Научные исследования по вопросам рождаемости.
Хотелось бы отметить и положительное явление: в последнее время предпринимаются значительные усилия по разработке и проверке моделей как на макро-, так и на микроуровне, которые помогли бы объяснить изменение рождаемости. На макроуровне стоит задача выделить причинные факторы, связанные с переходом от высокой к низкой рождаемости в процессе модернизации во всемирном масштабе. На микроуровне продолжаются усилия по определению факторов, приводящих к тому, что программы планирования семьи теряют участников из-за их отказа от завершения программ. Исследования на макро- и микроуровне приводят к сходным выводам, а именно: 1) существует одинаковый набор факторов отказа в макро-и микроуровнях — это стоимость регулирования, ориентации семьи и демографические характеристики; 2) 60% всех людей, использующих различные методы контрацепции, делают это в рамках той или иной программы планирования семьи; 3) выявлена явно выраженная эмпирическая соотнесенность между применением противозачаточных средств и методов и ограничением рождаемости. Таким образом, исследования, в которых делается попытка объяснить, почему люди прибегают к помощи программ предупреждения беременности, могут помочь в выработке направления деятельности организаций по планированию семьи и практических сотрудников, оказывающих помощь женщинам и супружеским парам в планировании ограничения рождаемости и сегодня, и в будущем.
Два систематизирующих обзора приводят в кратком обобщающем виде многочисленные публикации по факторам и схемам предложенным для объяснения того, как и кому оказывается такая помощь. Дж. Маккинли (1972) выделил в исследованиях не сколько групп факторов для объяснения того, почему люди стремятся получить помощь медицинских учреждений или социальных служб, а именно: экономические, социодемографические, географические, социопсихологические, социокультурные и организационные, относящиеся к функционированиюслужб такой помощи. Из всех этих фактором, пожалуй, наиболее значимым для разработки прогноза относительно перспектив оказания такой помощи и ее результатов являются социокультурные факторы (образ жизни, принадлежность к той или иной социальной подгруппе, структура семьи и схемы взаимоотношений) и социопсихологические факторы (восприятие проблемы и ее последствий, а также представления о здоровье и эффективности действий). В 1980 г. К. Каммингс, М. Беккер и К. Мейл проанализировали 14 моделей оказания помощи, которые были разработаны и неоднократно проверены в период с 1950 по 1980 г., с целью выявить их структурное сходство и сделать первый шаг к разработке единой теории. Среди автором этих моделей были Р. А. Андерсон, (1968), Дж. Андерсон и Д. Бартус (1973), А. Антоновски и Р. Кэтс (1970), X. Фабрега (1973, 1974), Г. Хохбаум (1958), С. Кар (1977, 1978), С. Кэлс и С. Кобб (1966), Дж. Коуза и Л. Робертсон (1975), Дж. Лэнгли (1977), Д. Микэник (1968), Дж. Розенсток (1966) и Э. Сачмэн (1966). В ходе анализа было выявлено шесть групп факторов, включая: доступность помощи; отношение к такой помощи; опасность заболевания или неблагоприятного исхода; информированность о болезнях; выборочные демографические характеристики; социальное взаимодействие, социальные нормы и социальные структуры.
Наглядным примером того, насколько эти переменные структуры полезны для определения направления исследований в области разработки программ и предоставления помощи, может служить обзор и оценка программы физиологических методов планирования семьи в островном государстве Мавритания в Индийском океане (Дж. Коннер и Н. Видер, 1980, 1984). Переменные, выведенные из моделей предоставления помощи, были использованы для выявления факторов, позволяющих прогнозировать осуществление программы ее участниками в полном объеме или отказ от ее завершения, для двух репрезентативных групп участников. Выявленные факторы прогноза были признаны поддающимися коррекции на уровне программы или непосредственно при оказании помощи. Конкретно было выявлено, что четыре фактора, дающие основание прогнозировать отказ от завершения программы, имеют непосредственное отношение к доступности помощи. Они включают: согласие в прошлом на участие в программе планирования семьи и впоследствии отказ от ее завершения; меньшее количество встреч с инструктором, разъясняющим содержание программы, или сотрудником, непосредственно ее осуществляющим, и меньшее количество их посещений или встреч с ними в период до регистрации для участия в программе, нежели у тех, кто не прервал участие в программе; трудность разъяснения того или иного метода непосредственно дома у участника программы; значительно более низкая вероятность согласия на обсуждение с инструктором вопросов воспитания детей, трудностей и проблем семейной жизни и ведения домашнего хозяйства у тех, кто, скорее всего, не доведет программу до конца. Было выявлено, что два фактора связаны с отношением такой помощи: желание использовать метод планирования для продления промежутков между родами, а не для предотвращения беременности; низкая мотивация и незаинтересованность в использовании конкретного выбранного метода. К факторам, связанным с социальным взаимодействием, социальными нормами и структурами, относятся малая заинтересованность мужа в планировании семьи, а также отсутствие поддержки в этом со стороны других членов семьи. Две категории переменных, которые были одинаковы у прошедших программу до конца и у не завершивших ее, — это факторы, связанные с угрозой беременности, и отдельные демографические аспекты, что отражает, возможно, относительную однородность населения.
Другие исследования, изучавшие репрезентативные группы населения в "третьем мире", дают данные о значимости некоторых из этих переменных факторов и привлекают внимание к другим, которые также могут кое-что прояснить. Исследования, посвященные программам планирования семьи и использования физиологических методов, также обнаружили, что отказ от завершения программы часто связан с неудачным применением таких методов в прошлом, отсутствием заинтересованности и стремлением увеличить период между родами, а не предотвратить беременность. Исследователи пришли к выводу, что, для того чтобы стимулировать продолжение применения методов планирования семьи путем усиления мотивации супружеской пары, особенно важны индивидуальное обучение применению метода и последующая помощь по месту жительства. Было установлено также, что на продолжение применения этих методов влияет готовность супружеской пары к сотрудничеству.
В качестве важных переменных факторов могут выступать уровень образования, определяющий способность понять объяснения по применению метода, и умение достигнуть взаимопонимания с инструктором, с партнерами, с членами семьи, а также информированность о возможностях получения помощи и вариантах выбора. Было также обнаружено, что, когда в расчет принимались и интересы партнера, а не только непосредственного участника программы, было меньше отказов от продолжения применения метода.
Эти выводы исследователей — лишь небольшая часть накопленных к настоящему времени данных о факторах, обусловливающих постоянное применение методов планирования семьи или позволяющих делать прогнозы относительно такого применения. Существует также огромное количество публикаций о факторах, детерминирующих рождаемость или способствующих ее повышению. Методы, использованные в этих исследованиях, демонстрируют значительное разнообразие в подходах и уровне компетентности их авторов. Однако достаточно большая степень совпадения выводов относительно динамики отношений партнеров и их взаимодействия, ориентации, влияния семьи и ближайшего окружения помогла тем, кто разрабатывает политику, занимается социальным планированием и непосредственно оказанием помощи населению, перейти к более эффективному, чем в недавнем прошлом, определению основных направлений программ планирования семьи в "третьем мире" и главных точек приложения усилий.