Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи.
Изучение программ оказания помощи жертвам половых преступлений позволяет выделить ряд вопросов (М. Харви, 1982а, 1982в; К. Уилсон, 1981; К. Холмс, 1981). Они прежде всего связаны с расширением набора услуг, финансированием, взаимодействием между агентствами, управлением, оценкой результатов и отчетностью.
Расширение спектра услуг в каждом конкретном случае обычно зависит от общих взглядов руководителей данного центра и его персонала, а также от обычаев и норм данной местности. Соотношение между оказанием непосредственной помощи и работой среди населения может быть различным для разных агентств. Основной вопрос заключается в том, следует ли сосредоточить главные силы на постижении социальных перемен, на работе с населением и на разъяснительных мерах, призванных предотвратить насилие, или заниматься преимущественно помощью жертвам насилия. На этот вопрос даются самые разнообразные ответы в зависимости от специфики населения данной местности, от тех, кто финансирует центр, его руководителей и сотрудников.
Вызывает озабоченность и качество помощи. При использовании добровольцевчасто ощущается нужда в более тщательном их отборе и подготовке. Возник, в частности, вопрос, может ли выступать в качестве добровольца женщина, сама ставшая жертвой насилия. Предполагается, что женщина, пере жившая подобное происшествие, может успешно работать лишь в том случае, если сможет отделить свои переживания от переживаний своей клиентки.
Существует и проблема, связанная с контингентом лиц, получающих помощь. Она должна распространяться, например, на цветных женщин и быть доступной для них. Большинство исследователей в области виктимологии изнасилования считают, что чернокожие женщины в большей мере, чем белые, подвергаются риску стать жертвами этого преступления. Однако первоначально как сама помощь жертвам насилия, так и породившее ее женское движение находились под преимущественным влиянием белых женщин. Цветные женщины в таких крупнейших городах, как Вашингтон и Нью-Иорк, призвали к мультирасовому подходу.
Средства для финансирования помощи жертвам половых преступлений, профилактики и контроля поступают из разных источников, число которых растет по мере того, как разрастается сама эта социальная проблема. Программы финансируются из средств местной администрации, правительств штатов и федеральной администрации, а также из фондов, занимающихся вопросами уголовного процесса, психического здоровья, здравоохранения, социальных услуг, работой с молодежью, случаями плохого обращения с детьми. Субсидии поступают от промышленных корпораций и частных организаций социальной работы, таких, как "Юнайтед уэй — Юнайтед апил". Некоторые агентства взимают плату в зависимости от положения клиентки и характера помощи. Иногда агентства отказываются принимать субсидии от тех сторон, которые требуют отчетности, нарушающей принципы доверительности.
Большинство центров, оказывающих помощь жертвам половых преступлений, интегрированы в общую местную систему агентств. Эти центры часто возникали и развивались в условиях конкуренции и концептуальных конфликтов с более традиционными учреждениями социальных услуг. Выгоды сотрудничества по общим проблемам, в изыскании ресурсов и польза от взаимной поддержки способствовали установлению более или менее дружественного взаимодействия.
Существуют значительные различия в организационных и штатных структурах. М. Барт, Дж. Горник и К. Питтман замечают, что лишь немногие из центров помощи жертвам насилия, успешно действующих в наши дни, имеют сходство с радикальными феминистскими организациями начала 70-х годов. По своей ориентации эти центры весьма различны, начиная от последовательно феминистских и кончая теми, которые весьма активно отвергают связь с феминизмом. Некоторые центры до сих пор имеют коллективную форму организации, но в большинстве случаев они управляются традиционными иерархическими структурами. В некоторых агентствах наблюдаются и смешанные структуры, о которых Берит Лэйки, директор успешно действующей Организации женщин против изнасилований, говорит, что иерархия в них является "почти неразличимой". Имеется в виду система, в которой сравнительно мало уровней и решения вырабатываются коллективно, но при этом существует несколько высших уровней ответственности и власти.
Внутри агентств возникают разногласия вокруг форм административного контроля, концептуальных основ деятельности, соотношения профессионалов и добровольцев и того места, которое должна занимать деятельность, направленная на достижение изменений в общественном сознании.
Роль социальной работы.
Помощь жертвам половых преступлений на практическом уровне с самого начала организовывалась и оказывалась в рамках феминистского движения. Ни одна из профессий не может приписать себе эту заслугу. Порой к этой работе привлекали и социальных работников, но не как специалистов, а как "единомышленников". Они входили в состав групп, создававших первые центры, и организовывали оказание помощи пострадавшим, в особенности при больницах (С. Маккомби, 1980).
В 70-е годы статьи по этой тематике начали появляться в изданиях, связанных с социальной работой (С. Фокс и Д. Шерл, 1972; Г. Абарбанел, 1976; Г. Хардгроув, 1976), и профессиональных работников этой сферы начали привлекать для оказания помощи и в новых центрах, и в традиционных агентствах. Они выступали здесь и в качестве специалистов, и в качестве заинтересованных добровольцев.
По мере того как система помощи жертвам половых преступлений расширялась, все больше социальных работников принимало в ней участие. Здесь находил себе полезное применение опыт местных учреждений социальной работы по защите интересов клиента, проведению консультаций, работе с группой. Социальные работники разрабатывали программы, обучали персонал, добровольцев и студентов, проводили консультации для пострадавших непосредственно после происшествия и на долгосрочной основе, руководили работой по осуществлению программ. Они продолжали оказывать помощь жертвам насилия в специализированных центрах, в обычных больницах и в психиатрических лечебницах.
Заключение.
Проблемы, стоящие перед профессиональной социальной работой в связи с оказанием помощи жертвам половых преступлений, совпадают с теми, с которыми приходится иметь дело в других областях — отчетность, профессионализация, использование добровольцев и эффективность. Социальные работники и впредь будут применять в полном объеме свои опыт и навыки там, где это может служить интересам данного контингента клиентов. Более того, система ценностей, присущих социальной работе, совпадает с философской основой, на которую опирается система оказания помощи жертвам половых преступлений. В ней уделяется внимание и клиническому вмешательству, и защите интересов клиента на индивидуальном уровне, и изменению нравственных норм того общества, которое столь долго игнорировало и само изнасилование как преступление, и его жертвы. Знания и опыт социальных работников в работе с населением и воздействие на общественное сознание могут помочь обществу преодолеть те женоненавистнические взгляды, благодаря которым только и может существовать насилие.
Беверли Туми.
См. также: Сексуальное насилие над детьми.
• Abarbanel G. (1976). Helping Victims of Rape.— Social Work, 21(6), 478—482. • Brodyaga L., Gates M., Singer S., Tucker M., White R. (1975). Rape and Its Victims: A Report for Citizens, Health Facilities and Criminal Justice Agencies. Wash., D. C: U. S. Department of Justice. • Browntniller S. (1975). Against Our Will: Men, Women and Rape. N. Y.: Simon & Schuster. • Burgess A., Holmstrom L. (1974). Rape: Victims of Crisis, Md.: Robert J. Bradz Co. • Burt M., Gornick /., Pittman K. (1984). Feminism and Rape Crisis Centers.— Wash., D. C: Urban Institute. • Davenport J., Davenport J. (1979). The Rural Rape Crisis Center: A Model.— Human Services in the Rural Environment, 4(1), 29—39. • Dean С W., de Bruyn-Kops M. (1982). The Crime and Consequences of Rape. Springfield, 111.: Charles С Thomas, Publisher. • DeckardB. S. (1979). The Women's Movement (2nd ed.). N. Y.: Harper & Row. • Fox S. S., ScherlD. (1972). Crisis Intervention With Victims of Rape.— Social Work, 17(1), 37—42. • Gornick J., Burt M., Pittman K. (1983). Structure and Activities of Rape Crisis Centers in the Early 1980's.— Wash., D. C: Urban Institute. • GraffS. (1978). Freeing Our Lives: A Feminist Analysis. Columbus, Ohio: Women Against Rape. • Hardgrove G. (1976). An Interagency Service Network to Meet Needs of Rape Victims.— Social Casework, 57(4), 245—253. • Harvey M. R. (1982a). Helping Victims and Preventing Rape: A Look at Three Effective Service Programs.— Response, 5(4), 4—6. • Harvey M. R. (1982b). Helping Victims and Preventing Rape: Underpinnings of Program Effectiveness and Success.— Response, 5(5), 7—9. • Holmes K. (1981). Services for Victims of Rape: A Dualistic Model.— Social Casework, 62(1), 30—39. • Katz S., Mazur M. (1979). Understanding the Rape Victim: A Synthesis of Research Findings. N. Y.: John Wiley & Sons. • McCoinbie S. (1980). The Rape Crisis Intervention Handbook: A Guide for Victim Care. N. Y.: Plenum Press. • Mc/ntyre J. J., Myint Т., Curtis L. (1979, August). Sexual Assault Outcomes: Completed and Attempted Rapes. Paper presented at the annual meeting of the American Sociological Association. • Warner С S. (1980). Rape and Sexual Assault: Management and Intervention. Germantown, Md.: Aspen Systems. • Wigmore J. H. (1970). Evidence in Trials at Common Law (rev. by J. H. Chadbourn, Vol. ЗА, § 924a, p. 736). Boston: Uttle, Brown & Co. • Wilson С F. (1981). Violence Against Women: Annotated Bibliography. Boston: G. K. Hall & Co. • Yassen /., Glass L. (1984). Sexual Assault Survivors Croups: A Feminist Practice Perspective.— Social Work, 29(3), 252—257.
СЕКСУАЛЬНОСТЬ.
Социальные работники издавна привлекались к решению проблем, связанных с сексом. В известной книге "Сексуальное поведение мужчин" А. Кинзи, У. Поумрой и К. Мартин (1948) констатировали, что "социальные работники сталкиваются с сексуальными проблемами даже чаще, чем врачи". По приблизительным подсчетам У. Мастерса ("Исправление", 1970), 75% всех сексуальных проблем решали не медики, а специалисты в других областях; среди четырех названных им профессий была социальная работа. В последние годы социальная работа продолжает оставаться в первых рядах профессий, связанных с разрешением сексуальных проблем, и это в значительной степени нашло свое отражение в сфере подготовки социальных работников (Л. Браун, 1981; Б. Шлезингер, 1983).
Обеспокоенность социальных работников проблемами сексуальности в обществевполне закономерна — достаточно вспомнить о профессиональном акценте социальной работы на понимании потребностей и деятельности индивидов в их социальном окружении и о профессиональных обязательствах по обеспечению справедливости. Сюда входит помощь разнообразным группам населения, направленная на удовлетворение их потребностей в рамках существующих социальных институтов. Такие категории пациентов, как подростки, госпитализированные и хронически больные люди, семьи с одним родителем, молодые люди — инвалиды детства, не говоря уже о жертвах изнасилований, инцестов и опасных для жизни заболеваний, передающихся половым путем, неизбежно заставляют социальных работников акцентировать внимание на их сексуальных отношениях, интересах, предпочтениях и поведении.
Однако в практике социальной работы, несмотря на все усилия, предпринятые в последние десятилетия и направленные на улучшение качества подготовки социальных работников в данной области (Б. Шлезингер, 1983), степень понимания сексуального аспекта проблем клиентов или умение работать у разных работников и в разных агентствах различна. Тем не менее у многих социальных работников крепнут готовность и желание исследовать вопросы и проблемы, связанные с сексом, и применить для их решения весь диапазон возможностей социальной работы.
Наряду с потребностями в пище и пристанище секс и интимные отношения могут считаться основными потребностями человека. Как заметила мать Тереза, "голод испытывают не только в отношении куска хлеба. Голод, идущий из глубины души, испытывают и в отношении любви. В человеке живет страстное стремление любить и быть любимым" ("Мать Тереза...", 1984).
В 80-е годы очень возрос объем литературы, посвященной социальной работе в области сексуальных проблем. Основные учебники по практической социальной работе в настоящее время содержат материал по сексуальным вопросам (К. Застроу, 1985), а соответствующие журналы пытаются оказать посильную помощь в связи с такими проблемами, как изнасилование, инцест, сексуальное воспитание, абортыи СПИД. В 1982 г. начал издаваться "Журнал социальной работы и человеческой сексуальности", целиком посвященный пропаганде достижений в области социальной работы и размышлениям на тему сексуального поведения. На общенациональных совещаниях деятелей образования в области социальной работы и практикующих социальных работников регулярно обсуждаются научные доклады и работают секции по сексуальности. Социальные работники ныне значительно меньше, чем прежде, противятся непосредственному участию в решении проблем, связанных с сексом (X. Гочрос, 1971).
Проблемы определения.
Сексуальность человека — в особенности связанные с сексом вопросы и проблемы, с которыми имеют дело социальные работники, — может быть понята лишь как взаимосвязь желаний, потребностей и поведения индивида с его социокультурной и политической средой. Степень влияния гормонального и генетического факторов на специфическое сексуальное поведение является предметом исследования и полемики. Ясно, что биология и среда в их взаимосвязи определяют сексуальное поведение, а модели и проблемы сексуального поведения, с которыми имеют дело социальные работники, большей частью имеют долгую и сложную историю. На сексуальное поведение человека сильно воздействуют возраст, пол, здоровье и физическое состояние, личностные качества, социокультурная и экономическая референтные группы (т. е. группы, нормы и ценности которых являются для него эталоном), а также законодательные ограничения. Культурные и социальные нормы, влияющие на сексуальное поведение, варьируются в зависимости от географического региона и меняются с течением времени. Следовательно, сексуальное поведение должно рассматриваться в рамках определенного социального контекста.
Некоторые сексуальные ценности считаются настолько сами собой разумеющимися, что осознать их можно лишь с позиции другого времени или другой культуры. Например, если ретроспективно рассмотреть каждое из десятилетий со времени основания НАСР, мы увидим, как менялось общественное мнение Америки по вопросам секса. В 50-е годы, время президентства Д. Эйзенхауэра, на способы проявления сексуальности влиял консерватизм, воцарившийся по окончании второй мировой войны. То была эпоха почти викторианской сдержанности. Это нашло отражение в многочисленных чистках, проводимых под руководством сенатора Джозефа Маккарти.
Начало 60-х годов, когда у власти находился президент Джон Ф. Кеннеди, характеризовалось атмосферой экспансивности, веселья и надежд и стало началом периода сексуальной раскрепощенности, большей откровенности в отношении секса и большего внимания со стороны представителей различных служб к лечению половых нарушений, включая такие специфические психофизиологические проблемы, как затруднения с оргазмом и эрекцией. Ставшая событием работа У. Мастерса и В. Джонсона (1966) побуждала представителей сферы социального обслуживания открыто и без предубеждений обращаться к вопросам секса, а для начала признать существование сексуальных проблем как таковых.
70-е годы были десятилетием уотергейтского освобождения от иллюзий, достигшим своего апогея с избранием на пост главы государства Дж. Картера (который, хотя и состоял в браке, позволял себе увлекаться другими женщинами). Последовавшие за этим поиски справедливости, нравственных ценностей и прав человека вывели на первый план проблемы, связанные с правами женщин, гомосексуалистов, а также способствовали осознанию сексуальных прав и потребностей таких групп, как умственно отсталые, инвалиды, престарелыеи дети.
80-е годы были отмечены двумя сроками президентского правления Р. Рейгана и совпавшим с ними ответным ударом по многим из указанных изменений в вопросах секса, оформившимся как движение за возврат к традиционным семейным ценностям, возрождение внимания к моногамным отношениям, построенным на любви и верности (П. Блумштейн и П. Шварц, 1983; Д. Мак-Уиртер и А. Мэттисон, 1984); борьба между сторонниками права женщин на абортыи поборниками права плода на жизнь; растущее внимание к мрачной стороне секса, включая беспокойство по поводу изнасилований, сексуальных посягательств на детей, инцестов и передающихся половым путем заболеваний, таких, как СПИД, гонорейный пельвиоперитонит и герпес половых органов.
Компоненты сексуальности.
Хотя трудно точно определить или очертить границы всех проявлений сексуальности человека в рамках его биологической и социальной матриц, коллективное и индивидуальное проявления сексуальности могут быть осмыслены и сформулированы с помощью следующих разных, но взаимосвязанных понятий.
Чувственность.
Чувственностьвключает в себя эстетическое, психологическое и физическое наслаждение от возбуждения собственного тела и часто, но не обязательно тела партнера. Такое удовлетворение осязательного голода может включать или не включать стимуляцию гениталий, возбуждение и оргазм. Оно утоляет желание физического и, возможно, духовного союза с другим человеком. Выбор определенного типа сексуального поведения и определенного партнера основывается на физических, эстетических, психологических и социокультурных критериях.
Чувственность может усиливаться, если она разделяется с кем-то, кто любит и любим. Несомненно, привязанность, наряду с существующими обязательствами друг перед другом, остается важной предпосылкой сексуальных отношений в сознании большинства американцев. Для многих из них любовь является единственным верным средством усиления сексуальных ощущений.
Хотя в культурных представлениях американцев, как и в большинстве культур, половой акт считается законченным логическим выражением эротически-чувственного желания, самовозбуждение является наиболее распространенным средством достижения оргазма для мужчин и женщин всех возрастов и вызывает наиболее сильный (если не эмоционально, то физиологически) оргазм. Неверное мнение, что чувственный контакт должен обязательно заканчиваться половым актом ("первенство коитуса"), зачастую бывает одной из причин возникновения сексуальных проблем таких групп населения, как пожилыелюди, лица с физическими недостатками и подростки. В самом деле, сказано же, что американцы "или пожимают друг другу руки, или занимаются сексом", исключая какие-либо промежуточные стадии.
Близкие отношения.
Интимность— стремление и способность к эмоциональной и, возможно, физической близости с другим человеком, а также проявление такой близости — уменьшает чувство одиночества, всеобщее в условиях современного стремительно меняющегося урбанистического общества. В таком обществе удовлетворения потребности в интимных отношениях чаще исего ищут в общении с любовником или супругом, а не в кругу большой семьи и друзей, что возможно лишь в более стабильном обществе.
Для большинства американцев близкие отношения и генитальный способ проявления неразрывно связаны. Генитальный секс часто рассматривается как единственный путь к близким отношениям, а близость без полового контакта воспринимается как затруднительная, если не невозможная.
Секс с целью разрядки распространен в Америке не столь широко, как в некоторых других культурах. Возрастающая опасность заболеваний, передающихся половым путем, и обеспокоенность по этому поводу в сочетании с преобладающими в обществе консервативными тенденциями в этой области ускорили в последние годы дальнейший отказ от "случайного" секса.
Близкие отношения сложно определить и измерить. В современных исследованиях высказывается предположение, что существует не один "тип" любви, а несколько, например любовь-страсть и любовь-дружба (С. Дак и Р. Гилмор, 1981; Э. Хэтфилд и Г. Уолстер,1978), и что разные формы любви вызывают различные поведенческие и эмоциональные реакции, требуют особых навыков межличностного общения и имеют различное происхождение. Усилия, которые в настоящее время предпринимают исследователи в этой области, направлены на обнаружение характерных моделей любовных взаимоотношений; на определение того, существуют ли какие-нибудь наследственные различия в том, как мужчины и женщины, принадлежащие к разным культурам, любят и выражают свое чувство, а также на описание эволюционных задач, последовательно возникающих на разных стадиях этих взаимоотношений, будь они гетеросексуальными или гомосексуальными (П. Блумштейн и П. Шварц, 1983; Д. Мак-Уиртер и А. Мэттисон, 1984).
Стрессв интимных взаимоотношениях часто возникает оттого, что каждый партнер балансирует между стремлениями к независимости и слиянию. Следует ждать напряженности там, где существует асимметрия между сходными стремлениями партнеров к независимости и слиянию.
Видимо, во всех любовных взаимоотношениях интимность обычно выражается при помощи одного и того же поведенческого диапазона, хотя проявляться она может в различных формах (К. Свенсон, 1972). Среди возможных форм поведения — вербальное выражение привязанности, признания, поддержки, интереса и поощрения; самораскрытие; физическое проявление чувства (от объятий и поцелуев до полового контакта), а также терпимость к нежелательным качествам партнера. Любовь-страсть характеризуется наличием высокой степени всех этих проявлений наряду с идеализацией любимого человека и поглощенностью им.
В последние десятилетия многие американцы практиковали полигамные взаимоотношения. Такие отношения включали "открытые" браки, групповые браки, обмен супругами и сообщества с нетрадиционными эмоциональными и сексуальными узами и обязательствами.
Воспроизводство.
Люди являются единственным биологическим видом, проявляющим половой интерес, который не кажется прямо связанным с его репродуктивными последствиями. Хотя большинство видов сексуальной активности человека не оканчиваются воспроизводством потомства, отношение к самому воспроизводству оказывает огромное влияние на отношение к сексу и социальное одобрение сексуального поведения.
Во многих культурах сексуальная идентичность личности тесно связана с воспроизводством, а ценность людей определяется количеством детей, которых они произвели на свет. Многие женщины до сих пор считают, что секс без возможности зачатия является неестественным, отвергают противозачаточные средства и прекращают половую жизнь после наступления менопаузы. Действительно, чтобы понимать смысл применения или неприменения контрацептивов, требуется знать, как они влияют на проявление чувственности и сексуальное самоотождествление.
Растущее беспокойство по поводу численности населения, а также тот факт, что для большинства семей в развитых странах наличие множества детей больше не является важным экономическим преимуществом, ослабляют давление, оказываемое на людей, с тем чтобы они доказывали свою "ценность", производя на свет детей. Поскольку многие личностные, экономические и общественные стимулы для приобретения статуса родителя уменьшаются, чему способствуют улучшенная технология и доступность контрацептивов и абортов, сексуальная жизнь человека все больше отделяется от ее репродуктивных функций.
Сексуальная идентификация.
Три аспекта, или три измерения, сексуальной идентификации часто путают друг с другом и с эротическими предпочтениями, обсуждаемыми ниже. Эти три аспекта — биологический пол, половая идентификация и социально-сексуальные роли.
Биологический пол.В этом измерении сексуальная идентификации определяется половой анатомией и физиологией человека. В общих чертах именно это измерение обычно определяет человека как мужчину или женщину. В редких случаях физические характеристики человека (например, врожденная двойственность репродуктивных органов) или хромосомные аномалии не позволяют сразу классифицировать его как мужчину или женщину. Подобные ситуации могут поставить родителей и медицинских работников в затруднительное положение и создать явные сложности для таких людей в будущем.
Толовая идентификация.Отличительной особенностью этого аспекта полового самоотождествления является субъективное ощущение себя мужчиной или женщиной. Люди, чье субъективное восприятие своего пола отличается от их физических половых характеристик, иногда называются "транссексуалами". (Этот термин применяется также для обозначения мужчин и женщин, подвергшихся так называемому хирургическому изменению пола.)
До конца 70-х годов росла тенденция к одобрению сексуальной переориентации, что предполагало изменение физических и поведенческих характеристик человека с целью привести их в соответствие с его природной половой идентификацией, для чего производилась сексуальная терапия. При этом применялись хирургические методы, гормональная терапия, тренировка голоса и консультирование. В последние годы многие медицинские авторитеты относятся к такому лечению менее благосклонно и выражают сомнение относительно долговременной эффективности такого комплекса мер и необратимости процесса значительного повышения удовлетворенности жизнью.
Социально-сексуальная роль.Социально-сексуальные роли воплощают ожидания людей относительно их собственного биологического пола и пола других людей. Сформировавшиеся мнения и отношения, а также вытекающее из них поведение обычно отражают представления данной конкретной культуры о маскулинности и фемининности. Подобные представления меняются в разных культурах и с течением времени. Лица и культуры, не акцентирующие внимание на поведенческих различиях между полами, считаются андрогенными. Такая ориентация, возможно, способствует смягчению напряженности между биологическими полами, а также уменьшению притеснения одного из них или обоих как следствия этой напряженности.
Несмотря на современную тенденцию рассматривать обе социально-сексуальные роли (маскулинность и фемининность) и эротические предпочтения (гетеросексуальность и гомосексуальность) скорее как некий континуум, чем как два полюса, половая идентичность продолжает пониматься как исключительно диморфное явление (т. е. имеющее две отчетливые формы). В самом деле, в нашем языке полы до сих пор характеризуются как "противоположные", а не "различные".
Эротические предпочтения.
Этот аспект сексуального поведения определяется характерными особенностями тех, с кем индивид предпочитает быть связанным эротически-любовными отношениями. Маловероятно, чтобы человека влекло ко всем людям. По мере накопления опыта большинство индивидов формирует некий набор критериев для тех, кто будет, по крайней мере, возбуждать в них эротический интерес. В значительной степени эти качества являются социально предписываемыми и связаны с подбором пары, которая может реализовать такое социально желательное явление, как беременность.
Те, кто предпочитает партнера одного с собой биологического пола, часто обозначаются как "лесбиянки", "геи" или "гомосексуалисты". Индивиды, предпочитающие партнеров другого биологического пола, называются «гетеросексуальпыми» или "правильными". Те же, чей сексуальный выбор включает и мужчин, и женщин, могут называться "амбисексуальными" или "бисексуальными".
Невзирая на склонность как широкой общественности, так и работников сферы социального обслуживания приклеивать людям ярлыки, обозначающие их сексуальные предпочтения, в действительности сексуальная ориентация может меняться со временем и в зависимости от ситуаций. До 25% взрослых индивидов в разной степени испытывают влечение к обоим полам и имеют контакты с ними. Например, установлено, что от 12 до 20% женатых мужчин в некоторой мере имеют гомосексуальную ориентацию (М. Росс, 1983). Несмотря на распространенные стереотипы мышления, не было найдено никаких значительных отличий в эмоциональных установках или удовлетворенности жизнью гомосексуальных и гетеросексуальных индивидов. Большинство проблем, с которыми сталкиваются гомосексуалисты и лесбиянки и с которыми они обращаются к социальным работникам, являются результатом притеснений со стороны общества. Дополнительным трагическим осложнением в жизни мужчин с гомосексуальной ориентацией является быстpoе распространение передающегося половым путем СПИДа. Он представляет опасность для жизни и за сравнительно короткий отрезок времени поразил тысячи геев.
Сексуализация.
Сексуализация представляет собой использование индивидом сексуального поведения с целью повлиять на чувства, установки и поведение других людей или что-то доказать самому себе. Хотя такое поведение может привести к сексуальному возбуждению и даже к получению наслаждения, его мотивацией является достижение целей несексуального порядка.
Вероятно, значительная доля типов сексуального поведения, не говоря уже о поведении, имеющем ярко выраженную сексуальную окраску (например, соблазнении), подпадет под эту категорию. Столь же вероятно, что многие заботы и проблемы, связанные с сексом, возникают, когда секс используется для того, чтобы повлиять на других людей или что-то доказать самому себе.
Например, половой акт и другие сексуальные действия широко применяются — или же от них воздерживаются, — чтобы приобрести влияние на партнера, наказать, унизить его или отомстить ему. Люди нередко пытаются с помощью характера и частоты половых контактов повысить самоуважение, избавиться от скуки или сохранить отношения. Сексуальные партнеры часто осуществляют половой акт потому, что каждый из них полагает, что другой ждет этого, или же оба считают это своей обязанностью. Подростки—а зачастую и взрослые — могут заниматься сексом с целью доказать своим ровесникам, что они заслуживают отношения к себе как к равным. Некоторые женщины выступают инициаторами половых контактов, потому что партнеры обращают на них внимание лишь во время половых сношений.
Сексуальность обычно проявляют при попытке завязать близкие отношения и смягчить чувство одиночества. Это часто оказывается бесполезным занятием, отражающим скудность тех средств установления близких отношений, которые имеются в распоряжении членов общества, особенно его средних слоев. В самом деле, сравнительно слабое удовлетворение потребности в близких отношениях может являться главной причиной того, что Америка поглощена сексом. Секс не гарантирует близких отношений, но все, что перерастает просто хорошие взаимоотношения, гарантирует приятный секс. Разочарование в сексуальной активности выражается в ожидании от секса чего-то такого, чего в нем нет.
Возможно, самым наглядным примером сексуализации отношений является изнасилование. Общепризнано, что мужчина, осуществляющий насилие, обычно делает это не потому, что утратил способность к другим видам сексуальной разрядки, — таким образом он выражает свой гнев по отношению к женщинам, или же мстит за поражение, которое потерпел от одной из них, или же утверждает свою власть над ними. Изнасилование — это не столько половой акт, сколько демонстрация собственного представления о себе и способ дать выход своей агрессивности для большинства преступников и психологическое и социальное потрясение для многих жертв.
Следовательно, представление о сексуализации делает очевидным, что для понимания сексуального поведения клиентов, а также связанных с ним забот и проблем практические социальные работники зачастую должны выходить за рамки знаний об особенностях половой жизни клиентов. Сексуальные мысли и сексуальное поведение могут оказаться для клиента даже более значимыми, чем то, что он делает.