Современные трудности и приоритеты.
Противоречивые требования радикалов 60-х годов, направленные против контроля со стороны государства и в то же время на расширение государственной помощи, основывались на предположении, что бурное развитие экономики послевоенного периода будет продолжаться бесконечно. И только болезненные последствия нефтяного кризиса 1973 г., глубочайшие финансовые потрясения, затронувшие все сферы жизни, заставили радикалов пересмотреть свои взгляды. В ходе анализа этих процессов зарождалась новая форма радикализма. Она была более гибкой, нежели деятельность радикалов 30-х годов, однако столь же идеологичной. Два известных специалиста в области политэкономии — Дж. О'Коннор (1973) и И. Гоу (1979) считают, что при капитализме государство имеет две функции — накопление и легитимацию. Накопление, в которое они включают, в частности, общее и профессиональное образование, стимулирует процессы формирования капитала, роста производительности труда и получения прибыли. Легитимация, которая предполагает, по их мнению, помимо прочего, разработку социальных программ и организацию приютов для бездомных, распространяется на создание проектов и услуг, направленных на сохранение социальной гармонии. Однако эти проекты и услуги не имеют никакого смысла для частного капитала. Они являются необходимыми, но непродуктивными расходами. Поэтому существует потолок для затрат государства на социальные нужды, — ведь обязательность накопления капитала в какой-то момент начинает превалировать над политическими соображениями. Однако, чем сильнее нажим со стороны рабочего класса, тем вероятнее расширение легитимных функций.
Такое видение ситуации позволило радикалам работать в рамках "государства всеобщего благосостояния" и при этом не ощущать своей изоляции от других социальных сил, в частности от рабочего и женского движения. Кроме того, они получили возможность осваивать новые методы и практические приемы деятельности. В 80-е годы социальные действиярадикальных социальных работников охватывали: низовые профсоюзные организации, которые отчасти были созданы из-за усилившихся среди социальных работников требований "индустриализации"; новые социальные проблемы, сочетающие в равной мере насущные нужды клиентов и борьбу против расизма и сексизма; непосредственные политические действия, особенно участие в выборных кампаниях; новые техники, нацеленные на подрыв существующих форм социального воспроизводства (т. е. манипулирования трудящимися и насильственного формирования рабочей силы).
Профсоюзное движение. Деятельность радикалов по созданию профсоюзов вызвана тем, что резкое сокращение бюджетных ассигнований на социальные нужды и требования повысить производительность труда означают подрыв самих основ социальной работы. Развернулись также дискуссии о классовом положении социальных и других профессиональных работников. Самоорганизация стала важной внутрицеховой проблемой. В конце 70-х годов и в последующие десятилетия началось быстрое формирование профсоюзов. Именно благодаря социальным работникам окрепли многие профсоюзы, объединявшие служащих сферы здравоохранения, сотрудников государственных учреждений на уровне муниципалитета, округа и штата. Активисты социальной работы отмечали, что и внутри самих профсоюзов существуют бюрократические структуры, которые нуждаются в преобразованиях.
Новые социальные проблемы.Многие радикалы, в особенности участники феминистского движения и освободительной борьбы чернокожих, сосредоточились на разъяснении новых проблем, которые остались за рамками социальных программ администрации Р. Рейгана. Среди этих проблем — проблемы бездомных и голодающих, а также женщин, подвергающихся избиениям и другим видам жестокого обращения.
Сюда входят также проблемы защиты прав лесбиянок и гомосексуалистов (защита родительских прав гомосексуалистов, оказание помощи гомосексуальным подросткам и т. п.). Присущие радикалам подход и методы отличают постоянное внимание к социальным факторам, порождающим проблемы, и убежденность в том, что решение этих проблем возможно только в более широком контексте. Так, С. Шехтер (1982),рассматривая случаи нанесения побоев женщинам, подчеркивает, что именно чувство полового превосходства вызывает мужское насилие. Точно так же радикальные исследователи проблемы бездомных неизменно говорят о ее расовом аспекте; они доказывают, что ее решение нужно искать в обеспечении жильем городской бедноты, среди которой чернокожие и испаноязычные составляют непропорционально большую часть. Широкое и воинствующее общественное движение 80-х годов пошло на убыль, в результате чего отношение к организаторской деятельности и работе с клиентами стало более спокойным. Однако социально ориентированный и системный подход к таким проблемам, как жилье и занятость, остается отличительной чертой радикальной практики.
Непосредственные политические действия. Резкое сокращение социальных услуг и обострившаяся потребность беднейших слоев общества в получении помощи поставили агентства и их персонал в чрезвычайно сложное финансовое положение. Поворот вправо в политике федеральных властей и администрации многих штатов и городов означал, что при осуществлении более или менее значительных мероприятий в области социального обеспечения нельзя полагаться на поддержку законодателей. Поскольку многие социальные движения и объединения потребителей, действовавшие на общественных началах, стали участвовать в избирательных кампаниях еще до 80-х годов, радикальные практики все чаще стали входить в избирательные комитеты.
Самым популярным было участие в кампании социального обслуживания, которая основывалась на регистрации клиентов в качестве избирателей агентствами, оказывающими им услуги. В результате большое число радикалов и других социальных работников непосредственно включились в выборную борьбу.
Это изменение стратегической линии, резкий отход от неучастия в избирательных кампаниях, характерного для 60-х годов, были положительно восприняты многими радикалами. Однако часть по-прежнему скептически относилась к избирательной деятельности и активной поддержке Демократической партии. Большинство радикалов признало, что нужно продолжать борьбу и искать правильное соотношение между политической активностью в предвыборных кампаниях и повседневной практической социальной работой.
Нововведения в методике работы. Серьезный поворот в радикальной практике в последние годы состоял в том, что усилилось внимание к поискам альтернативных систем оказания услуг и новых методов практической работы. Так, социальные работники сосредоточились на многочисленных, чисто практических проблемах, используя их в широкой стратегии борьбы за перемены.
Многие из существующих альтернативных программ социальных услуг находятся под влиянием идей общественного контроля и антицеховыx настроений, унаследованных от 60-х годов. Это касается проблем, связанных с нанесением побоев женщинам, сексуальными посягательствами, юридическими услугами, особенно для таких уязвимых групп, как чернокожие и лица латиноамериканского происхождения, а также лесбиянки и гомосексуалисты. Речь идет также о проблемах борьбы с голодом и оказании помощи бездомным. Для таких программ характерны уравнительный подход в организации и оплате труда (равной или несущественно отличающейся для профессионалов и канцелярских служащих), информирование персонала и клиентов по всем злободневным социальным вопросам и совместное принятие решений.
Осуществляются и более широкие, хотя и нескоординированные, попытки пересмотреть подход к непосредственной практической работе. Эти попытки сопровождаются социальной критикой тех форм вмешательства, которые чаще всего применяются на практике, и призывами находить новые методы терапии. Критики часто указывают на то, что без внимания остаются социальный контекст проблем и его воздействие на поведение человека. Особенно настойчиво говорят об этом практики, занятые вопросами расы, пола и сексуальных предпочтений (Д. Вивер, 1982; Э. Норман и А. Маркузо, 1980; С. Поттер и Т. Дарти, 1981). Однако далеко не все занимают радикальную позицию по другим проблемам практической социальной работы. Например, некоторые феминистские критики практической социальной работы не интересуются отношениями классов или глобальными проблемами политической экономии.
Вместе с тем их заботы частично пересекаются с требованиями радикалов, выступающих с позиций социализмаи феминизма, когда речь идет о помощи семье, диагностике социальных проблем и роли женщин. Общепризнанна необходимость расширить диагностику и практическое вмешательство, с тем, чтобы лучше представлять, как расовая принадлежность, пол и сексуальные предпочтения влияют на проблемы индивида и его способность к адаптации.
Критика существующей практики все более активно ориентирует общественное мнение на методы П. Фрейра (1973). Он выступал за свободное взаимодействие между преподавателями и студентами, профессионалами и клиентами. Не отрицая приоритет квалификации в этом взаимодействии, преувеличением которого грешили прежние радикальные оценки практической работы, П. Фрейр создал концептуальную схему, освобождающую профессионала и клиента от присущих им ролей (подавляющего и подавляемого) . Он предложил подход, предполагающий сочетание критической оценки с полноценным диалогом, соответствующим языку и культуре клиента.
Радикалы в США продемонстрировали на практике, что система П. Фрейра открывает широкие возможности для нововведений и привнесения политической злободневности в повседневную социальную деятельность. Они утверждают, что соединение решения проблем отдельных клиентов и организаторских действий дает практическим работникам возможность участвовать и в личностных отношениях, и в социальных процессах. А это прямой выход на крупные политико-экономические проблемы. Будущее покажет, удастся ли распространить новые подходы на более широкий круг социальных работников, занятых в различных учреждениях. Для этого необходимо, чтобы радикалы, продолжая увязывать практику с политическим и экономическим контекстом, одновременно уточняли методику конкретных межличностных взаимоотношений, с тем, чтобы предлагаемая ими альтернатива была привлекательной для социальных работников.
Заключение.
Радикальная социальная работа продолжалась в 80-х годах совсем в других формах, чем в 30-х и 60-х. Ее идеологическая ориентация, отношение к профессионализму, оценка государства стали более точными и гибкими, чем раньше. Приведут ли эта гибкость и внимание к повседневной работе с клиентами к усилению влияния радикалов на местах, будет зависеть от многих факторов, в том числе и от того, насколько эффективной станет их деятельность в конкретных сферах. Неприятие концепции "государства всеобщего благосостояния" создало для социальных работников условия, несколько напоминающие условия 30-х годов. Это сходство открывает новые возможности для радикалов. Однако никогда еще в нашем столетии левые в США не были так изолированы и так малочисленны, как сегодня, и это оказывает воздействие на ситуацию. Для радикалов динамика перемен не является чем-то предопределенным. Ситуация постоянно меняется в результате того выбора, который люди делают в рамках своих возможностей. Этот выбор и будет в основном определять судьбу социальной работы до конца XX в.
Стив Бергхардт, Майкл Фабрикант.
• Fisher /. (1980). The Response of Social Work to the Depression. Cambridge, Mass.: Schenkman Publishing Co. • Fisher R. Let the People Decide (1984). Boston: G. K. Hall & Co. • FreireP. (1973). Pedagogy of the Oppressed. N. Y.: Seabury Press. • Cough I. (1979). The Political Economy of the Welfare State. L., England: Macmilian. • Norman E., MarcusoA, (1980). Women's Issues and Social Work Practice. Itasca, III.: F. E. Peacock Publishers. • O'Connor /. (1973). The Fiscal Crisis of the State. N. Y.: St. Martin's Press. • Potter S., Darty T. (1981). Social Work and the Invisible Minority: An Exploration of Lesbianism.— Social Work, 26(3), 187—192. • SchechterS. (1982). Women and Male Violence: The History of the Battered Women's Movement. Boston: South End Press. • Weaver D. (1982). Empowering Treatment Skills for Helping Black Families.— Social Work, 63(2), 100—105.