Сеттльменты и территориальные центры.
Сеттльментами с времен колониализма назывались цивилизованные европейские кварталы в городах стран Востока. Движение сеттльмент-центров началось в Англии, где Самуэл Барнетт в 1884 г. основал сеттльмент Тойнби-Холл. Движение было философски объединено со стратегией социального реформирования как "частица комплексных усилий сохранить человеческие и духовные ценности в век индустриализации и урбанизации...". Преданные гуманисты, часто богатые, а также студенты университетов селились в беднейших трущобах Лондона, а позднее — на всем протяжении городской Великобритании. Они были проводниками образования, разнообразных видов культурной деятельности и социальной реформы. Эти люди стали помощниками местных жителей, ощущая на себе все неудобства бедности. Они предоставляли другим возможности, а не поучали, были организаторами, а не педантами-моралистами. Движение сеттльментов, которое активно увязывало услуги людям с социальным реформированием, нашло благоприятную почву на волне иммиграции, урбанизации в конце 1800-х годов в Америке. В 1886 г. Стэнтон Койт, проживший некоторое время в Тойнби-Холле, возвратился в Нью-Йорк, чтобы создать американский филиал движения. Он основал местную гильдию, позже известную как Университетский сеттльмент на Лауэр-Ист-Сайд.
Идея была быстро подхвачена, и местные центры стали создаваться на Востоке и Cpеднем Западе, особенно там, куда отправлялись иммигранты в поисках работы и лучшей жизни для своих семей. Наиболее заметными в то время были Хулл-Хаус, основанный в Чикаго Джейн Адамс в 1889 г.; Эндовер-Хаус, oснованный Робертом Вудсом в Бостоне в 1891 г, Нюсерс-Сеттльмент (теперь Генри-Стрит), организованный Лилиан Уолд в районе Лауэр-Ист-Сайд (Нью-Йорк), и Чикаго—Коммон, основанный Грэхэмом Тейлором в 1894 г.
Личные и семейные проблемы, расстройства здоровья у иммигрантов были связаны с условиями их проживания — неудовлетворительными жилищными условиями, перенаселенностью, мрачными и грязными предприятиями с потогонной системой труда, где рабочий день и норма выработки были одинаковыми как для взрослых, так и для детей. Эти условия окружения всегда учитывались в образовательных программах, консультациях и других видах услуг людям. Конечно, главными доминантами движения были социальная реформа и политические акции.
На протяжении первых десятилетий работники сеттльментов превращали общины в политическую силу. С их помощью появились на свет законы о детском труде, об общественном здоровье, о детских садах и программах круглосуточного содержания детей, в службах приходящих нянь, о государственном жилье, о музыкальных школах и занятиях искусством для бедных, о начальных вечерних школах для взрослых, о курсах по озеленению, разбивке парков и игровых площадок. Многие программы, которые сегодня финансируются правительством, начались в сеттельментах. Обычно инициатива исходила от них. В ответ правительство с определенного момента утверждало программу, которая становилась независимым фактором. Службы приходящих нянь, например, возникли по инициативе вышеупомянутого сеттльмента, созданного Лилиан Уолд.
Несмотря на то что социальная работа имникла в Обществе милосердия, она с самого начала имела стиль работы и организацию по образцу сеттльмента. Более того, большая часть ранних исследований социальной работы осуществлялась в рамках этого движения в форме обследований потребностей общин. Первые исследования социальных работников часто превращались из сырых данных в средство социальной защиты и в политические акции. В 50-х и 60-х годах большинство исследований по развитию общин и районов стали одной из основ программы "Война с бедностью" для администрации Дж. Кеннеди— Л. Джонсона.
Функции сегодняшних местных центров во многих отношениях порождены функционированием сеттльментов в прошлом. Однако множество особенностей в развитии разрушили эти связи, и поэтому сегодняшняя практика отличается от практики прошлого.
С одной стороны, большинство работников местных центров, занятых как полный, так и неполный рабочий день, продолжают считаться непрофессионалами в территориальной общине, где расположен их центр. С другой стороны, несмотря на то что достаточное количество руководителей центра выросло здесь, их проживание в сеттльменте является исключением из правила. Сегодня только исполнительный директор поселения Генри-Стрит действительно проживает в нем.
Сегодня, как и в первые десятилетия движения, социальная активность по развитию своего микрорайона остается неотъемлемым компонентом программы типичного местного центра. Стандарты общенациональной ассоциации — Объединения местных центров Америки (1979) требуют наличия программы социального развития во всех таких центрах. Сегодняшний типичный центр, напротив, посвящает этому организационному компоненту гораздо меньше времени и ресурсов. Возможно, это объясняется растущими ограничениями средств.
Сегодняшний сеттльмент — местный центр — по-прежнему обращается к проблемам новых иммигрантов, которые чаще являются выходцами из Азии, испаноязычными или беженцами из "третьего мира", чем европейцами, как это было в конце 1800—начале 1900-х годов. Однако сегодня во многих местных центрах преобладающие группы их клиентов составляют низший класс — немощные и бедные пожилые люди, неполные бедные семьи и в целом самые бедные и самые бесправные неимущие.
Проблемы удаленности от местного центра городских и проживающих в окрестностях жителей, обслуживаемых этими центрами, все в большей мере затрудняют усилия центров по организации своих клиентов в жизнеспособную политическую целостность, включающую разновозрастных соседей, которые обладают чувством принадлежности к своей общине. Одной из таких разделяющих людей проблем является "фрачная" тенденция, когда бесправные нежелательные соседи выселяются образованными представителями среднего класса, восстанавливающими и ремонтирующими жилые застройки в центре города. "Фрачная" тенденция подрывает попытки работников центров объединить свою клиентуру общим делом.
Сегодняшние работники сеттльментов все еще ссылаются на свое "движение", которое является движением скорее в философском смысле, чем в действительности. В начале 1900-х годов сеттльменты и местные центры организовались в городские федерации, чтобы стать сильнее в своей борьбе. По той же причине в 1911 г. была образована Национальная федерация сеттльментов; к 50-м годам в рамках "движения" внутри этой федерации насчитывалось от 250 до 300 членов. В 1979 г. она была переименована в Объединение местных центров Америки. Это название лучше отражало членство различных организаций.
С помощью таких организаций поселенческое движение получило национальное признание. Его влияние сказывалось на общенациональных и международных движениях за права женщин, за мир и за принятие законов о детском труде. Как и большинство других жизнеспособных движений, оно породило обширную литературу и выдвинуло выдающихся лидеров общенационального масштаба, таких, как Джейн Адамс, Джулия Латроп, Мари Смихнович и Лилиан Уолд.
Сегодня сохранились только три городские федерации — в Нью-Йорке, Кливленде и Филадельфии. Центр тяжести их деятельности сместился от социальных реформ к поддержанию собственного местного центра как все более сложной бюрократической системы, обладающей множеством служб и имеющей много источников финансирования. В Объединении местных центров Америки насчитывается менее 100 членов (по данным 1984 г.). Европейский, Методистский и Лютеранский общинные центры обладают еще меньшими признаками федерации, слабо или совсем не связаны с общенациональным Объединением, будущее которого неопределенно.
Можно резонно возразить, что движения сеттльментов больше нет, несмотря на существование более чем 800 местных центров, зафиксированных в 1984 г., и 80—100 религиозно-ориентированных центров. Короче говоря, сейчас в США больше, чем раньше, сеттльментов — местных центров, но слабее соответствующее общенациональное движение.
По статистике 1984 г., средний бюджет местного центра колеблется в пределах от 500 тыс. до 1 млн долл. Однако центры в небольших общинах обычно имеют бюджет в 200 тыс. долл., в то время как некоторые центры, такие, как сеттльмент Генри-Стрит, Хулл-Хаус и центры Сан-Диего, имеют ежегодный бюджет, составляющий более 7 млн долл. Выполнение программ финансируется из таких источников, как правительственные контракты, дары, пожертвования и гонорары, специальные проекты, ограниченные выплаты и дотации фондов. В последние годы центры, которые зависели от одного-двух основных источников финансирования, подверглись серьезному риску из-за урезания централизованных ассигнований. Во многих случаях субъекты финансирования стремятся контролировать (прямо или косвенно) характер и суть программ центров, по своей ориентации становятся более консервативными, перераспределяют ресурсы с программ развития на такие услуги, как дневной уход, предотвращение подростковой беременности, создание рабочих мест для молодежи и обслуживание пожилых. Чаще всего разработчики программы вынуждены следовать приоритетам источников финансирования.
Программы местных центров стремятся следовать целям, приоритетным для правительственного финансирования, и поэтому сосредоточены на обслуживании специфических возрастных групп: детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Сейчас программы развития микрорайона и общинной организации поддерживаются в меньшей степени, чем в 60-е и 70-е годы.
Программы местных центров стремятся укреплять семью, создавая условия, способствующие повышению качества семейной жизни. В последние годы центры сосредоточили внимание на нетрадиционных формах семьи, особенно на семьях с одной матерью которые преобладают в большинстве городских общин.
В основном микрорайон, обслуживаемый центром, соответствует району, обслуживаемому местной начальной школой. Однако в некоторых случаях это население соответствующего квартала государственного жилья. Службы центра стремятся осуществлять местные социальные действия на основе удовлетворения нужд общины. Эти нужды определяются в ходе непосредственных (лицом к лицу) интервью с жителями, на основе социальных показателей, требований планирующих и финансирующих агентств.
Типичный местный центр имеет ряд программ для детей, включая "Главный старт" и традиционные программы дневного содержания детей, родители которых работают. Кроме того, в некоторых центрах есть внешкольные программы, чтобы обеспечить уход, надзор и другую помощь младшим школьникам, у которых работают родители; услуги "за решеткой" часто совмещены с досуговыми, спортивными и медицинско-просветительными. Все они включают в себя диагностику здоровья, его охрану и рациональное питание. Некоторые центры также являются спонсорами, предоставляют помещение службам психического здоровья и обслуживают как детей, так и взрослых, имеющих соответствующие проблемы и проживающих в сеттльменте.
В сеттльментах и местных центрах всегда уделялось большое внимание подростковой молодежи. Программы для подростков компенсировали недостатки обычного контроля поведения в городских районах. Это меры по предотвращению правонарушений и уличного бандитизма с использованием "уличных работников" или "откомандированных работников" для установления полезных связей с молодежными группами.
Кроме того, в местных центрах организованы консультации. Службы профессионального обучения, совершенствования мастерства и занятости готовят к социальной работе или обучают писать анкету, найти работу и закрепиться там.
Много внимания уделяется программам, расчитанным на неполные семьи, число которых нарастает. Предлагаются курсы по совершенствованию родительских умений молодых людей и их семей. Хотя многие полагают, что просвещение родителей отнимает время от родительского контроля, что может привести к правонарушениям, курсы пользуются популярностью. Они особенно полезны тем, кто сам вырос в неполной семье и не имел возможности наблюдать эффективное родительское взаимодействие. В большинстве центров имеются службы, предназначенные для девушек-подростков, а часто и для юношей, поскольку подростковая беременность в настоящее время вызывает озабоченность общества.
Существенное внимание в большинстве центров уделяется молодежным видам спорта и способам проведения досуга. Здесь молодые люди привлекаются к участию в консультировании и в программах групповой работы. Наряду с проведением командных спортивных соревнований пропагандируются индивидуальные способы проведения досуга, такие, как поднятие тяжестей, видео- и компьютерные игры, театральные постановки и танцы. Кроме того, многие центры оплачивают лагеря дневного пребывания и даже предполагающие ночлег, хотя количество последних невелико.
Среди других программ значительное место занимают репетиторство, компенсационные и альтернативные программы. В некоторых центрах при настоятельной необходимости создаются альтернативные школы. При этом центр заключает соглашение о сотрудничестве с местной школьной системой.
Образовательные и тренинговые программы для взрослых традиционно присущи службам местных центров. Они могут включать в себя как программы базового образования взрослых, которые позволяют получить диплом о среднем образовании, так и самых различных курсов, вплоть до обучения использованию компьютера при приготовлении пищи или шитье одежды. Для взрослых обычно предназначены разнообразные консультативные службы. Они могут быть рассчитаны на семью, ориентированы на проблемы образования, физического или психического здоровья, на финансовые вопросы или просвещение.
Еще одна значительная часть программ для взрослых — программы занятости и тренинга. Государственные и местные фонды часто используются для оплаты соответствующих интенсивных программ. Тренинг профессиональных навыков может включать в себя базовое образование взрослых, тренинг по месту работы в соответствии с видами промышленности, аудиторный тренинг для новых типов труда и карьеры, заполнение анкеты, нахождение работы и собеседование.
Службы для пожилых могут включать в себя доставку питания на дом, приготовление завтрака и организацию досуга в центре для пожилых, информацию о других соответствующих услугах и пособиях, оказание дневного ухода за немощными стариками, в том числе прогулки с ними. Все это сопровождается профилактическими осмотрами, консультациями по вопросам здоровья, тренированности и оказанием других необходимых услуг.
Общинная организация и социальные акции исторически были основной частью программ сеттльментов. Традиционно центры не только предоставляли непосредственные услуги, но и оказывали давление на местные органы управления и агентства, когда проблемы касались большого числа жителей сеттльмента. С 60-х годов снижение финансирования привело к тому, что этому компоненту обслуживания стало уделяться меньше внимания. В прошлом работники поселения помогали соседям выработать подходы к действию территориальной общины по общим проблемам, таким, как борьба с крысами, устройство игровых площадок или вопросы образования. С прекращением финансирования социальных акций местные центры в большей мере перешли к непосредственному обслуживанию. Сейчас местные программы развития сеттльмента сосредоточены на таких житейских вопросах, как формирование совета жильцов, работа по восстановлению жилья и улучшению управления жилищным хозяйством, получение от существующих служб таких услуг, которые ориентированы на общину. Организация и развитие жизни общины, оставаясь потенциальной целью, больше не является преобладающим направлением работы.
В небольших центрах директор обычно профессиональный социальный работник, а также есть ряд профессионалов, занятых полный рабочий день. Социальные работники, занятые неполный рабочий день, часто нанимаются для реализации специфических программ — консультирования, служб психического здоровья и служб семьи или надзора за их выполнением. В малых и средних центрах помощником директора тоже может быть профессиональный социальный работ
Помимо профессионального социального работника, являющегося исполнительным директором, средние и большие агентства могут нанимать профессиональных социальных работников (как и профессионалов других специальностей) в качестве директоров программ специальных служб, а при децентрализации этих программ — в качестве местных менеджеров. Общей особенностью всех центров, независимо от их размера, является использование значительного числа жителей в роли служащих. Привлечение местных жителей в качестве персонала часто увеличивает ответственность центров за местные проблемы, а также порождает конфликты между персоналом и советом директоров, что может препятствовать нормальному функционированию агентства. Например, конфликт может возникнуть из-за решения нанять местных профессионалов, тогда как из-засложности выполняемых функций необходимо пригласить экспертов с техническим образованием.
До 60-х годов членами советов директоров становились в основном местные представители властной элиты. Большинство из них были уважаемые и часто богатые люди, преимущественно белые. В 60-х годах в составе советов директоров оказались лидеры меньшинств и общин. Затем, в конце 70-х, центры начали находить баланс и достигать приемлемой пропорции между финансированием и требованиями общины. Целью такого компромисса было не только обеспечение гарантированной ответственности перед жителями территориальной общины за свои программы, но и более щедрое их финансирование, их профессионализация и подотчетность. Сегодня центры пытаются восстановить профессионализм, сохранив поддержку общины. Для достижения этого баланса в некоторых центрах есть два совета — обычный и общественно-совещательный.
Таким образом, службы местных центров свернули социальные акции и требования социальных перемен и сосредоточились на оказании прямых услуг всех типов — услуг, которые часто регулируются и ограничиваются источниками финансирования. Кроме того, их деятельность сместилась от обобщенных семейных и общинных услуг к более четко специализированному обслуживанию с учетом особенностей возрастных групп. Для различных служб становится все более затруднительным реагировать на меняющиеся потребности общин, а также заниматься экспериментальными проектами для создания новых служб. Эти перемены частично обусловлены ограниченными финансовыми средствами, выделяемыми агентствами на содержание этих центров; кроме того, приоритеты агентств не всегда могут совпадать с нуждами конкретной общины.
Другой важной тенденцией является уменьшение контактов между центрами. Общенациональная организация — Обьединение местных центров Америки — утратила свои фонды, персонал и программы вследствие изменения национальных приоритетов. Кроме того, сократилось количество ее членов. Общегородские федерации и союзы в последние 10 лет были распущены по разным причинам, в том числе из-за изменения маханизма и общей тенденции к изоляции отдельных центров.
Помимо перечисленных тенденций перед местными центрами встало огромное количество нерешенных вопросов. Способ их разрешения предопределит будущее их программ:
1. В течение 60-х годов общественное управление в сеттльментах вызвало значительное напряжение. В последние годы все больше внимания уделяется попыткам соответствовать стандартам Объединения местных центров Америки повысить качество управления, профессионализировать руководство и персонал.
2. Заострилась дилемма: следует ли центрам обслуживать низкодоходные группы населения (что всегда являлось их традиционной чертой) или пытаться распространить свои усилия на клиентов из среднего класса подо что может быть выделено целевое финансирование?
3. Финансовое приспособленчество—очевидная опасность для тех центров, которые при разработке программ признают приоритеты государственных или частных источников финансирования перед нуждами общин. Это будет актуально, пока не будут найдены другие способы финансировании.
4. Конфликтность дирекции и общественного управления в сеттльментах попрежнему стоит на повестке дня при определении состава совета директоров.
Это давнишние и трудные вопросы, cтоящие перед центрами, и их нелегко paзрешить. Тем не менее это необходимо сделять для определения направлений будущего планирования и проведения в жизнь всеобщих высоких стандартов функционирования этих уникальных центров, обслуживающих городских бедняков.
Грант Ловенбрук,
Поль Kейс.
См. также: История и эволюция практической социальной работы; История социального обеспечения; Территориальная Община: социальные действия; Территориальная община: эволюция; Территориальный аспект социальной работы.
• Davis A. F. (1977). Settlments: History. In: «cyclopedia of Social Work (17th ed., Vol.2. 1175—1180). N. Y., National Association of • lul Workers. • Day E. (1979). Program i»vclopment. N. Y., National Federation of ulllments. • HillmanA. (1960).Neighborhood fillers Today. N. Y., National Federation of Ufllmcnts. • Loavenbruck G. (1983).Utommended Job Classification and Salary HUidards for Neighborhood Centers. N. Y.,Nllled Neighborhood Centers of America. • 4uvenbruck G. (1984). Unpublished research. WaldL. (1915). The House on Henry Street. ■•: Henry Holt & Co.