Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки
Кожа новорожденного и грудного ребенка имеет следующие основные анатомические особенности: роговой слой—тонкий, эпидермис в целом—сочный, рыхлый, базальная мембрана— недоразвита, нежная, рыхлая. В результате связь между более развитым эпидермисом и менее развитой дермой—собственно кожей — очень слабая. Кровеносные сосуды обычно развиты и широкие.
Кожа здорового грудного ребенка нежно-розового цвета, бархатистая, гладкая, нежная. Потовые железы, хотя и полностью сформированы к моменту рождения, имеют не вполне развитые просветы и не функционируют вследствие незрелости потоотделительных центров. Эти железы начинают функционировать на 3—4-м месяце жизни, сальные железы—уже в эмбриональном периоде после рождения они вполне развиты и выделяют много секрета.
Волосяной покров на голове у новорожденного обычно хорошо развит, но ввиду отсутствия сердцевины волосы мягкие. Спустя 4—8 нед после рождения значительная часть волос выпадает и постепенно заменяется новыми. У доношенного ребенка зародышевые пушковые волосы имеются только на спине между лопатками и в области плечевого пояса. Вскоре после рождения они выпадают.
Подкожный жировой слой у доношенного новорожденного развит очень хорошо, чем и объясняется округлость его форм. и глубокие складки на сгибах (паховые, локтевые и др.). Сильно развитый подкожный жировой слой имеет большое значение для ребенка как хорошая защита от потери тепла и как запас питательного материала.
Подкожный жировой слой развит не везде одинаково: у новорожденного он хорошо выражен на щеках, бедрах, голенях, плечах, предплечьях и хуже—на животе. В дальнейшем жировой слой увеличивается быстрее всего на лице и медленнее на животе, к полугоду достигает наибольшего развития, после чего увеличение его на некоторое время приостанавливается.
Состав жира у детей раннего возраста отличается тем, что в нем больше пальмитиновой и стеариновой кислот с более высокой точкой плавления. Вследствие этого у детей 1-х месяцев жизни подкожный жировой слой иногда легко становится более плотным под влиянием охлаждения или вследствие каких-либо тяжелых заболеваний.
Кожа ребенка выполняет многообразные функции, которые имеют отличительные черты, особенно в раннем возрасте. Нервный аппарат кожи ребенка (кожные рецепторы) недостаточно развит, и функции кожи у него во многих отношениях еще несовершенны. С постепенной и последовательной дифференци-ровкой и развитием центральной нервной системы, в особенности коры головного мозга, развиваются и совершенствуются функции кожи.
Одна из основных функций кожи—защитная—она предохраняет организм от вредных внешних воздействий. У ребенка раннего возраста защитная функция кожи несовершенна, так как поверхностные слои кожи очень нежны и тонки, поэтому легко ранимы. Трещины и. ссадины на коже ребенка могут явиться воротами любой инфекции.
Наряду с этим кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью по сравнению с кожей взрослого, грануляция и эпителизация раневых поверхностей кожи у детей идет значительно быстрее, чем у взрослых.
Кожа является важным органом теплорегуляции. У ребенка в. связи с недостаточным развитием терморегулирующей функции центральной нервной системы и энергичной отдачей через кожную поверхность влаги и тепла эта функция кожи крайне недостаточна. Вследствие этого происходит быстрое охлаждение тела ребенка при пониженной температуре воздуха и перегревание его при повышенной.
Выделительная функция кожи у детей развита хорошо благодаря тонкости рогового слоя, усиленному кровообращению в коже и относительно большой ее поверхности. Вместе с кожным салом, потом, роговыми чешуйками из организма выделяется ряд продуктов обмена, а также влага, испаряющаяся с поверхности кожи.
Дыхательная функция кожи выражается в выделении углекислоты и влаги в окружающий воздух. В жизнедеятельности организма ребенка эта функция кожи играет значительно большую роль, чем у взрослого.
Кроме того, в коже происходит синтез витаминаDa, играющего важную роль в фосфорно-кальциевом обмене в организме, особенно у детей 1-го года жизни.
У детей раннего возраста при оценке состояния кожи важное значение имеют два ее свойства: эластичность и тургор.
Эластичность кожи определяют по кожной складке на животе, захватывая кожу большим и указательным пальцами правой руки. Если собранная складка расправляется быстро, эластичность кожи нормальная, если не сразу, постепенно — эластичность кожи нарушена или потеряна. Это чаще наблюдается при обезвоживании организма, при быстрой потере жидкости, особенно при желудочно-кишечных заболеваниях.
Тургор кожи — это сопротивление, которое ощущается при сдавливании пальцами кожи и всех мягких тканей. Определяется тургор на внутренней поверхности бедер. Наиболее часто он ослабевает при острых и хронических расстройствах питания.
В связи с анатомо-физиологическими особенностями кожи ребенка требуется особенно тщательный уход за ней.
Уход за кожей
.Уход за кожей, ребенка состоит из ряда гигиенических процедур, таких, как. ванна, подмывание, утренний туалет, а также из профилактики опрелостей, ухода за волосистой частью кожи, за ногтями. ^
Ванна. До 6 мес ребенка надо купать ежедневно, с 6 до 12 мес—через день, после 1 года—не реже 2 раз в неделю, с 4—5 лет—1 раз в неделю (правила купания см. в разделе «Новорожденный ребенок»). В летнее время, когда дети играют с песком и легко загрязняются, их следует купать ежедневно независимо от возраста. Купать ребенка лучше в фаянсовой, эмалированной, оцинкованной ванне. Преимущество этих ванн в том, что их нетрудно содержать в чистоте. Стирать в них белье взрослых и даже пеленки ребенка нельзя. Перед купанием и после него ванну тщательно моют мылом и щеткой и ополаскивают чистой водой. Лучшее мыло для купания ребенка «Детское», так как оно не раздражает кожу. Достаточно пользоваться мылом 2 раза в неделю. Для мытья надо применять стираную марлю или мягкую ткань (кусок фланели, рукавичку из махровой ткани). Губки малогигиеничны, так как из них трудно удалить грязь, которая попадает в них при мытье. Моют сначала лицо без мыла, потом голову с мылом, затем тело. Продолжительность ванны для детей 1-го года жизни до 5 мин, на 2-м году 8—10 мин, после 2 лет 10—20 мин. Лучше купать ребенка перед кормлением. Чаще всего купают перед предпоследним или последним кормлением, т. е. перед ночным сном. Температура воды для детей 1-го полугодия жизни должна быть 37 °С, 2-го — на 1 °С ниже.
Подмывание. Каждый раз после стула, а также утром после ночного сна ребенка подмывают теплой, лучше проточной водой (из крана, если есть теплая вода, или из кружки). При значительном загрязнении кожи лучше подмывать с мылом.
Девочку надо подмывать спереди назад, чтобы вода, омывающая область ягодиц и заднего прохода, не попадала в половые органы. По окончании процедуры кожу обсушивают пеленкой и, если нужно, смазывают стерильным маслом.
После мочеиспускания ребенка следует обсушить кожу прикладыванием сухой пеленки, но не подмывать, так как слишком частые подмывания вызывают слущивание эпидермиса. Это может привести к образованию опрелостей.
Опрелости (покраснение, а иногда и мокнутия кожи) развиваются при дефектах ухода, а также при перегревании. Наиболее часто опрелости возникают на ягодицах, внутренней поверхности бедер, в паховых, иногда в шейных, подмышечных, заушных складках.
Для профилактики опрелостей все эти места необходимо смазывать жиром. Лучше всего пользоваться стерильным растительным маслом, например подсолнечным. Можно применять также рыбий жир или вазелиновое масло. Смазывать кожу надо кусочком ваты или марли. Этот способ предохранения от опрелостей значительно лучше, чем присыпка. Из присыпок самой лучшей является мелкий прокаленный тальк. Все
другие присыпки образуют комки, которые могут способствовать размножению бактерий.
При опрелостях кожные складки не промывают водой, а очищают и смазывают куском ваты, слегка смоченным в стерильном масле.
Уход за волосистой частью головы. У детей грудного возраста на коже головы, а иногда и бровей образуются корочки. Они состоят из клеток рогового слоя кожи и жира, выделяемого сальными железами. Это явление называется себореей. Под этими корочками нередко гнездятся микробы, и при рас-чесах могут возникнуть гнойничковые заболевания. При появлении чешуек или корочек соответствующие участки надо смазать стерильным или прокипяченным растительным маслом. При больших наслоениях рекомендуются масляные компрессы. Сложенную вчетверо марлю или другую мягкую ткань пропитывают стерильным или прокипяченным растительным маслом и укладывают на пораженные участки, сверху накладывают компрессную бумагу и забинтовывают. Через 12 ч компресс можно снять. Корочки размягчаются, их легко удаляют пинцетом или срезают ножницами вместе с волосами, которые находятся под корочками. Корочки не рекомендуется счесывать гребешком. Помогает отпадению корочек мытье головы теплой водой с мылом. Если корочки при этом не отделяются сразу, они отойдут через несколько дней во время очередного мытья головы.
Уход за ногтями. Стричь ребенку ногти надо с первых недель жизни. Длинными ногтями ребенок легко может царапаться, и под ними часто скапливается грязь. Ногти как на руках, так и на ногах надо стричь по мере их отрастания, но не реже 1 раза в неделю. Для стрижки ногтей следует пользоваться маленькими ножницами. Ногти на пальцах рук обстригают округло, на пальцах ног—прямолинейно.
Утренний туалет ребенка. Ежедневно после ночного сна ребенку необходим утренний туалет. Его умывают, подмывают, одевают в чистое сухое белье. Одновременно производят туалет слизистых оболочек. Глаза ребенка промывают 2 % раствором борной кислоты или кипяченой водой от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используют отдельные ватные тампоны, сначала влажный, а потом сухой. Нос ребенка чистят только ватными жгутиками—фитильками. Чистыми руками скручивают из ваты небольшой жгутик и для увеличения плотности прокатывают его между ладонями. Смоченный маслом (вазелиновым, подсолнечным) жгутик вводят в нос ребенка и продвигают вглубь легкими вращательными движениями пальцев. При наличии в носу выделений, корочек, грязи они остаются на жгутике. Нельзя для туалета пользоваться спичками или палочками, обернутыми ватой.
Один раз в 1—2 нед прочищают также наружные слуховые проходы от накапливающейся там ушной серы. Для этой цели жгутики лучше смочить раствором борной кислоты или водой, для просушки использовать сухие жгутики. Не следует фитильки вводить слишком глубоко. Слуховой проход новорожденных и грудных детей очень узок, поэтому вода, проникая в ухо во время купания, легко в нем задерживается, вызывает разбухание и слущивание чешуек кожи слухового прохода, что может привести к воспалительному процессу в ухе. Во время купания необходимо следить, чтобы вода не попадала в уши.
Полость рта протирать ребенку не следует, так как слизистая оболочка ее сухая и легко ранима. При появлении молочницы слизистую оболочку полости рта смазывают сахарным сиропом или 10 % раствором бората натрия в глицерине. Смазывание производят легким прикосновением рыхлого ватного тампона к слизистой оболочке. Не следует приучать ребенка к пустышке. Она негигиенична, неэстетична и, кроме вреда, ничего не приносит ребенку. При недостаточно гигиеническом обращении с пустышкой она может послужить источником инфицирования слизистой оболочки рта.
При уходе за кожей ребенка большое значение имеет одежда. Одежда ребенка должна удовлетворять следующим требованиям: 1) хорошо сохранять тепло; 2) не задерживать кожных испарений, впитывать влагу и легко ее отдавать; 3) не стеснять движений ребенка. Чтобы обеспечить хорошее состояние кожи ребенка и тех 41ункций, которые связаны с кожей, а следовательно, и общее состояние его организма (теплообмен, кожное дыхание, потоотделение, выделительная функция кожных желез и др.), следует соответственно каждому возрастному периоду иметь необходимые комплекты одежды.
Очень важно с первых дней жизни правильно одевать ребенка (технику пеленания см. в разделе «Новорожденный ребенок») . В комнате голову ребенка не следует покрывать ни чепчиками, ни косынками, так как они вызывают излишнюю потливость. Для прогулок в зимнее время надо использовать стеганые мешки с теплыми капюшонами. Ребенка, завернутого в одеяло с головой, повязанной платком, укладывают в такой мешок.
С 3-месячного возраста во время бодрствования ребенка не пеленают. Пеленки заменяют штанишками-чулками (ползунками), не стесняющими движения ног. С этого же возраста пов-ерх кофточки надевают нагрудник, так как у ребенка появляется обильное слюноотделение.
После 6—8 мес в комплект одежды вводят колготки ичи лифчик и чулки (пристегивающиеся к лифчику при помощи резинок) и мягкие башмачки (пинетки) из ткани или тонкой кожи. В зимнее время одежда ребенка состоит из кофточки и
во '
длинных штанишек на бретелях, летом — коротких штанишек или трусиков.
Одежда ребенка после 1 года должна быть сшита из мягких, хорошо стирающихся тканей светлых тонов. В зависимости от сезона она должна быть легкой (батист, ситец, штапель и др.) или теплой (бумазея, фланель, байка). Одежда должна быть удобной, ее лучше шить без ворошика, складок, оборок, лишних пуговиц.
После Г/г лет мальчику можно надевать костюмчик, девочке—платье. Детям старше 1 года зимой поверх костюма надевают короткое, легкое, теплое пальто, на голову—вязаную шапочку, в холодные дни — шапку-ушанку, на руки — рукавицы, на ноги — ботинки осенью и весной, валенки зимой.
Большое значение в уходе за ребенком имеет чистота белья Выстиранное и выглаженное белье лучше хранить в специальном шкафу или ящике, отдельно о г белья взрослых. Грязное белье ребенка хранят и стирают огдельно от белья взрослых. Мокрые пеленки следует обязательно простирывать, а не подсушивать.
В первые недели жизни рекомендуется проглаживать все белье, а также пеленки.