Доход, благосостояние и бедность.
При обсуждении экономических проблем семьи и женского вопроса очень важно развеятьмиф о том, что женщины являются основными держателями капитала в США. Как показывают исследования (1972), только 5 млн женщин могут быть квалифицированы как богатые, что составляет 39% от общего числа богатых людей. Огромное большинство женщин зависит от дохода мужа. Фактически бедность, а не богатство можно считать существенным признаком экономического положения женщин. В 1981 г. 12,2 млн женщин жили на уровне бедности или ниже этого уровня, что составляло 62% бедных.
Преобладание семей с одним родителем оказывает серьезное воздействие на феномен бедности. 15% всех семей — это семьи с одним родителем (как правило, с матерью) и 35% всех семей, возглавляемых матерью, живут в бедности. Процент бедных негритянских и испаноязычных семей еще выше. Кроме того, с возрастом женщины становятся особенно уязвимыми в отношении бедности. Как показывает обсуждение проблемы пенсии, женщина часто зависит от способности мужчины заработать средства в течение жизни и "испытывает значительные лишения после его смерти" (П. Ленгерман и Р. Уоллэс, 11985).
Неравенство в заработной плате между мужчинами и женщинами сохраняется и сглаживается лишь очень незначительно. В 1983 г. заработок 80% работающих женщин был меньше средней зарплаты мужчин и только 20% мужчин зарабатывали меньше, чем женщины со средней оплатой. Эта диспропорция еще более болезненна для женщин, представляющих меньшинства. Зарплата негритянских женщин приближается к заработку белых женщин, однако негритянские семьи страдают от сравнительно невысокой оплаты труда чернокожих мужчин по сравнению с белыми. В итоге женщины меньшинств в процентном отношении зарабатывают значительно меньше.
Заработная плата — не единственная область, где ущемлены экономические интересы женщин. Существуют еще налоговая, кредитная и страховая дискриминация женщин, а также дискриминация в отношении государственной помощи и пенсионного обеспечения.
Программы коррекции.
Законодательная реакция.
Впрошлом протекционистские законы о труде, принятые, как думали, во благо женщины, имели тенденцию укреплять "стереотип хрупкой и нежной женщины, зависимой от мужской защиты" (М. Торнберри, 1979). В действительности же эти законы не позволяли женщинам занимать высокооплачиваемые посты, которые предназначались мужчинам. Законодательные акты последних десятилетий, начиная с 1963 г., запретили протекционизм и усилили фактор равенства.
Правоутвердительные действия.
Они стали необходимы в связи с тем, что процесс самовоспроизводства неравенства, в основе которого лежит вся история дискриминации, было невозможно остановить одними только антидискриминационными мерами. Правовые действия предполагают следующую процедуру исправления дисбаланса в сфере занятости: 1) установление доли женщин, которые имеют квалификацию, и тщательно продуманная система мер по обеспечению аналогичной доли женщины в соответствующих профессиональных категориях; 2) определение областей, в которых женщины плохо представлены, постановка задач по исправлению этого положения и контроль за их выполнением; 3) отмена специфической дискриминационной практики — например, неуместных тестов и указаний в объявлениях о найме предпочтительно мужчин.
Правоутвердительные действия на федеральном уровне распространялись и на группы этнических меньшинств. Любой предприниматель, имеющий определенное число наемных рабочих и заключивший с правительством контракты, должен был представить план в рамках правоутвердительных действий, определяющий меры по исключению любой дискриминации.
Сравнимая плата.
Понятие сравнимости платы за труд направлено против трудового неравенства, с которым сталкиваются женщины. Сторонники данной концепции придерживаются мнения, что в отсутствие такого "фундаментального шока для общества", каким была вторая мировая война, половая сегрегация труда будет продолжаться, несмотря на правоутвердительные действия. Пол был определен в качестве единственного и самого эффективного показателя уровня зарплаты, повышения квалификации, опыта, объединения в союзы (Р. Стейнберг, 1984), и, как отмечалось ранее, женщины обычно ограничиваются в правах и занимают низкооплачиваемые рабочие места. Хотя правоутвердительные действия пытаются сломать эти барьеры, по замечанию X. Ремика и Р. Стейнберга (1984), "две трети всех мужчин и женщин будут вынуждены сменить место работы, чтобы установилось полное профессиональное равенство полов".
Рациональное зерно понятия сравнимой платы за труд состоит в том, что заработная плата должна определяться фактической стоимостью труда, а не половыми стереотипами. Принципы и процедура системы оценки труда, которые давно использовались в промышленности, теперь должны быть переориентированы на устранение неравноправия по признаку пола. Используя систему подсчета баллов, различные виды деятельности следует оценивать в соответствии с основными категориями труда, такими, как усилие, мастерство, ответственность и условия труда, и должно быть определено относительное количество этих категорий, необходимых для каждого вида труда. Зарплата должна определяться на основе суммы баллов, принимая во внимание затраты на работу, различные виды труда могли бы одинаково оплачиваться. Проведенные исследования свидетельствуют о работоспособности системы и о неравенстве, которое она вскрывает (X. Ремик, 1984).
Критикующая сторона ссылается на большие издержки, связанные с осуществлением принципов сравнимой оплаты за труд. Однако как сторонники, так и противники едины во мнении, что концепция сравнимой оплаты за труд ставит под сомнение основные посылки относительно ценности женской работы и перераспределения труда.
Государственная поддержка.
Связь между возможностями женщин в отношении получения хорошо оплачиваемой работы и государственной поддержкой очевидна. Подсчитано, что, если бы полностью действовала концепция сравнимой оплаты за труд, т. е. если бы за эквивалентную работу женщинам платили столько, сколько мужчинам, около половины семей, в настоящее время живущих в бедности, поднялись бы над уровнем бедности (Д. Миллер, 1983).
"Феминизация бедности" также вполне очевидна. В 1981 г. во главе половины всех семей, живущих ниже уровня бедности, стояли женщины, одна из четырех разведенных женщин получала государственное пособие, а женщины и дети составили 24 млн бедных в США (Б. Доувер, 1979).
Программа помощи семьям с зависимыми детьми первоначально ориентировалась на вдов, которые нуждались в материальной поддержке для создания "приемлемого дома" для своих детей, и основным требованием для получения права на такое пособие было соответствие поведения матери определенным стандартам. В настоящее время эти требования учитывают главным образом желание матери работать, хотя имеющиеся программы профессионального обучения продолжают обрекать женщин на получение специальности по признаку пола и без всякой перспективы на будущее. Развитие политики государственной поддержки тормозилось наличием в обществе критического взгляда на женщин — например, моралистическими установками относительно их сексуального поведения — и нежеланием политиков искать решение в равной оплате и ориентации на служебный рост женщин (а не в их чисто семейных ролях).