История сельского социального обеспечения.
Начало организованного национального движения, ставящего целью повышение благосостояния людей, проживающих в сельской местности, можно отнести к 1908 г., когда президент Т. Рузвельт организовал комитет, занимающийся проблемами жизни на селе. Хотя основные принципы этого движения были выдвинуты ведущими землевладельцами, министрами, социологами и журналистами еще до создания комитета, его работа помогла направить социальную политику на проблемы села.
Конференция по проблемам детей, проведенная Белым домом 1908г., наложила свой отпечаток на планирование и организацию заботы о детях и их защиты как в городе, так и на селе. Эта конференция составила Детскую хартию. Как следствие, некоторые штаты, начиная с Иллинойса и Миссури, в 1911 г. издали законы об охране материнства. Эти законы были использованы окружными судами, и их влияние на окружном уровне было одинаково как в городе, так и на селе (Дж.Браун, 1935). Но вплоть до первой мировой войны никаких более серьезных усилий не было предпринято для улучшения социальной работы на селе.
Первая мировая война наложила свой отпечаток на благотворительную деятельность на селе. Службы Американского Красного Креста являлись важным средством обслуживания людей по всей стране. Специалисты по работе в сельской местности были включены в штат Красного Креста, в его рамках были организованы соответствующие подразделения. Деятельность организаций Красного Креста была направлена на смягчение нужд гражданских семей в военное время, а после войны эти расширенные службы нашли себе разумное применение, в том числе и в сельской местности. Хотя их усилия стимулировали и другие государственные и национальные агенства к расширению деятельности в сельских районах, результаты были весьма неопределенными. Методы социальной работы, применяемые в городе, во многих случаях не подходили для сельской местности и не одобрялись сельскими жителями. Социальные работники, обучавшиеся в городе, часто говорилио трудностях, с которыми им приходилось сталкиваться в работе на селе. Работая не за страх, а за совесть, даже под натиском «Великой депрессии», организации Красного Креста, некоторые подростковые суды, добровольческие организации, как, например, Лига социального обеспечения детей Америки, Ассоциация благосостояния семьи, создали программы социальной работы на селе.
Значительно более глубокая и перспективная схема организации помощи и социальных услуг в сельских округах была запущена в действие после создания Федеральной администрации по оказанию целевой помощи в чрезвычайных ситуациях и утверждения федерального закона об оказании помощи в чрезвычайных ситуациях (1933). Эта акция положила начало программе государственной помощи, оказываемой под руководством специально подготовленных людей во всех уголках страны. Обучающие программы, созданные на базе программы государственной помощи, подготовили много сельских жителей для профессиональной социальной работы, приглашая для обучения бывших учителей, инженеров и даже фермеров и знакомя их с последними достижениями в области организации социальной помощи (Э. Мартинес-Броули, 1981).
После начала этой работы большинство социальных программ на селе оказались под государственным покровительством. Но, к сожалению, под влиянием событий второй мировой войны пионерский энтузиазм, с которым проводилась социальная работа на селе в годы депрессии, начал спадать. В последующие 20 лет социальная работа на селе замерла, пока подъем и процветание послевоенной экономики не изменили настроение нации.
Современное положение.
Многие ученые и политики видели корни гражданских волнений, прокатившихся по стране в 60-е годы, в массовом переезде беднейших крестьян из сельских районов в города. В 1964 г. конгресс издал Закон о равных экономических возможностях, который вводил 10 отдельных программ борьбы с бедностью, осуществлением которых руководил Комитет экономических возможностей.
При всей критике в адрес закона 1964 г. он явился огромной поддержкой для сельских жителей. Согласно этому закону, биржи труда (центры по распределению рабочих мест) должны были быть равномерно распределены в сельских областях и городах. Статья этого закона придавала юридический статус общественным городским и сельским программам, согласно которым выделялись средства, равномерно распределяемые между городом и селом. Еще одна статья узаконивала программы, целью которых было повышение уровня жизни и доходов сельских и переезжающих в села семей.
По крайней мере еще два существенных момента повлияли на направленность деятельности социальных работников на селе. Первым из них явилось утверждение в 1963 г. Закона о центрах психического здоровья в территориальных общинах. В центрах психического здоровья (Р. Финк, 1977) социальные работники составляют основную часть работающего персонала. Хотя психиатров в сельских центрах было намного меньше, чем в городских, количество социальных работников, психологов и медсестер было одинаковым. Повышение интереса к социальной работе на селе вызывалось еще и тем, что в сельских центрах было задействовано много парапрофессионалов, которые ранее закончили курсы социальной работы.
Вторым моментом явилось создание сети региональных комиссий (в Аппалачах, Озарке, Новой Англии, верховьях Великих озер и др.) для предотвращения бедности в наиболее отсталых районах страны. Хотя основное внимание комиссии уделяли экономической стороне вопроса, однако социальные проблемы тоже должны были получить свое решение (Г. Кодилл, 1962; Дж. Феттерман, 1967; Дж. Стефенсон, 1968, Дж. Уэллер, 1965).
В ходе деятельности, связанной с проблемами преодоления бедности и улучшения психического здоровья, социальные работники снова обратили внимание на проблемы сельских районов. Поток новой социальной литературы также дал толчок развитию социальной работы на селе. К 1975 г. ряд известных практиков и ученых возглавили деятельность по оживлению социальной работы в сельской местности.
Публикация в 1976 г. книги под редакцией Л. Гинсберга "Социальная работа в сельских общинах" стала важной вехой на пути возрождения социальной работы на селе. В то же время (июль 1976 г.) в Национальном институте социальной работы в сельских районах в Кноксвилле было создано постоянно действующее совещание по социальной работе на селе. Совещание призвало к проведению широкомасштабной кампании за свое признание с помощью таких социальных организаций, как Совет по образованию социальных работников и Национальная ассоциация социальных работников. Хотя совещание было ближе к социальному движению, чем к формальной организации, общая деятельность всех его участников помогла достичь необыкновенных результатов. Первый документ об утверждении национальной политики социальной работы на селе был принят в 1977 г. Ассамблеей Национальной ассоциации социальных работников. Проводилась работа по созданию института социальной работы на селе. Она приняла форму ежегодного съезда по проблемам социальной работы, средства на проведение которого постоянно, начиная с 1976 г., выделялись различными колледжами и университетами. Это положило начало развитию исследований в области сельской жизни; появилось orpoмное количество книг и статей, посвященных социальной работе и образованию на селе. Также стал выходить новый журнал "Гуманитарные услуги в сельской среде", который явился распространителем научных исследований по проблемам села.