Лабиринтный тонический рефлекс (ЛМР).

ЛМР является проявлением функций вестибулярного аппарата.

Наблюдается с первых дней жизни – легкое напряжение разгибателей шеи, спины, ног в исходном положении лежа на спине. В исходном положении на животе , принимает позу эмбриона, голова приведена к грудной клетки, руки сгибаются и приведены к грудной клетки, кисти в кулачки, ноги к животу.

Влияние ЛМР исчезает к 2,5 месяцу

Тонический рефлекс с головы на туловище.

При повороте головы ребенка, лежащего на спине его туловище поворачивается в туже сторону блоком, одновременный поворот верхней и нижней части туловища. В норме сохраняется в течение 3-х месяцев. В дальнейшем он преобразуется в поворот с торсией, то есть в раздельный поворот верхней и нижней половины туловища.

Тонический рефлекс с таза на туловище.

При повороте таза в сторону туловище одновременно поворачивается блоком в туже сторону до 3-х месяцев.

Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР).

При опускании головы ребенка повышается тонус сгибателей рук и разгибателей ног. При запрокидывании головы повышается тонус разгибателей рук и сгибателей ног, угасает в 3 – 4 месяца.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс (АШТР).

При повороте головы в сторону в исходном положении на спине рука, к которой обращено лицо, выпрямляется, повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти (поза фехтовальщика), а в мышцах, к которым обращен затылок, повышается тонус сгибателей. Угасает к 3 месяцем.

Хватательный рефлекс.

Удерживает пальцы взрослого, вложенные в ладонь. У детей с нарушением ЦНС могут быть разные сроки угасания тонических рефлексов. В следствии этого происходит задержка психомоторного развития. А с нарушением мышечного тонуса развивается патологические изменения костно-мышечной системы, контрактуры, патологические позы и движения туловища, задерживаются координационные движения рук.

Применяют все средства ЛФК и массажа для скорого погашения рефлексов, лечение положением. Приблизительно от 2-х до 6-ти месяцев в норме эти рефлексы погашаются, и с этого момента начинают развиваться установочные. Благодаря им появляется возможность удерживать статические позы – сидеть, стоять, возможность становления моторики, произвольных движений.

Развивается антигравитация – преодоление сил земного притяжения – развитие структур головного мозга, способствующих вертикализации. На смену ЛМР приходит ЛУР (лабиринтный установочный рефлекс).

Благодаря ему, ребенок начинает:

─ держать голову, приподнимая ее,

─ опираться на предплечья,

─ удерживать плечевой пояс,

─ стоять на четвереньках, на коленях.

А затем и вертикальное положение туловища:

─ удерживать тело в положении сидя,

─ стоять и в ходьбе.

ЛУР – это важнейший рефлекс, способствующий преодолению силы тяжести и развития сложных цепных рефлексов, содействующих антигравитации. У больных этот рефлекс либо отсутствует, либо ослаблен, либо проявляется односторонне или в положении на спине или на животе.

У больных ДЦП – голова опущена на грудь. При таком положении головы активизируется ШТР и тонус сгибателей рук повышен. Это положение настолько стабильно, что приводит к формированию сгибательной пронаторной установки в локтевом и лучезапястном суставах. При таком положении невозможны разгибание и супинация рук.

Под влиянием тонических рефлексов задерживается развитие физиологического поясничного лордоза, что приводит к образованию кифоза и кифосколиоза. Задерживается развитие и ягодичных мышц, образуя контрактуры в суставах.

По мере развития головного мозга у здоровых детей:

Установочный шейный циклический симметричный рефлекс (УШЦСР) – благодаря ему, напрягаются разгибатели шеи к 2 см, а к 4 см – разгибатели ног.

Установочный шейный циклический асимметричный рефлекс (ЦШЦАР) – формируется с 4-х месяцев, благодаря ему, сохраняется равновесие при любых положениях тела ребенка и активная манипулятивная деятельность рук, а также развитие произвольных движений.

Рефлекс с тела на тело – положение тело в пространстве, удерживая в нормальном положении.

Рефлекс Ландау – а 6 месяцев ребенок, уложенный на стол в исходное положение на животе, чтобы голова и плечевой пояс были вне стола:

Ø разгибает туловище,

Ø поднимает голову и грудь,

Ø руки вытягивает вперед.

Исходное положение на спине, ноги вне стола – поднимает ноги на уровне туловища.

У больных Ландау проявляется частично или отсутствует – висят и голова и ноги, и руки.

Паротония – в движении включаются все мышечные группы. По мере тренировки выполняется только с помощью тех, которые необходимы для данного движения. В начале у малыша включается даже мимические мышцы, затем по мере освоения ходьбы включается группа мышц обеспечивающих ходьбу.

В создании ходьбы участвуют не только двигательный анализатор, но и кинестетический отдел, где чувствительные двигательные клетки фиксируют следовой образ проделанного движения. Поэтому вначале ребенок падает, идет неуверенно, теряет равновесие и, наконец, к 1 году овладевает ходьбой. Эта память с ростом ребенка становиться все более разнообразной и глубокой.

Коконтракция – одновременное повышение сгибателей и разгибателей ног, удерживающих позу. При постановке на ноги, напрягаются мышцы сгибателей и разгибателей, и ноги превращаются в столбы. Коконтракция позволяет производить смену различных поз при выполнении движений.

Лечение.

Лечение начинается с первых недель жизни, при выявлении заболеваний ЦНС. Перспектива лечения обосновывается резервами растущего организма, возможностью его реагировать на изменения внешней среды.

Специальные задачи:

1. Возможно полное расслабление спастически сокращенных мышц при гипертонусе.

2. Укрепление ослабленных мышц.

3. Улучшение функции дыхания.

4. Становление психомоторного развития с учетом онтогенетического развития.

5. Стимуляция отсутствующих или ослабленных врожденных рефлексов.

6. Развитие физических установочных рефлексов.

7. Профилактика и лечение грудного и поясничного кифоза, кифосколиоза, спастической кривошеи, патологической установки кисти и стоп.

8. Массаж и физические упражнения.

9. Лечение положением.

10. Нормализация объема в суставах, туловище и конечностей.

11. На фоне формирования правильного положения руки, кисти, пальцев, стимуляция хватательной опорной и манипуляционной функции руки.

12. Стимуляция движений в горизонтальном положении.

13. Постоянная стимуляция развития психики, речи.

Наши рекомендации