других членов семьи и обратившись за услугами но уходу на дому.
Продолжительность времени, в течение которого клиент нуждается в защите, выливается в проблему самостоятельности клиента и в конечном итоге влияет на его состояние. Длительное ограничение самостоятельности старого человека может ускорить процесс его одряхления, поэтому чрезмерное попечение о нем может оказаться деструктивным.