Обязанности помощника машиниста при нахождении в пункте технического осмотра (ПТО), в резерве электродепо или на линейном пункте.
2.2.1. Помощник машиниста, назначенный в резерв, находится в распоряжении машиниста-инструктора, дежурного по электродепо, оператора электродепо. Он может привлекаться для работы на линии, маневровой работы по обороту составов или в электродепо, для сопровождения обкатки или перегонки, а также для подмены помощников машинистов.
2.2.2. Не допускается при нахождении в резерве, во время перерывов для отдыха и питания, а также во время специальных перерывов покидать место, определённое приказом по электродепо, без уведомления об этом дежурного машиниста-инструктора (дежурного по электродепо, оператора электродепо, дежурного по комнате приема пищи). При получении такого разрешения, возвратившийся помощник машиниста электропоезда обязан доложить о своем прибытии дежурному машинисту-инструктору (дежурному по электродепо, оператору электродепо, дежурному по комнате приема пищи).
2.2.3. При постановке электроподвижного состава в отстой в электродепо, ПТО или на линии производить осмотр пассажирских салонов, проверять закрепление диванов и спинок пассажирских сидений. Результаты проверок отражать в специальном журнале.
2.2.4. Кратковременный уход помощника машиниста с состава, находящегося в отстое в электродепо или в ПТО, допускается при снятом с состава напряжении и получении разрешения машиниста электропоезда. При этом покидать территорию ПТО или электродепо запрещается.
Обязанности помощника машиниста при работе на линии.
Общие положения.
2.3.1.1. К времени, указанному в наряде или при вызове, помощник машинист обязан явиться в здравпункт, в соответствии с установленным в электродепо порядком, для прохождения медицинского осмотра и получения маршрутного листа.
Окончанием работы считается время, указанное в наряде, или время освобождения от работы администрацией.
2.3.1.2. После прохождения предрейсового медицинского осмотра и получения маршрутного листа в электродепо, на линейном пункте и других пунктах заступления помощник машинист обязан ознакомиться с вновь изданными приказами, указаниями, инструкциями и инструктажами. За их усвоение расписаться в «Книге ежедневного инструктажа», а за постоянно действующие нормативные документы - в «Книге росписей за руководящие документы» в установленные сроки.
2.3.1.3. В электродепо помощник машиниста обязан выяснить, на каком пути находится состав. При отсутствии машиниста электропоезда к приемке не приступать.
2.3.1.4. При заступлении на смену на линии помощник машиниста обязан выяснить у оператора линейного пункта, на каком пути станции находится принимаемый состав или уточнить время и станционный путь прибытия для смены локомотивной бригады.
2.3.1.5. Перед приёмкой электроподвижного состава получить поездное снаряжение для размещения на составе и проверить его исправность.
2.3.1.6. При следовании поезда по стрелочным переводам в режиме тяги или торможения, при следовании первым поездом, при включенном освещении в тоннеле, и в других случаях, требующих особой бдительности, обязан взяться за ручку стоп-крана.
2.3.1.7. Обязан называть вслух показания светофоров, определенные приказом начальника метрополитена, показания маршрутных указателей, положение стрелок в маршруте следования или величину допустимой скорости движения при подъезде к переносному сигнальному знаку уменьшения скорости. Если показание светофоров, положение стрелки или переносного сигнального знака уменьшения скорости (на кривых участках пути) первым видит машинист - он первым обязан назвать показание светофора, положение стрелки или величину допустимой скорости в месте ограничения, а помощник машиниста обязан повторить эту информацию.
2.3.1.8. Если во время работы на линии помощнику машиниста необходимо отлучиться из головной кабины для выяснения неисправности или по другим причинам, связанным с выполнением должностных обязанностей, он может это сделать только с разрешения или по указанию машиниста.
2.3.1.9. Во время движения поезда запрещается переход из вагона в вагон, кроме случаев, когда возникает угроза безопасности движения поездов и перевозимых в них пассажиров, При этом должны соблюдаться правила личной безопасности и исключена возможность травмирования пассажиров торцевыми дверями вагонов.
2.3.1.10. Обо всех выявленных недостатках в работе и о нарушениях нормальной работы подвижного состава по окончании смены обязан написать донесение установленной формы.