Научные исследования по вопросам рождаемости.

Хотелось бы отметить и положительное явление: в последнее время предпринимают­ся значительные усилия по разработке и про­верке моделей как на макро-, так и на микро­уровне, которые помогли бы объяснить изменение рождаемости. На макроуровне стоит задача выделить причинные факторы, связанные с переходом от высокой к низкой рождаемости в процессе модернизации во всемирном масштабе. На микроуровне про­должаются усилия по определению факто­ров, приводящих к тому, что программы пла­нирования семьи теряют участников из-за их отказа от завершения программ. Исследова­ния на макро- и микроуровне приводят к сходным выводам, а именно: 1) существует одинаковый набор факторов отказа в макро-и микроуровнях — это стоимость регулиро­вания, ориентации семьи и демографические характеристики; 2) 60% всех людей, исполь­зующих различные методы контрацепции, делают это в рамках той или иной программы планирования семьи; 3) выявлена явно выра­женная эмпирическая соотнесенность между применением противозачаточных средств и методов и ограничением рождаемости. Та­ким образом, исследования, в которых дела­ется попытка объяснить, почему люди прибе­гают к помощи программ предупреждения беременности, могут помочь в выработке на­правления деятельности организаций по пла­нированию семьи и практических сотрудников, оказывающих помощь женщинам и супружеским парам в планировании ограничения рождаемости и сегодня, и в будущем.

Два систематизирующих обзора приводят в кратком обобщающем виде многочисленные публикации по факторам и схемам предложенным для объяснения того, как и кому оказывается такая помощь. Дж. Маккинли (1972) выделил в исследованиях не сколько групп факторов для объяснения того, почему люди стремятся получить помощь медицинских учреждений или социальных служб, а именно: экономические, социодемографические, географические, социопсихологические, социокультурные и организационные, относящиеся к функционированиюслужб такой помощи. Из всех этих фактором, пожалуй, наиболее значимым для разработки прогноза относительно перспектив оказания такой помощи и ее результатов являются социокультурные факторы (образ жизни, принадлежность к той или иной социальной подгруппе, структура семьи и схемы взаимоотношений) и социопсихологические факторы (восприятие проблемы и ее последствий, а также представления о здоровье и эффективности действий). В 1980 г. К. Каммингс, М. Беккер и К. Мейл проанализировали 14 моделей оказания помощи, которые были разработаны и неоднократно проверены в период с 1950 по 1980 г., с целью выявить их структурное сходство и сделать первый шаг к разработке единой теории. Среди автором этих моделей были Р. А. Андерсон, (1968), Дж. Андерсон и Д. Бартус (1973), А. Антоновски и Р. Кэтс (1970), X. Фабрега (1973, 1974), Г. Хохбаум (1958), С. Кар (1977, 1978), С. Кэлс и С. Кобб (1966), Дж. Коуза и Л. Робертсон (1975), Дж. Лэнгли (1977), Д. Микэник (1968), Дж. Розенсток (1966) и Э. Сачмэн (1966). В ходе анализа было выявлено шесть групп факторов, включая: доступность помощи; отношение к такой помощи; опасность заболевания или неблагоприятного исхода; информированность о болезнях; выборочные демографические характеристики; социальное взаимодействие, социальные нормы и социальные структуры.

Наглядным примером того, насколько эти переменные структуры полезны для определения направления исследований в области разработки программ и предоставления помощи, может служить обзор и оценка программы физиологических методов планирования семьи в островном государстве Мавритания в Индийском океане (Дж. Коннер и Н. Видер, 1980, 1984). Переменные, выведенные из моделей предоставления помощи, были использованы для выявления факторов, позволяющих прогнозировать осу­ществление программы ее участниками в полном объеме или отказ от ее завершения, для двух репрезентативных групп участников. Выявленные факторы прогноза были признаны поддающимися коррекции на уровне программы или непосредственно при оказании помощи. Конкретно было выявле­но, что четыре фактора, дающие основание прогнозировать отказ от завершения про­граммы, имеют непосредственное отношение к доступности помощи. Они включают: со­гласие в прошлом на участие в программе планирования семьи и впоследствии отказ от ее завершения; меньшее количество встреч с инструктором, разъясняющим содержание программы, или сотрудником, непосредственно ее осуществляющим, и меньшее коли­чество их посещений или встреч с ними в период до регистрации для участия в про­грамме, нежели у тех, кто не прервал участие в программе; трудность разъяснения того или иного метода непосредственно дома у участ­ника программы; значительно более низкая вероятность согласия на обсуждение с инст­руктором вопросов воспитания детей, труд­ностей и проблем семейной жизни и ведения домашнего хозяйства у тех, кто, скорее всего, не доведет программу до конца. Было выявле­но, что два фактора связаны с отношением такой помощи: желание использовать метод планирования для продления промежутков между родами, а не для предотвращения беременности; низкая мотивация и незаинтере­сованность в использовании конкретного выбранного метода. К факторам, связанным с социальным взаимодействием, социальными нормами и структурами, относятся малая заинтересованность мужа в планировании семьи, а также отсутствие поддержки в этом со стороны других членов семьи. Две катего­рии переменных, которые были одинаковы у прошедших программу до конца и у не завер­шивших ее, — это факторы, связанные с угрозой беременности, и отдельные демографические аспекты, что отражает, возможно, относительную однородность населения.

Другие исследования, изучавшие репрезентативные группы населения в "третьем мире", дают данные о значимости некоторых из этих переменных факторов и привлекают внимание к другим, которые также могут кое-что прояснить. Исследования, посвященные программам планирования семьи и использо­вания физиологических методов, также обнаружили, что отказ от завершения программы часто связан с неудачным применением таких методов в прошлом, отсутствием заинтересованности и стремлением увеличить пе­риод между родами, а не предотвратить бере­менность. Исследователи пришли к выводу, что, для того чтобы стимулировать продолже­ние применения методов планирования семьи путем усиления мотивации супруже­ской пары, особенно важны индивидуальное обучение применению метода и последую­щая помощь по месту жительства. Было уста­новлено также, что на продолжение примене­ния этих методов влияет готовность супружеской пары к сотрудничеству.

В качестве важных переменных факторов могут выступать уровень образования, опре­деляющий способность понять объяснения по применению метода, и умение достигнуть взаимопонимания с инструктором, с партне­рами, с членами семьи, а также информиро­ванность о возможностях получения помощи и вариантах выбора. Было также обнаруже­но, что, когда в расчет принимались и инте­ресы партнера, а не только непосредственного участника программы, было меньше отказов от продолжения применения метода.

Эти выводы исследователей — лишь не­большая часть накопленных к настоящему времени данных о факторах, обусловливаю­щих постоянное применение методов плани­рования семьи или позволяющих делать про­гнозы относительно такого применения. Существует также огромное количество пуб­ликаций о факторах, детерминирующих рождаемость или способствующих ее повышению. Методы, использованные в этих исследованиях, демонстрируют значитель­ное разнообразие в подходах и уровне компе­тентности их авторов. Однако достаточно большая степень совпадения выводов относи­тельно динамики отношений партнеров и их взаимодействия, ориентации, влияния семьи и ближайшего окружения помогла тем, кто разрабатывает политику, занимается социальным планированием и непосредственно оказанием помощи населению, перейти к бо­лее эффективному, чем в недавнем прошлом, определению основных направлений про­грамм планирования семьи в "третьем мире" и главных точек приложения усилий.

Наши рекомендации