Социальная защита престарелых.

Только в 50-х годах государственные ве­домства в Соединенных Штатах осознали, что некоторые граждане страны испытывают трудности в получении своих ежемесячных пособий, которые должны выплачивать им правительство (по линии социального стра­хования) и Управление по делам ветеранов или службы социального страхования. Ранее предполагалось, что эти проблемы могут ре­шить семья, друзья заинтересованного лица или же назначенный судом опекун. Призна­ние того факта, что столь многие люди не в силах самостоятельно получать полагающие­ся им государственные пособия, привело к выводу о необходимости введения государст­венной опеки. Если у человека нет родствен­ника или друга, которые могли бы взять на себя эту функцию, возникает вопрос о необ­ходимости социальных служб, способных вы­полнять указанную роль.

Первоначально государственная опека распространялась только на людей, которые уже находились в тех или иных институциональных заведениях, и имела целью обеспечить выполнение государственными ведомствами своих обязательств. Это создавало недопустимую ситуацию, когда людей, иногда без достаточных оснований, помещали в указанные заведения, чтобы наложить государственную опеку на их финансовые средства и имущество. Положение начало меняться с принятием в 1968 г. в Калифорнии Закона о психическом здоровье, который дал право на опеку со стороны государства любому взрослому лицу, страдающему неполноценностью и имеющему ограниченные возможности. Вслед за этим и другие штаты заняли анало­гичную позицию по вопросам, связанным с государственной опекой над людьми, не имеющими близких родственников или друзей, а также в случаях, когда возникала опасность злоупотребления своим положением со стороны опекуна.

Определение.

Под социальной защитой престарелых понимаются все юридические и практические действия в интересах неправоспособного престарелого лица, а также "совокупность профилактических или поддерживающих социальных услуг, предпринимаемых oт имени престарелого лица, признанного неправоспособным, в его интересах, с тем чтобы формально установить над ним попечение, основанное на юридических полномочиях в санкционированных законом нормах и имеющее форму опеки или отдельного поручения. Эти услуги характеризуются готовностью со стороны тех, кто их оказывает, сотрудничать с юридическими властями, действовать в соответствии с данными им законом полномочиями и установленной законом процедурой". Для этих услуг характерно также, что право клиента на принятие реше­ний делегируется другому лицу, несущему профессиональную и юридическую ответственность за то, что клиент получит именно необходимые для него услуги.

Определение социальной защиты npистарелых вызывает споры в связи с таким существенным вопросом, как время, когда следует начинать оказывать услуги. Э. Форгюсон (1978) считает, что неправоспособное лицо вовсе не обязательно является кандидатом на защиту его интересов. Главное, чтобы существовало такое надежное лицо, к которому можно было бы в случае необходимости обратиться за поддержкой. Таким образом социальная защита престарелых охватывает более широкий круг проблем, чем непосредственная ситуация человека, нуждающегося в помощи.

Социальная защита престарелых включает в себя несколько компонентов, в том числе профилактику, поддержку и представи­тельство.

Профилактика.

Профилактические услуги имеют своей целью не столько удовлетворить потребности клиента, оказавшегося в критической ситуации, сколько сохра­нить благосостояние старого человека, уменьшив или устранив факторы риска и тем самым предотвращая институционализацию.

Поддержка.

Этот вид услуг представ­ляет собой помощь, необходимую неполно­ценному престарелому лицу, чтобы сохра­нить максимально возможный уровень самостоятельности.

Представительство.

Представительство необходимо для защиты интересов. Ли­цо, оказывающее представительские услуги, должно выступать от имени неполноценного престарелого человека или помогать кому-то выступать в этом качестве. Задача при этом заключается в том, чтобы клиенту была оказана необходимая поддержка, причем неза­висимо от его согласия.

При разработке указанных целей мало думают о том, в чем конкретно выражается потребность старых людей в защите. По-ви­димому, защита их интересов должна охватывать четыре сферы:

1) охрану жизни и собственности ограни­ченно дееспособных клиентов, находящихся вне учреждений институционального ухода;

2) защиту гражданских свобод;

3) защиту профессионалов, работающих в этой сфере;

4) защиту окружающих от опасности, исходящей от недееспособного лица (Дж.Лайнс, 1970).

Распространение понятия социальной защиты престарелых на работников социаль­ной сферы и окружение недееспособного ли­ца придает этой проблеме экологическое из­мерение. Косвенно речь идет о равновесии между компонентами защиты. Чем большая защита требуется престарелому клиенту, тем выше уровень потенциального юридического риска для того, кто ею занимается, и, возмож­но, тем большей опасности подвергается об­щина, где живет клиент.

Идея взаимности, заложенная в защите интересов клиента, предполагает наличие двух уровней — во-первых, оказание поддер­жки престарелому лицу и, во-вторых, юри­дическая возможность лишить клиента опре­деленных прав для обеспечения безопасности окружающих. Э. Вассер (1974) пишет об этих уровнях следующее: "Социальная защи­та престарелых должна отражать заботу об­щества о тех своих членах, которые по дости­жении определенного возраста не способны позаботиться о себе и уже не имеют или ни­когда не имели никого, кто взял бы их на свое попечение. Социальную защиту можно так­же рассматривать как меры, принимаемые обществом в связи с поведением клиента, ко­торое рассматривается как девиантное. Это относится к престарелым людям, живущим в определенном окружающем их сообществе". С одной стороны, общество признает по­требности престарелых, неспособных само­стоятельно функционировать и обеспечивать себя. Однако эта потребность оценивается как некое отклонение от нормы, и личности, тре­бующие помощи, рассматриваются как девиантные. Поэтому их удаляют из их окруже­ния, помещая в психиатрические заведения, дома для престарелых и другие учреждения, изолированные от потока общественной жиз­ни. Система социальной защиты, которая отвечает определенным потребностям пре­старелых и одновременно удовлетворяет потребности общества, не всегда может в полной мере обеспечить ту защиту, в которой нужда­ются старые люди.

Наши рекомендации