Анализ экг у лиц молодого возраста.

Л.Р. Ахрамович, С.С. Кочетов


Научный руководитель: профессор, д.м.н. А.В. Синьков
Кафедра функциональной и лучевой диагностики
Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия

Актуальность.В настоящее время отсутствуют данные относительно половозрастных параметров ЭКГ у здоровых лиц в возрасте старше 18 лет. Считается, что в этом возрасте прекращается рост организма и наступает стабилизация основных физиологических функций, включая сердечную деятельность. В то же время темпы роста и созревания организма могут существенно варьировать у различных индивидуумов, обусловливая половозрастные различия показателей ЭКГ.

Цель.Определить нормальные значения и доверительные интервалы параметров ЭКГ у лиц молодого возраста в зависимости от возраста и пола.

Материалы и методы.Проведена регистрация и анализ ЭКГ у 835 студентов ИГМУ (617женщин и 218 мужчин) в возрасте от 17 до 21 лет, средний возраст 19±2 лет. Для регистрации использовали 12 канальный электрокардиограф Shiller AT-1. Параметры ЭКГ определяли с помощью автоматизированного анализатора, встроенного в электрокардиограф. Все обследованные были ранжированы по полу и возрасту (пять групп соответствующего возраста 17, 18, 19, 20, 21 лет). Исследовались следующие показатели: ЧСС, продолжительность интервалов PR, QRS, QT, электрическая ось P, электрическая ось T, амплитуды RV5, SV1, RV5+SV1. Для всех показателей определяли среднее арифметическое значение и среднее квадратичное отклонение, доверительные интервалы. Сравнение групп осуществлялось на основании t-критерия Стьюдента.

Результаты.Не выявлено статистически значимых различий показателей ЭКГ в группах разного возраста. Выявлены статистически значимые различия ряда показателей ЭКГ у мужчин и женщин. У женщин ЧСС была существенно выше чем у мужчин(р<0,01), у мужчин продолжительность интервала QRS, амплитуд RV5, SV1, RV5+SV1 была значимо больше чем у женщин(р<0,01).

Выводы.У лиц молодого возраста гендерные различия оказывают более существенное влияние на показатели ЭКГ, чем возрастные различия. Является целесообразным использовать раздельные нормативы ЧСС, продолжительности интервала QRS, амплитуд RV5, SV1, RV5+SV1 для мужчин и женщин.

______________________________

КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ТЕЧЕНИЯ НАЖБП У ПАЦИЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 1 И 2 ТИПА

А.Э. Штарк


Научный руководитель: профессор, д.м.н. Р.В. Репникова
Кафедра факультетской терапии, проф.болезней и эндокринологии
Кемеровский государственный медицинский университет, г. Кемерово, Россия

Актуальность.В последние годы наблюдается рост количества больных НАЖБП на фоне сахарного диабета (СД), в связи с чем особую актуальность в медицине приобрела проблема поиска приоритетных направлений диагностики и лечения данного заболевания. Развитие неалкогольной жировой болезни печени при СД обусловлено единым патогенезом, основную роль в котором играют инсулинорезистентность и висцеральное ожирение.

Цель.Изучить особенности течения неалкогольной жировой болезни печени у больных сахарным диабетом 1 и 2 типа.

Материалы и методы.Исследование выполнялось на базе эндокринологического отделения ГАУЗ «КОКБ имени С.В. Беляева». Основу базы данных составили истории болезней 45 пациентов, страдающих СД 1 или 2 типа в сочетании с НАЖБП, в возрасте от 23 до 70 лет; средний возраст – 46,9±2,6 лет. Изученная совокупность была представлена 18 мужчинами (40%) и 27 женщинами (60%). С целью постановки диагноза НАЖБП были исключены пациенты, имеющие вирусную этиологию гепатита, алкогольного и лекарственные генезы. Оценка состояния печени проводилась на основании результатов клинического, инструментального и лабораторного исследований пациентов (оценивались индекс массы тела (ИМТ), биохимические показатели глюкозы крови, аланинаминотрансферазы (АЛТ), щелочной фосфатазы, аспартатаминотрансферазы (АСТ), гамма-глутамилтранспептидазы, билирубина, значения общего холестерина, уровень нейтральных жиров и триглицеридов, а также ультразвуковые (УЗ) критерии диагностики НАЖБП).

Результаты.Среди 45 обследованных СД 2 типа страдали 42 пациента (93,3%), 3 – СД 1 типа (6,7%). Инсулинотерапию получали 14 человек (31,1%), 31 (68,9%) – сахароснижающие препараты. Масса тела включенных в исследование людей составила 105,6±3,1 кг, ИМТ – 35,4±2,2 кг/м2. Повышение активности АСТ до 2-3 норм отмечалось у 31 пациента (68,82%), выше 3 норм – у 14 (31,08%). Уровень АЛТ не превышал 5 норм у 42 больных (93,3%), выше 5 норм наблюдался у 3 пациентов (6,66%). Показатели синдрома цитолиза свидетельствуют о наличии активности стеатогепатита. Повышение активности щелочной фосфатазы и билирубина наблюдалось у 10 обследуемых (22,2%), уровня нейтральных жиров – у 12 пациентов (26,7%), холестерина – у 17 больных (37,78%), гипертриглицеридемия имела место у 10 человек (22,2%). Доминирование уровня гамма-глутамилтранспептидазы над показателями щелочной фосфатазы отмечено у 19 больных. По данным УЗ диагностики органов брюшной полости у пациентов отмечалась диффузная гиперэхогенность паренхимы печени, неоднородность ее структуры; нечеткость и/или подчеркнутость сосудистого рисунка; дистальное затухание эхо-сигнала. В общей структуре исследуемых стеатогепатит диагностирован у 17 пациентов (из них 10 (58,8%) – женщин, 7 (41,2%) – мужчин)), стеатогепатоз у 17 – (11 женщин (64,7%), 6 мужчин (35,3%)), фиброз развился у 8 человек (5 женщин (62,5%) и 3 мужчин (37,5%)), цирроз в 2 случаях – у 2 мужчин (100%).

Выводы.Ожирение, сахарный диабет второго типа, гипертриглицеридемия, женский пол, а также возраст старше 45 лет являются наиболее значимыми факторами, способствующими развитию жировой дистрофии печени и её прогрессированию в неалкогольный стеатогепатит с последующим развитием фиброза, а затем и цирроза печени.

______________________________

Наши рекомендации